Напоминание

Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста


Автор: Ильичева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 251
Населённый пункт: Челябинская область г. Челябинск
Наименование материала: конспект
Тема: Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 251 г. Челябинска» СП

454077, г. Челябинск,
Воспитатель : Ильичева Ольга Николаевна
Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья

детей раннего возраста
Здоровье человека – один из самых сложных и главных проблем современной науки, ибо здоровье населения определяет состояние общества и государства в целом. Россия является одной из стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер. В современном обществе актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Это объясняется тем, что к ним предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. По данным официальной статистической отчётности за последние годы общая заболеваемость среди новорожденных увеличилась на 32,3%. С перинатальной патологией рождаются 39% новорожденных. За последние годы XX столетия наблюдался очень большой рост целой группы неинфекционных соматических заболеваний. В частности, резко выросло число онкологических заболеваний – за последние 10 лет оно увеличилось в 3,6 раза. Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета за этот период дали еще больший рост заболеваемости - в 4,44 раза. Число заболеваний крови и кроветворных органов увеличилось в 4,6 раза, в том числе анемий в 5,85 раза. В 2,65 раза стало больше обращений по поводу заболеваний сердечно-
сосудистой системы. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, стали регистрироваться в 2,2 раза чаще. 1,5 миллиона детей в РФ не учатся и не работают, 600 тысяч ежегодно остаются без одного из родителей, а 300 тысяч рождаются вне брака. За последние 10 лет в России в 20 раз увеличилось число умственно отсталых детей и около миллиона являются инвалидами или состоят на учете в различных диспансерах. В РФ ежегодно регистрируется несколько сотен тысяч новорожденных детей-отказников. Из РФ за рубеж каждый год вывозится более 15 тысяч детей в возрасте от месяца до пяти лет. Как минимум четверть из усыновлённых иностранными гражданами российских детей впоследствии невозможно найти. По версии правоохранительных органов данные дети используется в качестве доноров для трансплантации органов, кожи и тканей, после чего от детей, ставших не нужными, избавляются, при этом уничтожаются "следы" их пребывания в тех странах, куда их вывезли. Детская смертность в России в три раза выше, чем в Западной Европе. Более 14 млн. российских детей умерли, были убиты, пропали без вести за период с 1991 года. Из них за последние 10 лет в России от различных заболеваний умерли 7 миллионов детей (по данным независимого исследования Российского детского фонда). В 1,69 раза стало больше заболеваний органов пищеварения, заболеваемость поражениями мочеполовой системы увеличилась в 3,8 раза, число болезней костно-мышечной системы выросло в 3,66 раза. На 18% стало больше обращений по поводу травм и отравлений. Статистика утверждает - Россия теряет молодое поколение. Многие заболевания обусловлены не генетическими, а социальными факторами, к которым относятся: 1. Неправильное питание; 2. Низкий уровень гигиенической культуры;
3. Экологическая обстановка; 4. Нездоровый образ жизни родителей; 5. Нехватка физических нагрузок и занятий спортом; 6. Рост неблагополучных семей. Поэтому особую актуальность приобретает проблема здоровья подрастающего поколения. Она постоянно находится в центре внимания государства и общественности. Все вышеизложенное определило тему моего р е ф е р ат а :
«Закаливающие

процедуры

как

условие

укрепления

здоровья

детей

раннего возраста».

Закаливание
– это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольных учреждениях, так и дома.
Основные

задачи

закаливания
- укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. В основе закаливания лежит способность отвечать определённым реакциям на те или иные внешние раздражения: температурные, световые и т.д. При многократном повторении раздражения происходит по степенное приспособление – отбор наиболее выгодных для организма реакций. На основе этого физиологического закона организм приспосабливается и к изменяющимся условиям внешней среды – холоду, жаре, влажности и т.д. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Для закаливания детей раннего возраста используются факторы внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как отдельно, так и в комплексе. Рассмотрим некоторые
принципы закаливания
.
1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий, известный еще со времен Гиппократа. При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с детьми раннего возраста. У них реакция на воздействие закаливающей процедуры может проявиться не сразу, а только через 2–3 дня. 2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как говорится, наперед, навсегда невозможно, какие бы усилия к этому ни прилагались. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость организма к холоду через 2–3 недели, а у ребенка это происходит в еще более короткие сроки, через 5–7 дней. Закаливание подготавливает организм малыша к переходу от одного сезона к другому, тренирует его защитные и приспособительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять колебаниям интенсивности действия факторов внешней среды. Все мероприятия по закаливанию детей будут эффективными только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же, как в еде, сне и др. 3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.
Дети по состоянию здоровья могут быть отнесены к одной из трех

групп закаливания:
I группа – здоровые, ранее закаливаемые; II группа – ранее не закаливаемые или находящиеся в периоде выздоровления от острых заболеваний, а также дети «группы риска»;
III группа – имеющие отклонения в состоянии здоровья. Дети III группы принимают процедуры без снижения температуры, а для II группы начальная и конечная температура закаливающего фактора выше на 1–2 градуса, снижение температуры идет медленнее не через 2 дня на 3-й, а через 7–8 дней). Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а также о ее замене решается врачом. Замена группы возможна только спустя 2 месяца после очередного заболевания. 4.Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций. Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.
Нетрадиционные виды закаливания
существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна t38-40, а в другом (в первый раз) на t3-4 ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на t1 и доводят до t18- 10. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей.
Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20 - 22 С. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38 - 40 С. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40 - 42 С, а холодного снизить до 4 - 6 С 4. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40 - 50 С в течение 1 мин, затем в течение 10 - 20 с проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10 - 15 С. Чередуют 5 - 10 раз. В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60 - 90 С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3 - 20 С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80 С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением. Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание - охлаждение - отдых. Формула закаливающего цикла - 1: 1: 2, т. е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует
находиться не более 3 - 5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 мин. Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. В редких научных исследованиях, посвященных «моржам», объем наблюдений невелик, не обращается внимание на то, что очень часто начинают заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями по сле бе зуспешного лечения т р а д и ц и о н н ы м и медикаментозными методами. Поэтому, конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической болезнью сердца, гипертонией, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект К нетрадиционным видам закаливания относится точечный массаж. Точечный массаж «Волшебные точки» (по А.А.Уманской) Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность. Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, прежде неразрешимых. Повышается устойчивость к заболеваниям. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, при облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм).
К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме. С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание в парной. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.


В раздел образования