Напоминание

"ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!"


Автор: Юлукова Гузель Гайсиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Рябинушка"
Населённый пункт: с.Красноусольский
Наименование материала: НОД
Тема: "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методический кабинет МАДОУ детский сад № 1 «Рябинушка» село Красноусольский ул. Коммунистическая 4, МР Гафурийский район РБ Непосредственно–образовательная деятельность в старшей группе Воспитатель: Юлукова Газель Гайсиевна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Тема: «Золотая Хохлома»

Вид
: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип:
интегрированная.

Интеграция образовательных областей
: Художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Цель
:
развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству.
Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи. - Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности. - Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Познавательное развитие:
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи. - Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Речевое развитие:
Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Чтение художественной литературы:
Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Социально-коммуникативное:
Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Здоровье:
Развивать потребность в двигательной активности.
Музыкальное развитие:
Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов. Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!». Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Методы:
словесный ,практический, наглядный.
Материал и оборудование:
Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (тарелки) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, ватные палочки, банки с водой, бумажные салфетки.
ТСО:
Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии русских народных наигрышей, мультимедиа.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Дети входят в группу и встают полукругом. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Молодцы! Скажите мне, ребята, куда мы отправляемся, когда нам что- нибудь нужно приобрести? Дети: В магазин.
Воспитатель: Верно, в настоящее время – это магазины. А в давние времена не было магазинов. Где же люди покупали товары? Дети: На ярмарке. Воспитатель: А что это такое – ярмарка? Дети: Это большой базар, где продают и покупают разные товары, карусели, сладости, качели. Воспитатель: Кто изготавливал товары на ярмарки? Дети: Мастера, народные умельцы. Воспитатель: А давайте с вами отправимся на ярмарку, но в качестве мастеров, а не покупателей! Вы хотите? Дети: Да. Воспитатель: Тогда встанем в хоровод.
Хоровод «Травушка-муравушка»
Звучит русская народная мелодия. 1.Травушка-муравушка, зеленись, зеленись, К золотому солнышку потянись, потянись. Дождик, теплых капелек не жалей, не жалей, Травушку-муравушку ты полей, ты полей. 2. Ты, весенний ветерок, не скучай, не скучай, Травушку-муравушку овевай, овевай. Будут нашу травушку все любить, все любить, Будут красны девицы хоровод заводить. 3. Вместе с нашей травушкой мы растем, мы растем. Из цветов лазоревых мы венок сплетем. Травушка-муравушка, зеленись, зеленись, К золотому солнышку потянись, потянись. (дети выполняют движения согласно текста песни) Вот мы с вами и оказались на ярмарке! (дети подходят к хохломскому столику, на котором стоит посуда). Посмотрите на эти изделия. Как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой! Дети рассматривают выставку. Вопрос: Какие цвета используют мастера? Ответ: Красный, черный, желтый, зеленый. Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде? Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка. Правильно, молодцы! Воспитатель: Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Сейчас мы об этом узнаем. Садитесь на стульчики, послушайте

рассказ, и посмотрим слайды(1-4)
. Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

слайды (5 – 12).
1. Вытачивание изделий на станке. 2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины. 3. Шкурят – протирают наждачной бумагой. 4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей. 5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи. 6. Затем каждое изделие расписывают мастерицы кисточкой. 7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома». 8. А вот и красивые хохломские изделия. Воспитатель: А теперь для того, чтобы вспомнить основные элементы хохломской росписи, я предлагаю вам поиграть со мной в игру
«Ромашка».
Посмотрите на доску, на ней приклеен центр ромашки. У меня на столе находятся лепестки ромашки. На каждом лепестке нарисованы элементы хохломской росписи. Вы будете выбирать по одному лепестку, называть элемент и приклеивать его к центру ромашки. Кто первый подойдет? (Дети
подходят, выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки). Воспитатель: Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров- художников. Но для начала вспомним последовательность действий: Кисть держим тремя пальцами почти вертикально; затем рисуем слегка изогнутую ветвь; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – кайму по краю тарелочки. - А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней). Не сидится им опять (встряхивание кистями). Постучали, повертели, Рисовать мы захотели Скажем вместе волшебные слова Кисти, кисти помогите Хохлому рисовать начните!
Дети рисуют под музыку.
Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам устроить выставку ваших работ. Все работы выкладываются на большой стол, дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные. Воспитатель
:
Посмотрите, какие красивые тарелки у вас получились, как будто у настоящих мастеров Хохломы, настоящее золотое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какая тарелка понравилась больше вам, и почему? Вызываю 3-4 человека. Ребенок выбирает тарелки и объясняет, почему он его выбрал. Воспитатель подводит итог
:
У многих из вас получились красивые тарелки, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены листочки. Правда вот этот узор немного неудачен – завитки прерываются. И не у всех еще красиво получились эти замечательные хохломские узоры. Но вы ведь еще молодые хохломские мастера, и я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится . Воспитатель:А как вы будете расхваливать свой товар? Дети:На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь. Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте. Не проходите мимо! И т.д. Воспитатель: Ребята, мы побывали на ярмарке. В качестве кого вы там были? Дети: В качестве мастеров-художников.
Воспитатель: Что вы готовили для ярмарки? Дети: Хохломскую роспись. Воспитатель: Какими элементами вы расписывали свои изделия? Дети: Завитки, ягодки, травинки, капельки, кустики и т.д. Воспитатель: Вы отлично поработали! Молодцы! (Воспитатель раздает детям смайлики с отсутствующим ротиком и обращается к детям). Воспитатель
:
Дети, если вам понравилось быть мастерами-художниками, то дорисуйте смайликам улыбающийся ротик. Если нет – то грустный ротик. (Дети рисуют и приклеивают на доску свои смайлики).


В раздел образования