Как рождается поэзия? (конспект урока по роману Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Автор: Никулина Наталья Владимировна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "Подсинская СШ" Населённый пункт: село Подсинее Алтайского района Республики Хакасия Наименование материала: методическая разработка Тема: Как рождается поэзия? (конспект урока по роману Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Раздел: полное образование
Тема:
Как рождается поэзия? (роман Б. Пастернака
«Доктор Живаго»).
Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь».
Класс: 11
Автор-составитель:
Никулина Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Подсинская СШ»
Как рождается поэзия? (роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»).
Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь».
Он шёл на решительное сближение
языка прозы и языка поэзии…
Л. Озеров
(Сопровождается демонстрацией «
Как рождается поэзия
»,
фильмом в программе
Movie Maker «Свеча горела»)
Актуальность использования средств ИКТ: средства ИКТ позволяют
активизировать работу учащихся на уроке, обеспечивают наглядность изучаемого
материала, побуждают учащихся к творчеству.
Цели урока:
1. Обучающие: в ходе анализа раскрытие глубинного смысла стихотворения
«Зимняя ночь» и его внетекстовых связей, прослеживание, как расширяется и
преображается его смысл, пересекаясь со смыслами прозаической части романа и с
широким контекстом русской культурной традиции.
2. Развивающие : развитие коммуникативных навыков учащихся, навыков работы с
критической литературой и поэтическим текстом (составление плана, тезисов,
конспектирование, анализ стихотворного текста и т.п.).
3. Воспитательные: формирование у учащихся нравственных ценностей,
обогащение представлений учащихся об окружающем мире через призму поэзии Б.
Пастернака.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: универсальные.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер,
мультимедийное устройство.
1 этап: объявление темы, постановка целей урока, введение эпиграфа.
Слайды 1, 2 (демонстрация «Как рождается поэзия»)
(1 слайд)
Учитель:
«Зимняя
ночь»
Б.
Пастернака
входит
в
цикл
стихотворений,
составляющих последнюю часть романа «Доктор Живаго». Это роман особого типа
– роман поэта Б. Пастернака о поэте Юрии Живаго, о поэзии и о том, как поэзия
рождается.
(Учитель объявляет тему урока)
Утверждение критика Л. Озерова, взятое в качестве эпиграфа к уроку, послужит
для нас ключом для поиска взаимопроникновения, пересечения прозаического и
поэтического текстов: «Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка
поэзии…»
2
(2 слайд)
Задачи
урока: В ходе анализа раскрыть глубинный смысл стихотворения и его
внетекстовые связи, узнать, «как живут стихи», как рождается их смысл, как он
расширяется
и
преображается,
пересекаясь
со
смыслами
прозаической
части
романа и с широким контекстом русской культурной традиции.
2 этап:
реализация домашнего задания: выразительное чтение стихотворения
«Зимняя ночь» и прозаических фрагментов из романа «Доктор Живаго».
(3 слайд)
( В классе стилизованное «зимнее» окно, перед ним на столе свеча. Под тихий
аккомпанемент
вальса
Свиридова
к
повести
А.С.
Пушкина
«Метель»
ученики
читают
выразительно
или
наизусть
отрывок
из
романа
«Доктор
Живаго»
и
стихотворение «Зимняя ночь»)
3 этап: анализ стихотворения по вопросам учителя.
(4 слайд)
Учитель: О том, что герой романа Ю. Живаго – поэт, мы узнаём впервые в главах о
рождественских праздниках 1911 года. Праздник Рождества – фон, на котором
разворачиваются события третьей части романа в эпизоде «Ёлка у Свентицких». С
темой Рождества связана и тема творчества (читатель присутствует при рождении
поэта), и с темой любви (Тоня и Юра, между ними рождается чувство любви). Идея
рождества жизни скрыта в самой фамилии главного героя – Живаго. Фамилия
Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго – форма винительного
и
родительного
падежа
слова
«живой»
в
древнерусском
языке,
она
вызывает
ассоциации с именем «Христа, сына Бога живаго».
(5 слайд)
Роман «Доктор Живаго» - это роман о преодолении смерти. Одно из ранних
названий первых глав романа «Смерти не будет». Стихи Юрия Живаго – залог его
бессмертия, и не случайно Пастернак помещает их в финал романа.
(6 слайд)
Первый поэтический опыт Юрия – «Зимняя ночь» - задает образно-философскую
тему всему художественному пространству романа.
Анализ стихотворения «Зимняя ночь»
Учитель: В чем вы видите своеобразие композиции стихотворения?
Предполагаемый
ответ:
Стихотворение
имеет
рамочную
или
кольцевую
композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по
структуре и содержанию.
(7 слайд)
Учитель: Какое тематическое противопоставление намечено уже в первой строфе?
Предполагаемый
ответ:
В
первой
строфе
можно
увидеть
тематическое
противопоставление образов метели и свечи.
Учитель: Каково
смысловое
наполнение
образов
метели
и
свечи
в
контексте
стихотворения?
Предполагаемый
ответ:
Метель
символизирует
пространство
всей
земли,
пространство снаружи, за окном. («Мело, мело по всей земле, во все пределы».)
Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. («Свеча горела на
столе».)
3
Учитель: Метель – свеча – структурообразующая оппозиция всего стихотворения.
Слова «метель» и «свеча» можно рассматривать как контекстуальные антонимы.
Более
того
противопоставление
метель
–
свеча
лежит
в
основе
композиции
стихотворения.
Какие смысловые части в тексте стихотворения вы выделили бы?
Предполагаемый
ответ:
Первая
часть
–
это
вторая
и
третья
строфы,
их
объединяет тема метели, стихии снаружи, за оконной рамой, на всей земле.
Вторая часть – это строфы четвертая, пятая и седьмая. Тема этой части –
любовь, свидание, близость мужчины и женщины, то, что внутри комнаты.
Учитель: Как поэт структурно соединяет эти части?
Предполагаемый ответ: Шестая строфа объединяет темы метели и любви. («И
все терялось в снежной мгле…») Местоимение «всё» – контекстуальная замена
слов и словосочетаний, связанных с темой свечи и любовной близости. Первая,
третья, шестая и восьмая строфы соотносятся и тематически, и структурно.
Наличие
в
них
рефрена
объединяет
строфы
тематически,
а
синтаксический
параллелизм ёще резче подчеркивает антитезу «метель – свеча».
Учитель: Найдите слова, образующие лексико-тематическое поле «свеча».
Предполагаемый
ответ:
Свеча
в
стихотворении
–
это
ко н к р ет н о -
изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло.
В
группу
слов,
составляющих
тематическое
единство
можно
включить
и
метафорическое сочетание «жар соблазна». Жар – огонь, пламя. В контексте
стихотворения образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.
Учитель: Названы
ли
герои
стихотворения?
Какие
детали
говорят
о
их
присутствии?
Предполагаемый ответ: Герои прямо не названы, но они подразумеваются: это
мужчина и женщина. Они вдвоём в комнате и близки друг другу. Присутствие
человека уже в самом событии – «свеча горела». О присутствии в лирической
ситуации женщины говорят детали одежды: башмачки и платье. Контекст
употребления
этих
слов
вносит
в
строфу
тему
обнажения,
раздевания.
Волнующая ситуация любовного свидания одухотворена, освящена любовью.
Учитель: Выделите
в
четвертой
и
седьмой
строфах
повторы
слов
с
корнем
крест/крещ. Раскройте смысл метафоры «судьбы скрещенье».
Предполагаемый ответ: Смысл словосочетания «судьбы скрещенье» вырастает
из конкретно-изобразительного образа: тени на потолке в виде креста. Но его
можно понять и как метафору: «судьбы скрещенье» - переплетение, объединение
двух сердец, судеб мужчины и женщины.
Учитель: В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому
в словах «скрещенье», «крестообразно» не только смысл физической близости
мужчины
и
женщины,
но
и
скрытая
тема
святости.
Любовь,
страсть
в
стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и
спасение.
Тема святости продолжается в седьмой строфе. Как?
Предполагаемый
ответ: В
основе
сравнения
в
седьмой
строфе
лежит
антонимическое сопоставление: «жар соблазна – ангел». Слово «соблазн» входит
в
привычные
словосочетания
«дьявольский
соблазн»,
«греховный
соблазн».
Сравнение жара соблазна и ангела вносит в тему любовной близости значение
святости, чистоты.
Учитель: Любовь искупает всё, в том числе и грех, также как крестное страдание
искупило
грехи
человеческие.
Страсть
по-славянски
значит
прежде
всего
4
страдание. «Страсти Господни» - страдания господа на кресте за все человечество.
Для
Пастернака
любовь
земная,
её
загадка
и
прелесть
стоят
в
одном
ряду
с
загадками
жизни,
смерти,
творчества.
Как
поэт
рисует
художественное
пространство в стихотворении?
Предполагаемый
ответ: Лирическое событие совершается одновременно в двух
пространствах:
в
пространстве
всей
земли
и
в
замкнутом
пространстве
комнаты, освещённой горящей свечой. Пространство комнаты (стол, потолок,
угол) конкретное, ограниченное оконной рамой. Пространство всей земли («Мело,
мело по всей земле, во все пределы») огромное, безграничное.
Учитель: «Во все пределы» - как вы понимаете это выражение?
Предполагаемый ответ: Слово «предел» многозначно, в словаре Ожегова одно из
его переносных значений определяется как «судьба». (Такой уж ему предел/судьба
- на чужбине умереть».) Можно говорить о дополнительном, метафорическом
значении слова «предел» в строках «Мело, мело по всей земле во все пределы…»
Мело «во все пределы» - мело во все судьбы людские.
Учитель: Можно ли назвать образ метели символическим? Что значит этот символ
в контексте стихотворения и в контексте всего романа?
Предполагаемый ответ: Образ метели в стихотворении конкретен и символичен
одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое
действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.
4 этап: сопоставление содержания и символики стихотворения «Зимняя ночь»
и прозаических фрагментов из романа «Доктор Живаго».
Сравнительный анализ стихотворения и фрагментов романа.
Учитель: Эта враждебная человеку стихия действует не только в художественном
мире
стихотворения,
она
«господствует»
и
«соперничает»
с
человеком
на
протяжении всего романа «Юрий Живаго».
В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни, они ей
сопутствуют. С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание.
Метель - символ социальных катаклизмов. Последние октябрьские революционные
бои в Москве. Юрий Живаго узнаёт о введении в России диктатуры пролетариата.
То, что происходит в городе, - «последние залпы сломленного сопротивления»,
«слабые зарева залитых пожаров» - кажется ему сходным с тем, что происходит в
природе.
«…Вдруг снег повалил густо - густо и стала разыгрываться метель, та метель,
которая в открытом поле с визгом стелется по земле, а в городе мечется в
тесном тупике, как заблудившаяся. Что-то сходное творилось в нравственном
мире и физическом, вблизи и вдали, на земле и в воздухе».
Включение стихотворения «Зимняя ночь» в текст романа позволяет сделать вывод о
том, что и в художественном мире стихотворения метель – это не просто природная
стихия в феврале, но и символическое изображение социальных бурь.
(8 слайд)
Вспомните, в каких произведениях русской литературы метель не просто явление
природы, но и «действующее лицо», компонент сюжета, символический образ?
Предполагаемый
ответ: В пушкинских произведениях «Метель», «Капитанская
дочка» метель – символ рокового стечения обстоятельств, порой играющих в
судьбе героя решающую роль. В поэме А. Блока «Двенадцать» метель – стихия
революции, символ разрушения старого мира и грядущих перемен. Герои романа М.
Булгакова «Белая гвардия» Турбины – люди, заблудившиеся в железном буране
5
революции
и
нашедшие
в
ней
своё
место
и
свою
дорогу.
Метель
метёт
по
страницам русской литературы.
( Аналитическая работа с отрывками из текста романа .)
(9 слайд)
Учитель: Стихотворение «Зимняя ночь» пишет Юрий Живаго. В каком контексте
оно впервые появляется, и когда оно было закончено?
(Находят и читают четвертый и пятый абзац в отрывке «Ёлка у Свентицких» и
второй и третий абзацы из отрывка «Опять в Варыкино»).
Предполагаемый
ответ: Замысел
стихотворения
«Зимняя
ночь»
возникает
во
время Рождественских праздников в 1911 году, когда юные Тоня и Юра влюблены
друг в друга. Завешение стихотворения «пришло» через 10 лет в Варыкино, где
Лара и Юрий спасались от стихий революции.
Учитель: Назовите общую тему прозаических фрагментов и стихотворения.
Предполагаемый ответ: Тема любви, судьбы влюбленных в мире войн и революций
(стихий).
Следует
отметить
общность
сюжета:
герой
и
героиня,
свидание,
свеча.
Учитель:
Есть
ли
сходство
в
композиционно-пространственной
организации
фрагментов прозы и стихотворения?
Предполагаемый ответ: Антитеза - мир за окном и мир в комнате – является
композиционным стержнем прозы и стихотворения.
Учитель: Через
какие
детали
описания
реализуется
противопоставление
в
прозаическом тексте?
«Ёлка у Свентицких»
Мир за окном
Мир в комнате
«ледяная стужа»
«зажженные свечи»
«чёрный лёд»
«огарок в подсвечнике»
«серым инеем»
«новая свеча на подоконнике»
«толстый слой льда и снега»
«огонь свечи проникал на улицу»
«Опять в Варыкино»
Мир за окном
Мир в комнате
«голубела зимняя морозная ночь»
«свет лампы»
«роскошь морозной ночи»
«посмотрел в окно»
«волки воют на луну на поляне»
«белые листы бумаги»
«лампа горела»
Учитель: В чём проявилась конкретность, предметность лирической ситуации в
прозаическом тексте?
Предполагаемый ответ: Точно обозначено время и место действия: Рождество
1911 года. Камергерский переулок, комната Паши, зима 1918 года, Варыкино, дом
Микулициных.
Конкретное
описание
улицы
в
главе
«Ёлка
у
Свентицких»
с
использованием
реалистичных
сравнений:
«Лёд
толстый,
как
стеклянные
донышки битых бутылок», «дымились двери чайных и харчевен», «обмороженные
лица прохожих, красные, как колбаса». Конкретный образ свечи (лампы) – «свеча
на подоконнике из нераспечатанной пачки», «свет лампы на столе в кабинете». У
главных персонажей есть собственные имена: Юра и Тоня, Паша и Лара, Лара и
Юра.
6
Учитель: Лирическая
ситуация
стихотворения
представлена
одновременно
и
символически-обобщенно, даже космически-глобально, и конкретно-предметно. В
чем выражается конкретный и символический план стихотворения?
Конкретный план
Символико-обобщенный
«свеча горела на столе»
«свеча горела» повтор 8 раз
«на свечку дуло из угла»
«мело, мело во все пределы»
«ночник» «потолок» «тени»
«всё терялось в снежной мгле»
«два башмачка» «платье»
«судьбы скрещенье»
«в феврале»
«жар соблазна вздымал, как ангел, два
крыла крестообразно»
Учитель:
Символический
смысл
стихотворения
связан
с
традиционными
повторяющимися образами: свеча, метель, пространство всей земли. Конкретность
изображения подчеркивает единичность, неповторимость лирической ситуации.
Отношения
прозаического
и
стихотворного
текстов
романа
художественно
моделируют
взаимоотношения
действительности,
повседневности
и
художественного
текста.
Конкретные
образы
(московские
зимние
улицы,
Варыкино, зимний мороз), реальные люди (Юра, Тоня, Паша, Лара) приобретают
символическое значение: свеча – символ любви, жизни; холод, мороз, метель –
символ враждебной человеку стихии; он и она – образы любящих друг друга
мужчины и женщины. Из повседневности рождается поэтический шедевр.
(10 -11 слайды)
Пастернак так описывал процесс создания стихотворения «Зимняя ночь» Юрием
Живаго: «Тоска сосала его сердце. Но ещё больше томило его ожидание вечера и
желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал каждый».
Как бы вы определили художественный смысл стихотворения «Зимняя ночь»?
Предполагаемый
ответ: Если коротко сказать, о чём это стихотворение, оно
покажется достаточно традиционным. Это стихотворение о любви и страсти
двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как
свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение
о любви и страсти любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки
«метелям» жизни.
5
этап:
интерпретация
стихотворения
«Зимняя
ночь»
в
музыкальной
композиции Ирины Сказиной «Свеча горела…»
Сопоставление интерпретации певицы со своим впечатлением от
стихотворения.
Фильм в программе Movie Maker «Пастернак»
Учитель: Настоящая лирика ценна во все времена тем, что каждый находит в ней
созвучное
собственным
чувствам
и
переживаниям.
Слова
поэта
выражают
движение и своей души, и души каждого из нас. Многие современные исполнители
выбирают
для
своих
произведений
стихи
классиков.
Есть
в
репертуаре
А.
Пугачёвой, Носкова, И. Сказиной песня на стихи Б. Пастернака «Зимняя ночь».
Послушайте, посмотрите небольшой фильм и сопоставьте со своим впечатлением
7
от стихотворения интерпретацию произведения Пастернака в исполнении певицы
И.Сказиной.
(Смотрят фильм, слушают песню «Свеча» в исполнении И. Сказиной)
Письменно высказывают свои впечатления об исполнении.
По
окончании
ученики
получают задания