Напоминание

Как рождается поэзия? (конспект урока по роману Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"


Автор: Никулина Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Подсинская СШ"
Населённый пункт: село Подсинее Алтайского района Республики Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как рождается поэзия? (конспект урока по роману Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Раздел: полное образование





Назад





Конспект урока литературы

Тема:
Как рождается поэзия? (роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»). Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь».
Класс: 11

Автор-составитель:

Никулина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Подсинская СШ»


Как рождается поэзия? (роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»).

Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь».


Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии… Л. Озеров
(Сопровождается демонстрацией «

Как рождается поэзия

»,

фильмом в программе

Movie Maker «Свеча горела»)

Актуальность использования средств ИКТ:
средства ИКТ позволяют активизировать работу учащихся на уроке, обеспечивают наглядность изучаемого материала, побуждают учащихся к творчеству. Цели урока:
1. Обучающие:
в ходе анализа раскрытие глубинного смысла стихотворения «Зимняя ночь» и его внетекстовых связей, прослеживание, как расширяется и преображается его смысл, пересекаясь со смыслами прозаической части романа и с широким контекстом русской культурной традиции.
2. Развивающие
: развитие коммуникативных навыков учащихся, навыков работы с критической литературой и поэтическим текстом (составление плана, тезисов, конспектирование, анализ стихотворного текста и т.п.).
3. Воспитательные:
формирование у учащихся нравственных ценностей, обогащение представлений учащихся об окружающем мире через призму поэзии Б. Пастернака.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
универсальные.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
компьютер, мультимедийное устройство.
1 этап:
объявление темы, постановка целей урока, введение эпиграфа. Слайды 1, 2 (демонстрация «Как рождается поэзия»)
(1 слайд)

Учитель:
«Зимняя ночь» Б. Пастернака входит в цикл стихотворений, составляющих последнюю часть романа «Доктор Живаго». Это роман особого типа – роман поэта Б. Пастернака о поэте Юрии Живаго, о поэзии и о том, как поэзия рождается. (Учитель объявляет тему урока) Утверждение критика Л. Озерова, взятое в качестве эпиграфа к уроку, послужит для нас ключом для поиска взаимопроникновения, пересечения прозаического и поэтического текстов:
«Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка

поэзии…»
2

(2 слайд)

Задачи

урока:
В ходе анализа раскрыть глубинный смысл стихотворения и его внетекстовые связи, узнать, «как живут стихи», как рождается их смысл, как он расширяется и преображается, пересекаясь со смыслами прозаической части романа и с широким контекстом русской культурной традиции.
2 этап:
реализация домашнего задания: выразительное чтение стихотворения «Зимняя ночь» и прозаических фрагментов из романа «Доктор Живаго».
(3 слайд)
( В классе стилизованное «зимнее» окно, перед ним на столе свеча. Под тихий аккомпанемент вальса Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» ученики читают выразительно или наизусть отрывок из романа «Доктор Живаго» и стихотворение «Зимняя ночь»)
3 этап:
анализ стихотворения по вопросам учителя.
(4 слайд)
Учитель: О том, что герой романа Ю. Живаго – поэт, мы узнаём впервые в главах о рождественских праздниках 1911 года. Праздник Рождества – фон, на котором разворачиваются события третьей части романа в эпизоде «Ёлка у Свентицких». С темой Рождества связана и тема творчества (читатель присутствует при рождении поэта), и с темой любви (Тоня и Юра, между ними рождается чувство любви). Идея рождества жизни скрыта в самой фамилии главного героя – Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго – форма винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем «Христа, сына Бога живаго».
(5 слайд)
Роман «Доктор Живаго» - это роман о преодолении смерти. Одно из ранних названий первых глав романа «Смерти не будет». Стихи Юрия Живаго – залог его бессмертия, и не случайно Пастернак помещает их в финал романа.
(6 слайд)
Первый поэтический опыт Юрия – «Зимняя ночь» - задает образно-философскую тему всему художественному пространству романа.
Анализ стихотворения «Зимняя ночь»
Учитель: В чем вы видите своеобразие композиции стихотворения? Предполагаемый ответ: Стихотворение имеет рамочную или кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию.
(7 слайд)
Учитель: Какое тематическое противопоставление намечено уже в первой строфе? Предполагаемый ответ: В первой строфе можно увидеть тематическое противопоставление образов метели и свечи. Учитель: Каково смысловое наполнение образов метели и свечи в контексте стихотворения? Предполагаемый ответ: Метель символизирует пространство всей земли, пространство снаружи, за окном. («Мело, мело по всей земле, во все пределы».) Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. («Свеча горела на столе».) 3
Учитель: Метель – свеча – структурообразующая оппозиция всего стихотворения. Слова «метель» и «свеча» можно рассматривать как контекстуальные антонимы. Более того противопоставление метель – свеча лежит в основе композиции стихотворения. Какие смысловые части в тексте стихотворения вы выделили бы? Предполагаемый ответ: Первая часть – это вторая и третья строфы, их объединяет тема метели, стихии снаружи, за оконной рамой, на всей земле. Вторая часть – это строфы четвертая, пятая и седьмая. Тема этой части – любовь, свидание, близость мужчины и женщины, то, что внутри комнаты. Учитель: Как поэт структурно соединяет эти части? Предполагаемый ответ: Шестая строфа объединяет темы метели и любви. («И все терялось в снежной мгле…») Местоимение «всё» – контекстуальная замена слов и словосочетаний, связанных с темой свечи и любовной близости. Первая, третья, шестая и восьмая строфы соотносятся и тематически, и структурно. Наличие в них рефрена объединяет строфы тематически, а синтаксический параллелизм ёще резче подчеркивает антитезу «метель – свеча». Учитель: Найдите слова, образующие лексико-тематическое поле «свеча». Предполагаемый ответ: Свеча в стихотворении – это ко н к р ет н о - изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло. В группу слов, составляющих тематическое единство можно включить и метафорическое сочетание «жар соблазна». Жар – огонь, пламя. В контексте стихотворения образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни. Учитель: Названы ли герои стихотворения? Какие детали говорят о их присутствии? Предполагаемый ответ: Герои прямо не названы, но они подразумеваются: это мужчина и женщина. Они вдвоём в комнате и близки друг другу. Присутствие человека уже в самом событии – «свеча горела». О присутствии в лирической ситуации женщины говорят детали одежды: башмачки и платье. Контекст употребления этих слов вносит в строфу тему обнажения, раздевания. Волнующая ситуация любовного свидания одухотворена, освящена любовью. Учитель: Выделите в четвертой и седьмой строфах повторы слов с корнем крест/крещ. Раскройте смысл метафоры «судьбы скрещенье». Предполагаемый ответ: Смысл словосочетания «судьбы скрещенье» вырастает из конкретно-изобразительного образа: тени на потолке в виде креста. Но его можно понять и как метафору: «судьбы скрещенье» - переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины. Учитель: В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому в словах «скрещенье», «крестообразно» не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости. Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение. Тема святости продолжается в седьмой строфе. Как? Предполагаемый ответ: В основе сравнения в седьмой строфе лежит антонимическое сопоставление: «жар соблазна – ангел». Слово «соблазн» входит в привычные словосочетания «дьявольский соблазн», «греховный соблазн». Сравнение жара соблазна и ангела вносит в тему любовной близости значение святости, чистоты. Учитель: Любовь искупает всё, в том числе и грех, также как крестное страдание искупило грехи человеческие. Страсть по-славянски значит прежде всего 4
страдание. «Страсти Господни» - страдания господа на кресте за все человечество. Для Пастернака любовь земная, её загадка и прелесть стоят в одном ряду с загадками жизни, смерти, творчества. Как поэт рисует художественное пространство в стихотворении? Предполагаемый ответ: Лирическое событие совершается одновременно в двух пространствах: в пространстве всей земли и в замкнутом пространстве комнаты, освещённой горящей свечой. Пространство комнаты (стол, потолок, угол) конкретное, ограниченное оконной рамой. Пространство всей земли («Мело, мело по всей земле, во все пределы») огромное, безграничное. Учитель: «Во все пределы» - как вы понимаете это выражение? Предполагаемый ответ: Слово «предел» многозначно, в словаре Ожегова одно из его переносных значений определяется как «судьба». (Такой уж ему предел/судьба - на чужбине умереть».) Можно говорить о дополнительном, метафорическом значении слова «предел» в строках «Мело, мело по всей земле во все пределы…» Мело «во все пределы» - мело во все судьбы людские. Учитель: Можно ли назвать образ метели символическим? Что значит этот символ в контексте стихотворения и в контексте всего романа? Предполагаемый ответ: Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.
4 этап: сопоставление содержания и символики стихотворения «Зимняя ночь»

и прозаических фрагментов из романа «Доктор Живаго».
Сравнительный анализ стихотворения и фрагментов романа. Учитель: Эта враждебная человеку стихия действует не только в художественном мире стихотворения, она «господствует» и «соперничает» с человеком на протяжении всего романа «Юрий Живаго». В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни, они ей сопутствуют. С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание. Метель - символ социальных катаклизмов. Последние октябрьские революционные бои в Москве. Юрий Живаго узнаёт о введении в России диктатуры пролетариата. То, что происходит в городе, - «последние залпы сломленного сопротивления», «слабые зарева залитых пожаров» - кажется ему сходным с тем, что происходит в природе.
«…Вдруг снег повалил густо - густо и стала разыгрываться метель, та метель,

которая в открытом поле с визгом стелется по земле, а в городе мечется в

тесном тупике, как заблудившаяся. Что-то сходное творилось в нравственном

мире и физическом, вблизи и вдали, на земле и в воздухе».
Включение стихотворения «Зимняя ночь» в текст романа позволяет сделать вывод о том, что и в художественном мире стихотворения метель – это не просто природная стихия в феврале, но и символическое изображение социальных бурь.
(8 слайд)
Вспомните, в каких произведениях русской литературы метель не просто явление природы, но и «действующее лицо», компонент сюжета, символический образ? Предполагаемый ответ: В пушкинских произведениях «Метель», «Капитанская дочка» метель – символ рокового стечения обстоятельств, порой играющих в судьбе героя решающую роль. В поэме А. Блока «Двенадцать» метель – стихия революции, символ разрушения старого мира и грядущих перемен. Герои романа М. Булгакова «Белая гвардия» Турбины – люди, заблудившиеся в железном буране 5
революции и нашедшие в ней своё место и свою дорогу. Метель метёт по страницам русской литературы. (
Аналитическая работа с отрывками из текста романа
.)
(9 слайд)
Учитель: Стихотворение «Зимняя ночь» пишет Юрий Живаго. В каком контексте оно впервые появляется, и когда оно было закончено? (Находят и читают четвертый и пятый абзац в отрывке
«Ёлка у Свентицких»
и второй и третий абзацы из отрывка
«Опять в Варыкино»).
Предполагаемый ответ: Замысел стихотворения «Зимняя ночь» возникает во время Рождественских праздников в 1911 году, когда юные Тоня и Юра влюблены друг в друга. Завешение стихотворения «пришло» через 10 лет в Варыкино, где Лара и Юрий спасались от стихий революции. Учитель: Назовите общую тему прозаических фрагментов и стихотворения. Предполагаемый ответ: Тема любви, судьбы влюбленных в мире войн и революций (стихий). Следует отметить общность сюжета: герой и героиня, свидание, свеча. Учитель: Есть ли сходство в композиционно-пространственной организации фрагментов прозы и стихотворения? Предполагаемый ответ: Антитеза - мир за окном и мир в комнате – является композиционным стержнем прозы и стихотворения. Учитель: Через какие детали описания реализуется противопоставление в прозаическом тексте? «Ёлка у Свентицких» Мир за окном Мир в комнате «ледяная стужа» «зажженные свечи» «чёрный лёд» «огарок в подсвечнике» «серым инеем» «новая свеча на подоконнике» «толстый слой льда и снега» «огонь свечи проникал на улицу» «Опять в Варыкино» Мир за окном Мир в комнате «голубела зимняя морозная ночь» «свет лампы» «роскошь морозной ночи» «посмотрел в окно» «волки воют на луну на поляне» «белые листы бумаги» «лампа горела» Учитель: В чём проявилась конкретность, предметность лирической ситуации в прозаическом тексте? Предполагаемый ответ: Точно обозначено время и место действия: Рождество 1911 года. Камергерский переулок, комната Паши, зима 1918 года, Варыкино, дом Микулициных. Конкретное описание улицы в главе «Ёлка у Свентицких» с использованием реалистичных сравнений: «Лёд толстый, как стеклянные донышки битых бутылок», «дымились двери чайных и харчевен», «обмороженные лица прохожих, красные, как колбаса». Конкретный образ свечи (лампы) – «свеча на подоконнике из нераспечатанной пачки», «свет лампы на столе в кабинете». У главных персонажей есть собственные имена: Юра и Тоня, Паша и Лара, Лара и Юра. 6
Учитель: Лирическая ситуация стихотворения представлена одновременно и символически-обобщенно, даже космически-глобально, и конкретно-предметно. В чем выражается конкретный и символический план стихотворения? Конкретный план Символико-обобщенный «свеча горела на столе» «свеча горела» повтор 8 раз «на свечку дуло из угла» «мело, мело во все пределы» «ночник» «потолок» «тени» «всё терялось в снежной мгле» «два башмачка» «платье» «судьбы скрещенье» «в феврале» «жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно» Учитель: Символический смысл стихотворения связан с традиционными повторяющимися образами: свеча, метель, пространство всей земли. Конкретность изображения подчеркивает единичность, неповторимость лирической ситуации. Отношения прозаического и стихотворного текстов романа художественно моделируют взаимоотношения действительности, повседневности и художественного текста. Конкретные образы (московские зимние улицы, Варыкино, зимний мороз), реальные люди (Юра, Тоня, Паша, Лара) приобретают символическое значение: свеча – символ любви, жизни; холод, мороз, метель – символ враждебной человеку стихии; он и она – образы любящих друг друга мужчины и женщины. Из повседневности рождается поэтический шедевр.
(10 -11 слайды)
Пастернак так описывал процесс создания стихотворения «Зимняя ночь» Юрием Живаго: «Тоска сосала его сердце. Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал каждый». Как бы вы определили художественный смысл стихотворения «Зимняя ночь»? Предполагаемый ответ: Если коротко сказать, о чём это стихотворение, оно покажется достаточно традиционным. Это стихотворение о любви и страсти двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви и страсти любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.
5

этап:

интерпретация

стихотворения

«Зимняя

ночь»

в

музыкальной

композиции Ирины Сказиной «Свеча горела…»

Сопоставление интерпретации певицы со своим впечатлением от

стихотворения.

Фильм в программе Movie Maker «Пастернак»
Учитель: Настоящая лирика ценна во все времена тем, что каждый находит в ней созвучное собственным чувствам и переживаниям. Слова поэта выражают движение и своей души, и души каждого из нас. Многие современные исполнители выбирают для своих произведений стихи классиков. Есть в репертуаре А. Пугачёвой, Носкова, И. Сказиной песня на стихи Б. Пастернака «Зимняя ночь». Послушайте, посмотрите небольшой фильм и сопоставьте со своим впечатлением 7
от стихотворения интерпретацию произведения Пастернака в исполнении певицы И.Сказиной. (Смотрят фильм, слушают песню «Свеча» в исполнении И. Сказиной) Письменно высказывают свои впечатления об исполнении. По окончании ученики получают
задания

для

письменной

работы
по итогам урока. 8


В раздел образования