Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей
группы
«Сундучок
сказок»
Задачи:
Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в
диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно
окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).
Упражнять детей в четком и правильном произношении звуков а, о,
и, у, э.
Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на
вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать
предположения.
Упражнять в образовании слов по аналогии.
Пособия:
Демонстрационный материал: расписной сундучок (или короб),
фигурки сказки «Колобок», иллюстрация к сказке «Репка» (тянут
репку дед, бабка, внучка), аудиозапись сказки «Гуси-лебеди»,
мольберт, видеозапись сказки «Лиса и заяц», магнитофон.
Предварительная
работа:
Чтение сказок «Репка», Заюшкина избушка», «Три медведя»,
«Гуси-лебеди».
Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.
Прослушивание аудиозаписей сказок.
Игры малой подвижности «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди».
Настольная игра «Собери сказку по порядку».
Дидактическая игра «Дружная семейка».
Словарная
работа:
Словесные игры на дифференциацию звуков а, о, и, у, э, «Песенки
предметов», «Кто как поет».
Словесная игра «Животные и их детеныши», «Что было дальше в
сказке», «Герои сказок. Кто из какой?».
Драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный,
би-ба-бо, пальчиковый и т.п.).
Ход
занятия:
Общая организационная игра «Зайка серый умывается», игровая
ситуация «Мишка принес сундучок сказок».
Воспитатель:
Мишка нам принес сундучок сказок. Давайте посмотрим, что в
нем...
(Воспитатель открывает сундук так, чтобы дети не смогли увидеть
все содержимое. Достает фигурки Деда и Бабки из сказки
«Колобок»).
Воспитатель:
Посмотрите, кто это к нам в гости пришел?
Дети:
Дед и бабка. Пришли дед и бабка.
Воспитатель:
А из какой сказки?
Мишка:
Теремок.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, прав наш Мишка?
Дети:
Нет. В «Теремке» нет бабки с дедом (или подобные ответы).
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, в какой сказке есть дед и баба?
Дети:
«Колобок», «Курочка ряба», «Репка».
Воспитатель:
Иди, Рита, расскажи Мишке в каких сказках есть дед и бабка.
Рита:
Мишка, Дед и Баба есть в сказке «Репка» (другие варианты).
(Можно спросить несколько детей, если не все сказки перечислены
одним ребенком).
Воспитатель:
(Ставит на мольберт иллюстрацию к сказке «Репка».) Посмотрите,
к какой сказке эта иллюстрация. (Ответы детей). Правильно, к
сказке «Репка».
Мишка:
Я знаю, там они все вместе колобка пекли.
Воспитатель:
Ребята, что там за герои? Чем они заняты? Дети поясняют
(полилог), затем воспитатель предлагает одному из детей
объяснить Мишке кто нарисован и чем они заняты.
Ребенок:
Мишка, здесь дед, бабка, внучка. Они тянут репку.
Мишка:
Я понял, они репку вытянули.
Дети:
Нет. Они не вытянули.
Воспитатель:
А что же было дальше? (Полилог детей и итоговое объяснение
одного ребенка).
Мишка:
Ну, вот теперь я понял, что это сказка «Репка». Еще я вам
послушать сказку принес. Сможете угадать? (Слушание отрывка из
сказки «Гуси-лебеди»). Дети отгадывают, воспитатель их хвалит.
Воспитатель приглашает всех детей выйти на ковер и поиграть в
«гусей-лебедей».
Подвижная
игра
«Гуси-лебеди»
Воспитатель произносит слова: «Гуси-лебеди полетали, полетали,
покричали, покричали…» - дети летают по ковру, «и ни с чем
вернулись к Бабе Яге» - садятся на стульчики.
Воспитатель:
Где же нашла своего братца девочка?
Дети:
У Бабы Яги.
Воспитатель:
А где стояла избушка Бабы Яги?
Дети:
В лесу.
Воспитатель:
Когда в лесу потеряешься, нужно кричать «Ау». Давайте покричим
вместе. Хорошо слышно, потому что помогает эхо. Давайте
поиграем в эхо. Я – потерялась в лесу, а вы будете мое эхо. Я буду
кричать, а вы повторять, как я, только тише. Воспитатель
произносить поочередно звуки а, о, и, у, э, а дети повторяют.
Воспитатель:
(Достает из сундука Внучку). А вот и девочка к нам в гости
пришла. Из какой она сказки?
Мишка:
Я знаю, из сказки «Заюшкина избушка».
Дети:
Нет. Там нет девочки. «Репка», «Гуси-лебеди».
Воспитатель:
Давайте спросим у девочки «Как тебя зовут?»
Девочка-куколка:
Меня зовут Машенька.
Воспитатель:
Так из какой сказки Машенька?
Дети:
«Маша и медведь».
Воспитатель:
Машенька долго жила у Медведя в лесу и там, наверное видела
много зверей. Давайте поиграем с вами и Машенькой. Она вам
будет называть лесных зверей, а вы – их детенышей.
Лиса - …
Медведь - …
Волчица - …
Белка - …
Ёж - …
Машенька:
Спасибо вам, мне очень понравилось с Вами играть.
Мишка:
И мне помогли в сказках разобраться. Спасибо вам.
Воспитатель:
А еще в сказочном сундучке нам приготовлен подарок – сказка.
Называется сказка «Лиса и заяц». Послушаем ее и узнаем, есть ли
в этой сказке Дедушка, Бабушка или Машенька.