Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста
Автор: Ильичева Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС 251 Населённый пункт: Челябинская область г. Челябинск Наименование материала: конспект Тема: Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 251 г. Челябинска» СП
454077, г. Челябинск,
Воспитатель : Ильичева Ольга Николаевна
Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья
детей раннего возраста
Здоровье
человека
–
один
из
самых
сложных
и
главных
проблем
современной науки, ибо здоровье населения определяет состояние общества
и государства в целом.
Россия является одной из стран, где ухудшение состояния здоровья
населения приобрело катастрофический характер.
В современном обществе актуальной является проблема сохранения и
укрепления здоровья детей. Это объясняется тем, что к ним предъявляются
высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
О
здоровье
можно
говорить
не
только
при
отсутствии
каких-либо
заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития,
высокой умственной и физической работоспособности.
По данным официальной статистической отчётности за последние годы
общая
заболеваемость
среди
новорожденных
увеличилась
на
32,3%.
С
перинатальной патологией рождаются 39% новорожденных.
За последние годы XX столетия наблюдался очень большой рост целой
группы
неинфекционных
соматических
заболеваний.
В
частности,
резко
выросло
число
онкологических
заболеваний
–
за
последние
10
лет
оно
увеличилось
в
3,6
раза.
Болезни
эндокринной
системы,
расстройства
питания, нарушения обмена веществ и иммунитета за этот период дали еще
больший рост заболеваемости - в 4,44 раза. Число заболеваний крови и
кроветворных органов увеличилось в 4,6 раза, в том числе анемий в 5,85 раза.
В
2,65
раза
стало
больше
обращений
по
поводу
заболеваний
сердечно-
сосудистой системы. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным
давлением, стали регистрироваться в 2,2 раза чаще.
1,5 миллиона детей в РФ не учатся и не работают, 600 тысяч ежегодно
остаются без одного из родителей, а 300 тысяч рождаются вне брака.
За последние 10 лет в России в 20 раз увеличилось число умственно
отсталых детей и около миллиона являются инвалидами или состоят на учете
в различных диспансерах.
В РФ ежегодно регистрируется несколько сотен тысяч новорожденных
детей-отказников.
Из РФ за рубеж каждый год вывозится более 15 тысяч детей в возрасте
от
месяца
до
пяти
лет.
Как
минимум
четверть
из
усыновлённых
иностранными
гражданами
российских
детей
впоследствии
невозможно
найти. По версии правоохранительных органов данные дети используется в
качестве доноров для трансплантации органов, кожи и тканей, после чего от
детей, ставших не нужными, избавляются, при этом уничтожаются "следы"
их пребывания в тех странах, куда их вывезли.
Детская смертность в России в три раза выше, чем в Западной Европе.
Более 14 млн. российских детей умерли, были убиты, пропали без вести
за период с 1991 года. Из них за последние 10 лет в России от различных
заболеваний
умерли
7
миллионов
детей
(по
данным
независимого
исследования Российского детского фонда).
В
1,69
раза
стало
больше
заболеваний
органов
пищеварения,
заболеваемость поражениями мочеполовой системы увеличилась в 3,8 раза,
число болезней костно-мышечной системы выросло в 3,66 раза. На 18%
стало больше обращений по поводу травм и отравлений.
Статистика утверждает - Россия теряет молодое поколение.
Многие заболевания обусловлены не генетическими, а социальными
факторами, к которым относятся:
1.
Неправильное питание;
2.
Низкий уровень гигиенической культуры;
3.
Экологическая обстановка;
4.
Нездоровый образ жизни родителей;
5.
Нехватка физических нагрузок и занятий спортом;
6.
Рост неблагополучных семей.
Поэтому
особую
актуальность
приобретает
проблема
здоровья
подрастающего
поколения.
Она
постоянно
находится
в
центре
внимания
государства и общественности.
Все
вышеизложенное
определило
тему
моего
р е ф е р ат а :
«Закаливающие
процедуры
как
условие
укрепления
здоровья
детей
раннего возраста».
Закаливание –
это
система
мероприятий,
которая
является
неотъемлемой
частью
физического
воспитания
детей,
как
в
дошкольных
учреждениях, так и дома.
Основные
задачи
закаливания
-
укрепление
здоровых
детей,
развитие
выносливости
организма
при
изменяющихся
факторах
внешней
среды,
повышение
его
сопротивляемости
к
различным
заболеваниям.
В
основе закаливания лежит способность отвечать определённым реакциям на
те или иные внешние раздражения: температурные, световые и т.д. При
многократном
повторении
раздражения
происходит
по степенное
приспособление
–
отбор
наиболее
выгодных
для
организма
реакций.
На
основе
этого
физиологического
закона
организм
приспосабливается
и
к
изменяющимся условиям внешней среды – холоду, жаре, влажности и т.д.
Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в
течение
всей
жизни,
видоизменяя
формы
и
методы
его
применения
в
зависимости от возраста.
Для
закаливания
детей
раннего
возраста
используются
факторы
внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей
последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как
отдельно, так и в комплексе.
Рассмотрим некоторые принципы закаливания .
1.
Принцип
постепенности
увеличения
закаливающих
воздействий,
известный
еще
со
времен
Гиппократа.
При
закаливании
организма
недопустимо
форсированное
снижение
температуры
или
увеличение
продолжительности процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с
детьми
раннего
возраста.
У
них
реакция
на
воздействие
закаливающей
процедуры может проявиться не сразу, а только через 2–3 дня.
2.
Систематичность
закаливания
–
это
регулярное
повторение
закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на протяжении всей
жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как говорится, наперед,
навсегда невозможно, какие бы усилия к этому ни прилагались. Даже у
взрослого
прекращение
закаливающих
процедур
снижает
устойчивость
организма к холоду через 2–3 недели, а у ребенка это происходит в еще более
короткие сроки, через 5–7 дней.
Закаливание подготавливает организм малыша к переходу от одного
сезона к другому, тренирует его защитные и приспособительные механизмы,
чтобы
они
могли
оптимально
противостоять
колебаниям
интенсивности
действия факторов внешней среды.
Все мероприятия по закаливанию детей будут эффективными только
тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же, как в
еде, сне и др.
3.
Учет
индивидуальных
и
возрастных
особенностей
организма
ребенка:
состояния
его
здоровья,
физического
и
психического
развития,
типологических
особенностей
нервной
системы,
чувствительности
к
действиям закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями
назначается закаливающая нагрузка.
Дети по состоянию здоровья могут быть отнесены к одной из трех
групп закаливания:
I группа – здоровые, ранее закаливаемые;
II
группа
–
ранее
не
закаливаемые
или
находящиеся
в
периоде
выздоровления от острых заболеваний, а также дети «группы риска»;
III группа – имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Дети III группы принимают процедуры без снижения температуры, а
для II группы начальная и конечная температура закаливающего фактора
выше на 1–2 градуса, снижение температуры идет медленнее не через 2 дня
на 3-й, а через 7–8 дней).
Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а также о ее замене
решается врачом. Замена группы возможна только спустя 2 месяца после
очередного заболевания.
4.Все
закаливающие
процедуры
должны
проводиться
на
фоне
положительных эмоций.
Нарушение
этих
правил
приводит
к
отсутствию
положительного
эффекта
от
закаливающих
процедур,
а
иногда
и
к
гиперактивации
нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.
Нетрадиционные виды закаливания
существует контрастное закаливание как переходная ступень между
традиционным и интенсивным закаливанием.
Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный
душ, сауна, русская баня и др.
Наиболее распространенным методом для детей является контрастное
обливание ножек.
Необходимо
соблюдать
правило
-
нельзя
обливать
холодные
ноги
холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два
таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них
температура воды всегда равна t38-40, а в другом (в первый раз) на t3-4 ниже.
Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими),
затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые
5 дней температуру воды во втором тазике понижают на t1 и доводят до t18-
10.
У
здоровых
детей
заканчивают
процедуру
холодной
водой,
а
у
ослабленных - горячей.
Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с
настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты.
Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1
л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20 - 22 С. Горячий настой
готовят
с
разогревающими
растениями:
тимьяном,
тысячелистником,
пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1
л
кипятка,
настаивают,
фильтруют,
подогревают
до
38
-
40
С.
Сначала
растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем
другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим
полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со
второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при
наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру
горячего настоя до 40 - 42 С, а холодного снизить до 4 - 6 С 4.
Более
старшим
детям
контрастные
ножные
ванны
можно
заменить
контрастным душем: экспозиция горячей воды 40 - 50 С в течение 1 мин,
затем в течение 10 - 20 с проводят обливание холодной водой с минимальной
температурой 10 - 15 С. Чередуют 5 - 10 раз. В сауне (суховоздушной бане)
используется высокая температура воздуха в парной (около 60 - 90 С) с
низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3 - 20 С,
а
зимой
купание
в
снегу.
При
отсутствии
противопоказаний,
желании
родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале
в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80 С на
высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения
парной на 10 мин с последующим охлаждением. Во многих регионах нашей
страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой
его
является
строгое
соблюдение
контрастного
цикла:
нагревание
-
охлаждение - отдых. Формула закаливающего цикла - 1: 1: 2, т. е. париться и
принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в
два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской
бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует
находиться не более 3 - 5 мин, через несколько посещений можно увеличить
время до 5 - 10 мин. Страх перед применением этих видов закаливания у
взрослых
и
детей
старшего
возраста
преувеличен
из-за
незнания
и
неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. В
редких научных исследованиях, посвященных «моржам», объем наблюдений
невелик,
не
обращается
внимание
на
то,
что
очень
часто
начинают
заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими
заболеваниями
по сле
бе зуспешного
лечения
т р а д и ц и о н н ы м и
медикаментозными
методами.
Поэтому,
конечно,
в
таких
группах
выше
процент людей с ишемической болезнью сердца, гипертонией, заболеваниями
органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др.
Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает
специфический эффект
К нетрадиционным видам закаливания относится точечный массаж.
Точечный массаж «Волшебные точки» (по А.А.Уманской)
Повышение
устойчивости
человека
к
различным
неблагоприятным
факторам окружающей среды - основная задача современной медицины. В
этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Закаливание
организма
-
это
формирование
и
совершенствование
функциональных
систем,
направленных
на
повышение
иммунитета
организма,
что
в
конечном
итоге
приводит
к
снижению
«простудных»
заболеваний.
Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в
условиях,
ранее
несовместимых
с
жизнью
и
решать
задачи,
прежде
неразрешимых.
Повышается
устойчивость
к
заболеваниям.
Закаливание
благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы,
улучшают кровообращение и обмен веществ, при облучении поверхности
тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой
сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции
обуславливают благоприятное действие на весь организм).
К
минусам
можно
отнести
лишь
невыполнение
принципов
закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и
самыми действенными средства закаливания естественные силы природы:
солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного
закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание
в парной.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления
организма
к
меняющимся
условиям
погоды
и
климата.
Но,
говоря
о
закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только
приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных
условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в
определенной
системе
мероприятий,
повышающих
сопротивляемость
организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья
применяться к различным условиям внешней среды.
Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в
течение
всей
жизни,
видоизменяя
формы
и
методы
его
применения
в
зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных
ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче
переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том,
что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или
ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной
аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых
руках не представляют затруднений.