Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей
Автор: Тугашева Гульфия Хамисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко" Населённый пункт: Заинск Наименование материала: Проект Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей Раздел: дошкольное образование
развития художественно-творческих способностей детей»
воспитатель
:
ТугашеваГ
.
Х
.
г
.
Заинск
,2016
Участники проекта: воспитатель, родители и дети подготовительной группы.
Целевая группа: дети подготовительной группы.
Срок реализации: с сентября 2016г. по май 2017г.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих
способностей у детей.
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая
задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в
дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью
нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает:
нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством
усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут
обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это
обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее,
радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-тоновое и
ещенеизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально
иэмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает
себяи свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки
работы сразличными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и
развивает усебя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование впространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные
умения и навыки: координация глаз и рук, владение кистью руки.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся
рисовать традиционным способом (кистью), им кажется, что у них ничего не
получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование
нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает
его из подражателя действиям взрослого, в субъекте собственной деятельности. Как
известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники
изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца
демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает
толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражению индивидуальности.
ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:
Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в
младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по
проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
ЦЕЛЬ:
Развитие
у
детей
дошкольного
возраста
художественного
творчества
и
активизация
творческого
потенциала
посредством
использования
нетрадиционных
техник рисования.
ЗАДАЧИ:
Ознакомление детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные
техники рисования.
Поддерживание устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Поощрение инициативности и самостоятельности, помощь детям почувствовать
радость творчества.
Формирование наблюдательности и внимания при рисовании нетрадиционным
методом.
Обучение
детей
цветом
передавать
настроение,
состояние,
отношение
к
рисунку,
свободно
экспериментировать
с
художественными
материалами
и
инструментами.
Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Ожидаемый результат:
1.
Повышение
активности
каждого
ребёнка
-
участника
проекта
в
использовании
нетрадиционных
техник
и
материалов
в
самостоятельной
деятельности.
2.
Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей
подготовительной группы.
3.
Способствование самореализации личности ребёнка в художественном
творчестве, стимулирование стремления быть оригинальным в выборе средств своего
замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
4.
Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
5.
Создание детского альбома рисунков «Я не простой художник».
6.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития
изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в
значимости данного вида детской деятельности.
7. Участие в творческих конкурсах,совместно с родителями, Всероссийского и
международного уровня.
8. Выполнение пленочного витража на окнах музыкального зала.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1.
Определение проблемы, цели и задач проекта.
2.
Изучение
литературы,
подбор
материала
(теоретическое
обоснование),
нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Практический этап:
1.
Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве
детей.
2.
Создание развивающей среды на основе различных видов искусств, предметного
окружения.
3.
Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.
4.
Создание
программно-методических
и
организационных
условий
для
реализации инновационного проекта.
5.
Разработка циклов мероприятий по развитию художественных способностей
на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных
материалов для детей подготовительной группы.
6.
Организация работы по реализации проекта.
7.
Совместная художественная
деятельность детей и родителей при подготовке
выставок и конкурсов рисунков.
8.
Сбор материала по интересам каждого ребенка (оформление и дизайн окон в
витражной технике и др.);
Итоговый этап
1.
Проведение
мониторинга
удовлетворенности
родителей
эффективностью
взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей
детей.
2.
Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ, итоговая презентация.
План реализации проекта
№
п
/
п
Этапы работы
Мероприятия
Сроки
Исполни-
тели
1
.
Организационны
й
- разработка проекта,
- мониторинг,
- ознакомление родителей с
проектом,
- пополнение развивающей
среды,
- подбор материала для
художественной деятельности,
- разработка тематического
плана мероприятий.
сентябрь
-октябрь
воспитател
ь
Внедренческий
1. Проведение мероприятий с
детьми
2. Консультация для родителей:
«Нетрадиционные техники
рисования».
3. Круглый стол для родителей и
детей «Рисование без кисточки»
4. Выставки детских работ.
5. Беседы, занятия, конкурсы.
октябрь -
май
воспитатель
Аналитический
1. Ознакомление родителей с
результатами реализации проекта
2. Ознакомление педагоговДОУ и
родителей (презентация).
май
воспитатель