Напоминание

Программа руководства самовоспитанием студентов


Автор: Артемова Ирина Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа руководства самовоспитанием студентов
Раздел: высшее образование





Назад




Министерство образования Тульской области Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский педагогический колледж»
Программа

руководства самовоспитанием студентов
Выполнила: Артемова И.Б. Должность: социальный педагог Тула 2016 г.


2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Сущность самовоспитания……………………………………………..5 2. Этапы самовоспитания……..…………………………………………6 3. Правила способствующие самовоспитанию (по А.И. Кочетову)……7 4. Дневник самовоспитания…..………………………………………….8 5. Совершенствование программы самовоспитания….………………..9 6. Заключение……………………………………….…………………...10 Приложение
3
Введение
Самовоспитание - работа над собой, начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера. Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем. Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек. Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство. Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у воспитанника стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия. Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д. Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.
4 Исходя из этого, перед педагогом стоят следующие задачи: 1. Стимулировать у студентов интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность. 2. Вооружить студентов системой знаний по вопросам самовоспитания. 3. Вооружить студентов методикой самовоспитания. Целенаправленная работа в данном плане предполагает следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием: I этап – побуждение у студентов стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств. II этап – оказание помощи студентам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у студентов есть желание стать лучше). III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться). IV этап – Вооружение студентов методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности. V этап – самоконтроль. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: · трудолюбие; · творческое отношение к труду; · высокая культура поведения. В своей статье "О нравственном воспитании студентов" Л. А. Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы: работа по нравственному воспитанию студентов результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения.
5
7.

Сущность самовоспитания
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и гото в н о с т и к с а м о о п р ед е л е н и ю , с а м о в ы р а ж е н и ю , с а м о р а с к р ы т и ю , самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. Содержание самовоспитания составляют следующие слагаемые: 1. Интеллектуальное самовоспитание. 2. Этическое самовоспитание. 3. Физическое самовоспитание. 4. Психологическое самовоспитание. 5. Физическое самовоспитание. 6. Эстетическое самовоспитание. 7. Профессиональное самовоспитание. 8. Нравственное самовоспитание. Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. 1. Формирование высокоуровневого общего образования 2. Воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. 3. Систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему. 4. Получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения
2. Этапы самовоспитания

6 1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды воспитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.). 2. Второй этап - самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека. 3. Третий этап - выбор средств, составление плана. Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного. 4. Четвертый этап - реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров. Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.
3.

Правила способствующие самовоспитанию (по А.И. Кочетову)

7
Пять “надо”
1. Всегда помогать родителям. 2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 3. Быть честным. 4. Подчинять личные интересы коллективным. 5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”
1. Веселиться и отдыхать, когда работа сделана на “отлично”. 2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится! 4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь. 2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу. 3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту. 5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя
1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 2. Нарушать правила общения. 3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. 4. Проходить мимо, когда нужна твоя помощь. 5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 2. Планировать каждый свой день. 3. Оценивать свои поступки. 4. Сначала думать, а потом делать. 5. Браться вначале за самые трудные дела.
4.

Дневник самовоспитания

8 1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал. 1. Девиз жизни. 2. Конечная цель моих стремлений и деятельности. 3. Что люблю в людях и что ненавижу. 4. Духовные ценности человека. 2-й этап. Познай самого себя. Какой я есть. 1. Мои достоинства. 2. Мои недостатки. 3. Мои интересы и увлечения. 4. Цель моей жизни. 5. Отношение к учебе. 6. Отношение к труду. 7. Отношение к людям. 3-й этап. Определи программу самовоспитания. Каким я должен стать. 1. Требование ко мне родителей и учителей. 2. Требования ко мне товарищей, коллектива. 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания. 4-й этап. Создать свой образ жизни. Режим. 1. Распорядок дня. 2. Бережное отношение ко времени. 3. Гигиена труда и отдыха. 4. Правила жизни. 5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки. Тренировки, упражнения. 1. Самообязательства. 2. Задания самому себе на день, неделю, месяц. 3. Самоубеждение. 4. Самопринуждение. 5. Самообладание. 6. Самоприказ. 6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания. Самоконтроль. 1. Самоанализ и самооценка работы над собой. 2. Самопоощрение или самонаказание.
5. Совершенствование программы самовоспитания

9
Идеал личности - человек

Качества гражданина
 гуманист  демократ  труженик  интеллигент  творческая личность  оптимист  борец за социальную справедливость  коллективизм  интернационализм  патриотизм  национальная честь и достоинство  совесть  мужество  ответственность
Качества мужчины

Качества женщины
 привлекательность  верность  мужественность  мастеровитость  деликатность  взаимопонимание  обаятельность  верность  женственность  хозяйственность  уступчивость  взаимопонимание
Черты специалиста
 профессиональная компетентность  высокая работоспособность  организованность и деловитость  деловое сотрудничество и самодисциплина  требовательность к себе и другим  культура труда и бережливость  потребность к самообразованию  в самосовершенствовании. д
Заключение
Самовоспитание – педагогически управляемый процесс. С.Л. Рубинштейн писал: "Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием
10 собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько- нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять". Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Данное руководство по самовоспитанию студентов направлено: Во–первых это осознание студентами своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе оказывается помощь студенту в осознании своих положительных и отрицательных качеств. Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой студент хочет добиться успеха. В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит студент о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает. В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием. В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда студент хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания. Таким образом, если убедить студентов в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
11 Список литературы 1. Андреева, Г.М. Социальная психология. –М., 1988. 2. Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М., 1976. 3. Воспитательная работа в школе /М.И. Кондакова.–2-е изд., испр. и доп.–М.: Просвещение, 1997. 4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. 5. Высоцкий, А. И. Анализ приемов, применяемых подростками при самовоспитании.- Рязань, 1987. 6. Гликман, И.З. Самовоспитание школьников / И.З. Гликман // Инновации в образовании. - 2007, № 9. с. 4-25. 7. Гришин Д.М., Колдунов Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975. 8. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. Педагогика.–2000.–№5.- с. 59 – 62. 9. Иващенко А.В. . Самовоспитание старшеклассников: методология, теория, практика // А. В. Иващенко, А. Я. Совиньски. - Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2004. 10. Каптерев, П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании ] / П.Ф.Каптерев // Педагогика, 1999, № 7.С 73-75. 11. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. 12. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев. - М., 1983.. 13. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981. 14. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., 1982. 15. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., 1986. 16. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., 1983. 17. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., 1990. 18. Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974. 19. Леви В. Искусство быть другим. С-Петербург. изд. Питер, 1993. 20. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1974. 21. Меркулова, Л.П. Педагогическое руководство самовоспитанием школьников : учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск, 1990. 22. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1987. 23. Плеханов А. Развивать потребность в самовоспитании. //Народное образование. 1975, № 3, с. 91. 24. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. 25. Рувинский, Л. И., Соловьева, А. К. Самооценка как фактор самовоспитания. В сб.: Проблема управления процессом воспитания личности. / Л. И. Рувинский, А. К. Соловьева. - М„ 1972. 26. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. 27. Смирнов С.Д. Гуманистические традиции образования. М., 1996. 28. Ушинский, К. Д. Собр. соч. т. 11. [ / К. Д. Ушинский. -М. — Л., 1962. 29. Фокин Ю.Г Общие сведения о дидактике высшей школы. М., 1996.
12 Приложение Материалы по самопознанию В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”. Что дает человеку знание самого себя? 1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни. 2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов. 3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию. 4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки. 5. Искать причины неприятности в себе, а не в других. Пути самопознания 1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки. 2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас. 3. Прислушайтесь к критике в свой адрес: · если критикует один - задумайтесь, · если два - проанализируйте свое поведение, · если три - переделывайте себя. 4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.
Опросник для самоанализа
1. Твой внешний вид. 2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?). 3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?). 4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?). 5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).


В раздел образования