"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе".
Автор: Осипова Валентина Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОБУ "Рыбкинская СОШ" Населённый пункт: с.Рыбкино, Новосергиевский район, Оренбургская область Наименование материала: статья Тема: "Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе". Раздел: среднее образование
на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе».
Действительно, в наше время экологическая ситуация, как в районе, в
области, в стране, да и на всей планете, критическая. Такое положение
заставляет задуматься о том, как предотвратить экологическую катастрофу. И начинать
надо, я считаю, с экологического сознания населения и прежде всего с детей, так как им
жить
в
21
веке,
им
придется
исправлять
ошибки
взрослых,
воплощать
в
жизнь
природовосстановительные решения. При всей важности экологического просвещения и
образования
общеобразовательные
школы
этим
проблемам
уделяют
недостаточное
внимание. Поэтому, я считаю, что в современных условиях экологическому образованию
предстоит сыграть важную роль – сформировать новую личность, умеющую жить в
гармонии
с
природой,
обществом
и
собой,
человека,
обладающего
экологическим
мышлением, экологической нравственностью.
Только непосредственный контакт с живой природой способствует воспитанию у детей
потребности общения с природой, сотрудничество с нею, воспитанию чувства глубокой
экологической ответственности за чистый воздух, за прозрачную реку, за родную землю с
ее щедрыми травами, цветами, деревьями, за жизнь каждого существа, за красоту и
чистоту окружающего мира.
В своей работе главным считаю развитие экологического образования, и для этого,
необходим охват как можно большего числа возрастных групп, начиная с младшего и
среднего возраста учащихся. Поэтому, основными целями, которые я ставлю в своей
работе, являются:
Развитие у детей элементов личностного, эмоционально-чувственного отношения к
явлениям и объектам природы в районе школы, села, активизация и расширение их
способностей к сосредоточению, восприятию в отношении конкретных природных
объектов.
Повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии,
практическое совершенствование умений и навыков исследовательской и
природоохранной деятельности, полученных в процессе обучения биологии.
Создание условий для формирования умений ориентироваться в современном мире и его
взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни
на земле.
Выявление талантливых детей и осуществление личностно-ориентированного подхода,
направленного на индивидуализацию и развитие личности.
Но одним из более эффективных направлений в экологическом просвещении я считаю –
это организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Именно в организации и проведении исследовательской работы прослеживается идея
сотрудничества учитель – ученик.
Ребята занимают призовые места: Кечина Наталья (10 класс) - победитель районной
научно-практической конференции по биологии, Осипова Ирина (8 класс), Попова Анна
(10 класс) лауреаты 2 степени в областном дистанционном конкурсе «Краеведческий
калейдоскоп» номинация экологическая, Осипова Ирина (8 класс) 1 место в области по
биологии в заочной олимпиаде.
Необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность для
целенаправленного развития личности ребят. Формирование познавательного интереса
учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса биологии.
__