Автор: Шайхутдинова Гульзира Асхадулловна Должность: инструктор по физической культуре i квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко" Населённый пункт: Заинск Наименование материала: Проект Тема: Заинск - спортивный город Раздел: дошкольное образование
Заинск - спортивный город
Инструктор по физической культуре
I квалификационной категорий
ШайхутдиноваГульзираАсхадулловна.
г.Заинск
2016г
Проект: «Заинск- спортивный город»
Введение
Взрослые- хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений,
культуры. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но
видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослые, которые
удивляются вместе с ними, побуждают не только смотреть, но и видеть, малыши
захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения, экскурсии, прогулки,
посещение выставок, (стадион, ледовый дворец, оздоровительный комплекс,
и.д.), самостоятельная и совместная познавательно- исследовательская
деятельность помогут детям в доступной форме понять и осмыслить
элементарные связи живой и неживой природы причинно – следственных связей
и закономерностей.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека,
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.
Назначение проекта «Заинск – спортивный город» связано с необходимостью
воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они
живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в
доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного
города, о его стадионах, Ялта - Зай, Ледовом дворце, оздоровительных
комплексах, ипподромах и.т.
Реализация
проекта
предусматривает
целенаправленные
совместные
усилия
всех участниковвоспитательно , - образовательного процесса.
Таким образом, внедрение проекта в жизнь позволит детям полнее узнать жизнь
своего родного города, его здания, его достопримечательности, историю своих
оздоровительных
комплексов;
а
так
же
формирует
его
активный
словарь,
воспитывает нравственные, морально – волевые качества, чувства патриотизма и
любви к своей Родине через традицию проведения спортивных праздников и
развлечений. Приобщение детей к познанию своей «малой родины» является
средством
формирования
у
них
любознательности,
интереса,
бережного
отношения к окружающему миру.
Пояснительная записка
Актуальность темы:
Проблема
ухудшения
здоровья
подрастающего
поколения
приобретает
всё
большую актуальность .
Из – за образа современной жизни у большинства
взрослых
слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий
уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте.Мне кажется , что
тема патриотизма любви к Родине, гордость за нее, желание узнать больше о ней
и сделать ее краше посильном трудом, является очень актуальной сейчас.
Проблема: Недостаточная информированность детей. Что нужно делать , чтобы
стать спортсменом?
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине,
родному краю;
Формирование социальной и личностной мотивации детей.
старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья.
Воспитание гражданственности, формирование здорового образа жизни в детях
и
родителях
детского
сада
через
традицию
проведения
ежемесячных
физкультурных праздников и развлечений.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Проявление творческого, патриотического самовыражения.
2. Развитие физических качеств, поддержание стойкого интереса к занятиям
физической культурой, спортом, увлечение народными и спортивными играми у
дошкольников и взрослых.
3. Воспитание нравственных, морально – волевых качеств, чувство патриотизма
и любви к своей Родине через традиции проведения спортивных праздников и
развлечений.
Для педагогов:
1.Создать информационную базу.
2.
Создать
условия
для
благополучного
и
комфортного
состояния
детей
на
спортивных мероприятиях.
3. Мультимедийные презентации.
Для родителей:
1. Расширения знаний по проблеме патриотического воспитания детей.
2. Повышения статуса семейного воспитания.
3. Информационные стенды о патриотическом воспитании детей,
Гипотеза:
Патриотизм,
гражданственность,
привычку
здорового
образа
жизни
вряд
ли
можно воспитывать даже самыми удачными проектами.
Эти чувства и привычки передаются «по наследству» из поколения в поколение.
Возраст от 3 до 7 лет является важным периодом в жизни человека. К семи годам
у
ребенка
формируется
представление
о
себе
как
о
существе
социальном,
мыслящем,
он
приходит
к
важным
выводам
о
своих
способностях
и
достоинствах.
Составной
частью
является
сотрудничество
с
семьями
воспитанников так как семья играет главную роль в жизни ребенка и является
определяющей
социальной
сферой
в
гармоничном
воспитании
и
развитии
ребенка. Задача взрослых: родителей, педагогов, коллектива ДОУ помочь детям
сформировать активную жизненную позицию, интерес к спорту. Моя -задача
довести до каждого родителя понятие о важных
сторонах
психического,
физического
развития
ребенка
на
каждой
возрастной
ступни
дошкольного
детства.
Проект «Заинск- спортивный город» разработан мною, чтобы через приобщение
к занятиям спортом
, подвижными и народными играми, используя устное
творчество помочь вызвать у детей интерес к прошлому своей семьи, узнать об
участии своих родных в событиях такого масштаба как Великая Отечественная
война, служба в армии, участие в боевых действиях, познакомить с памятными
датами нашей страны, традициями и творчеством своих предков.
Физкультурные праздники и досуги в детском саду – это всегда зрелищные и
радостные события. Праздники и развлечения прививают
детям интерес к физической культуре и спорту, а также обучают их доступным
двигательным умениям.
Привлечение
взрослых
к
участию
в
детских
физкультурных
праздниках
содействует широкой пропаганде физической культуры и спорт среди населения
и
является
одной
из
эффективных
форм
работы
коллектива
дошкольного
учреждения с родителями по физическому воспитанию.
Участники проекта:
-дети и родители;
-инструктор по физическому воспитанию
-воспитатели
-администрация детского сада
-ветераны ВОВ и участники боевых действий
-Управление по Физической Культуре Спорту и Туризму
Тип проекта: творческий- ориентированный.
Форма
проведения: занятии ,
экскурсии,
походы,
игры,
беседы
,работа
с
родителями.
План реализации проекта: долгосрочный.
Первый этап: подготовительный.
- Изучение методической литературы
-Создание развивающей среды.
-Подбор игр и оборудования.
Второй
этап:
-
Тематический
план
работы
по
ознакомлению
детей
с
оздоровительными комплексами , с родным городом.
Третий этап:-презентация проекта.
-Оформление альбома о спорте.
-Путешествия по фотографиям.
-Знакомство со стадионом. Ледовым дворцом .Оздоровительным комплексом.
Ипподромом.
-Рисование на тему «Спортивная семья»
-Рассматривание картин, книг, альбомов о спорте.
Реализация проекта:
Инструктор
подбирает
краеведческий
материал
в
соответствии
с
запланированной деятельностью; обогащает развивающую среду материалами о
Заинске(книги, картинки, репродукции пособия, продукты детского творчества.)
Дети
и
взрослые
(
педагоги
и
родители)
разрабатывают
экскурсионное-
туристические маршруты по городу, начинают поисковое- собирательную работу.
Целевые прогулки:
-По
близлежащим
улицам
где
находиться
Стадион.
Ледовый
дворец.
Оздоровительный комплекс. Ипподром и т. д.
- Беседа «Заинск – спортивный город»
- Известные спортсмены нашего города.
Занятия:
- Познавательное занятия «Путешествие по нашему городу»
- Встреча с ветеранами ВОВ.
Праздники.
- День Защитников Отечества.
-День физкультурника.
Оформление альбомов:
«Достопримечательности родного города»
Самостоятельная художественная деятельность детей:
-Рисования о спорте.
-Конкурсы.
-Выставка «Моя спортивная семья»
Познавательное
занятие
«Путешествие
по
нашему городу»
Цель :
развитие
физических,
морально-
волевых
качеств
дошкольников,
воспитание
гражданственности,
формирование
привычки
здорового
образа
жизни.
Задачи:
1.
Закрепить
технику
ведения
мяча
ногой,
без
помощи
рук,
технику
ведениямяча
одной
рукой;
упражняться
в
беге
на
скорость
и
беге
с
ввертыванием.
2.
Создать условия для развития быстроты реакции, чувства ориентации в
пространстве , способствовать укреплению мышц ног.
3.
Способствовать развитию кругозора, мышления, воображения, зрительной,
слуховой
и
двигательной
памяти
у
детей.
Вызвать
интерес
к
истории
родного города, его объектам и жителям.
4.
Создать условия для формирования у дошкольников морально- волевых
качеств: смелости, честности, выносливости, гордости за свой город и
культуру поведения в общественных местах.
0борудование: диск
с
композициями
песен
М.
Боярского
«
городские
цветы», группы «Браво» «Лучший город на земле».
Мячи по числу детей ,2 гимнастических мяча, 2 ориентира, 4 обруча,
мелкие пособия по числу детей, стенд с фотографиями .
Предварительная работа: беседа о городе, экскурсии к объектам города
( стадион, бассейн, С.0.Ц, ледовый дворец, аптека, и.т.д.)
Ход занятии:
Дети заходят в спортивный зал . Построение в шеренгу.
Инструктор
по
физической
культуре: Ребята,
сегодня
на
занятии
мы
совершим экскурсию по нашему городу. Заинск был основан 360 лет назад,
как пограничная крепость на Закамской военно- сторожевой линии.
Сначала это было поселение, потом поселок городского типа , а городом
его назвали в 1978 году, когда ваши папы и мамы были такими же, как и
вы. Посмотрите внимательно , здесь мы видим фотографии с видами
нашего
города.
Сейчас
мы
совершим
с
вами
экскурсию
по
нашему
любимому
городу,
а
помогут
нам
загадки.
Вы
готовы
отправиться
на
прогулку.
Дети: Да.
Инструктор: Тогда отправляемся!
Звучит композиция группы «Браво». Дети выполняют движения под
музыку;
Ходьба, ходьба на носках, подскоки, ходьба приставным шагом , боковой
галоп, ходьба перекатом с пятки на носок, бег с выносом прямых ног.
Перестроение в две колонны.
1-я загадка : Соревнования здесь проходят.
Футбол играют и хоккей.
Здесь занимаются спортсмены и ты спеши сюда скорей!
Дети: Стадион.
1. ребенок:
Спорт
нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам дает,
Он нам мышцы укрепляет
На рекорды нас зовет.
Будем мы на радость маме
С детства закаленными!
Скоро вырастем и сами
Станем чемпионами!
Инструктор: А где в нашем городе еще можно позаниматься спортом? (ответы
детей , СОЦ, ледовый дворец, стадион, ФОК,и.т.д.)
Игра « Смена сторон» По командам- фронтально. 2 раза.По сигналу игроки
обоих команд начинают вести мячи ногами к линии соперника. Как только мяч
пересечет линию, игрок берет его в руки и поднимает вверх. Побеждает команд
а, игроки которой сумеют быстрее перебраться на сторону противника. Второй
раз ведут мяч рукой.
Дети: Спортивно – оздоровительный центр.(СОЦ)
2. ребенок: Хорошо спортсменом быть,
Дальше всех бежать и плыть,
Надо сильным, смелым быть,
Чтобы Родине служить!
Вместе с ней шагать легко
Далеко , далеко!
Спортивно- оздоровительной центр.
Каждый год соревнование здесь проходят.
« Красота в движении – здоровье с детства!
Инструктор: Вы
любите
играть?
Проводится
эстафета:
Прыжки
на
гимнастических
скамейках.
Поточное.
До
ориентиров
и
обратно,
передать
эстафету следующему участнику.
2-загадка: Болельщик туда по билету лишь вхож
Болеть на нем круто!
« Спартак»- чемпион!
Как улей гудит и гудит…( ипподром)
Подвижная игра: «Скакуны» Дети на перегонки бегут верхом на палке до конуса
и обратно.
3 – загадка: С площадки убери снежок,
Каток залей дружок.
И в эти зимние деньки
Обуй на валенки коньки
Бей шайбу, коль играть охота!
Гони ее! Куда?...(В ворота)
Инструктор: Где ребята играют в хоккей?
Дети: В ледовом дворце.
4- загадка: Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня
Я в руках держу две палки
Но не бью коней, их жалко.
А для ускорения бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи.)
Дети:
Лыжи.
Инструктор:
Где у нас проходят лыжные гонки?
Дети: В Ялта-Зай.
Эстафета: « Лыжники». По командам. Первый участник по командам бежит на
лыжах, обегает конус, возвращается, второй участник бежит и.т.д, пока вся
команда
не
соберется.
Побеждает
команда,
прибывшая
на
финиш
первой
в
полном составе.
3-ребенок: Вперед , друзья – спортсмены!
Вперед, вперед, вперед!
Олимпиада в Сочи
Давно уже нас ждет!
Праздник радостный , красивый,
Лучше не было и нет,
И от всех детей счастливых
От нас большой …Привет!
5- загадка: Были мы совсем малы,
И учились на мели.
Год от года мы росли
И теперь мы в глубь пошли.
Нам в бассейне заниматься
Очень- очень нравится.
Все кому рекорды снятся,
Спортом увлекаются….(Бассейн.)
Инструктор: Где у нас соревнования по плаванию проходят?
Дети: В ФОКе
Игра малой подвижности « Ласковушки» Стоя в кругу, дети перебрасывают
мяч
друг
другу.
Того,
кому
бросают
мяч
надо
назвать
ласково
по
имени:
(
Машенька,
Айдарик,
Светочка,и.т.д.)
Проследить,
чтобы
мяч
побывал
у
каждого ребенка.
Инструктор: Ребята, наша экскурсия закончилась. Мы снова вернулись в садик!
Что мы узнали о нашем городе? Ответы детей. В городе есть и стадион, ледовый
дворец, оздоровительной центр, Ялта-Зай, ипподром, ФОК. Все это для нашего
здоровья, чтобы мы могли заниматься спортом. Давайте кратко подведем итог
нашего занятия.
Ребенок: Мы очень любим город свой!
Сияет солнце нам с тобой!
Или дожди стучат в окно,
Его мы любим все равно!
Мы в этом городе живем!
И он растет, и мы растем!
Инструктор: Заинск наш! Дети: Фонтаны и проспекты!
Заинск наш! Сияет река Зай!
Заинск наш! Тебя роднее нету!
Заинск наш! Расти и процветай!
Композиция с цветами. Михаила Боярского « Городские цветы».
Известные спортсмены.
Современным заинцаместь что передать своим потомкам. На территории Заинска
насчитывается 82 спортивных объектов,в том числе Ледовый дворец «Яшьлек»,
стадион
«Энергия»,
спортивно-
оздоровительный
центр
с
плавательным
бассейном, муниципальные учреждения дополнительного образования, детско-
юношеские спортивные школы «Зай», «Лыжник», и « Яшьлек», 4 хоккейные
площадки, 2 тира, 14 спортивных залов, 39 спортивных площадок, 20 площадок с
гимнастическими элементами.
Земля Заинска богата не только своими недрами. Заинск- край, богатый на
таланты, край, который дал республике, стране, героев войны и труда, ученых,
деятелей
культуры
и
искусства,
чемпионов,
талантливых
педагогов.
Раскинувшиеся широкие поля вдохновляют наших земляков к новым трудовым
свершениям!
Федор Петрович Симашев спортсмен лыжник
.
Олимпийский
чемпион
1972
год. Чемпион мира 1970 год. Неоднократный чемпион СССР 1968-1976 год.
У
нас
есть
чем
гордится.
Спортсмены
нашего
района
в
течение
прошлого
приняли
участие
в
пяти
международных,
34
Всероссийских,
163
Республиканских
и
108
районных
соревнованиях,
завоевали
более
двухсот
медалей,
из
них
145
на
соревнованиях
республиканского
уровня,
51
всероссийского и 7 международного уровня. 5 спортсменам было присвоено
звание « Мастер спорта России» (Екатерина Бусова, Диана Урамова, Надежда
Иванова, Эльмира Юнусова и Дмитрий Кочеванов).10 воспитанников получили
разряд « Кандидат в мастера спорта» . В лучших в каратэ определили в Заинске.
По результатам соревнований в личном зачете в своих весовых категориях среди
девушек победу одержали Лилия Галимова, Мария Савельева ,в абсолютной
весовой категории среди юниорок лучшей стала Эльмира Климова. Год от года
они становятся все популярнее и из просто лыжных гонок превращаются в
широкомасштабные соревнования.
Симашев Федор Петрович (1945-1997)
Родился 13 марта 1945 года в деревне Верхний БагряжЗаинского района
Татарской АССР. Советский спортсмен (лыжный спорт), тренер. Заслуженный
мастер спорта (1970). Окончил факультет физического воспитания Московского
областного педагогического института имени Н.К.Крупской (1973). Воспитанник
ДСО "Динамо" (Москва). Чемпион СССР (1968, 1969, 1970, 1972, 1973, 1975,
1976 - в эстафете 4х10 км; 1968 - на дистанции 15 км; 1969, 1971, 1973 - на
дистанции 30 км; 1974 - на дистанции 50 км), 2-й призер чемпионатов СССР
(1968, 1971 - на дистанции 50 км; 1969, 1974 - на дистанции 70 км; 1970, 1974 -
на
дистанции
30
км;1972,
1973,
1974
-
на
дистанции
15
км),
3-й
призер
чемпионатов СССР (1969, 1972, 1975, 1976 - на дистанции 50 км; 1974 - в
эстафете 4х10 км). Олимпийский чемпион (1972) в эстафете 4х10 км, 2-й призер
Олимпийских игр (1972) на дистанции 15 км. Чемпион мира (1970) в эстафете
4х10 км, 2-й призер чемпионата мира (1974) в эстафете 4х10 км, 3-й призер
чемпионата мира (1970) на дистанции 15 км. 5-кратный победитель Всемирных
зимних Универсиад и ряда международных соревнований. Старший тренер МОС
"Динамо" - 1978-89, главный тренер ЦС "Динамо" - 1989-91. Инструктор по
горным лыжам Камского объединения Заинского автоагрегатного завода - 1966-
91. Помощник директора по физкультурно-оздоровительной работе и спорту -
1991-93,
начальник
бюро
отдела
социально-бытового
развития
-
1993-95,
ведущий
специалист
по
физической
культуре
и
спорту
спортивно-
оздоровительного
управления
"Ялта-Зай"
-
1995,
ведущий
специалист
по
физической культуре и спорту управления соцкультбыта автоагрегатного завода
"КамАЗ" (г.Заинск) - с 1996 года. Заслуженный работник физической культуры
Республики
Татарстан
(1994).
Награжден
орденом
"Знак
Почета"
(1972),
медалями "За трудовую доблесть", "За воинскую доблесть в ознаменование 100-
летия со дня рождения В.И.Ленина" (1970). Скончался 19 декабря 1997 года в
Заинске.
Стоит отметить, что федерация каратэ «Киокусинкай» существует в Заинске уже
более 10 лет, за это время под руководством Владимира и Алексея Ревина были
воспитаны
призеры
и
чемпионы
не
только
республиканского
и
российского
уровня, но и призеры мировых первенств по каратэ «Киокусинкай» Вот уже
несколько лет подряд в нашем районе проходят состязания, посвященные памяти
Федора Симашева.
.
Выставка «Моя спортивная семья»
Работа с родителями.«Папа и я спортивная семья»
«Папа мама и я – спортивная семья»