сохранение и укрепление физическогои психического здоровья детей
Автор: Саенко Светлана Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"Северяночка" Населённый пункт: с.Горки, Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: сохранение и укрепление физическогои психического здоровья детей Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ СОХРАНЕИЯ И
УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы
хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему
«всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В.А. Сухомлинский
Детство
–
это
уникальный
период
в
жизни
человека:
именно
в
это
время
формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом
определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом
находятся самые главные люди в его жизни – родители. Перед педагогами стоит задача
создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически,
психологически
здоровых
детей.
Эта
задача
не
может
быть
осуществлена
без
взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.
Стремительные
темпы
развития,
новые
информационные
технологии
предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI
веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на
сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.
Ведь
воспитание
здорового
ребенка
–
одна
из
главнейших
задач
семьи
и
дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией
семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку
личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят
отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного
образовательного
учреждения
как
ведущего
звена
в
организации
образовательной
работы с детьми.
Семья
и
детский
сад
–
те
социальные
структуры,
которые
в
основном
определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют
отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в
развитии
быстроты,
ловкости,
координации
движений.
И
одной
из
причин
таких
результатов
является
неосведомленность
родителей
в
вопросах
физического
воспитания детей.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном
образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое
благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с
обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к
положительным
результатам.
Проблема
оздоровления
детей
–
целенаправленная,
систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного
учреждения и семьи.
Дошкольные
образовательные
учреждения
является
единственным
общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где
начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательные учреждения
имеют возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников.
Сотрудничество
дошкольного
образовательного
учреждения
и
семьи
предполагает
совместные
определения
целей
деятельности,
планирование
предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями
каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и
прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Реализация основ здорового жизни, помимо выполнения рационального жизненного
распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание,
достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объём
гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребёнок относится к своему
здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей
культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни ребёнка
происходит, как правило, целенаправленного воспитания и образования.
В условиях реализации новых педагогических технологий, направленных на
демократизацию и гуманизацию общественного дошкольного воспитания, возникает
потребность в организации дифференцированных режимов дня, двигательной
деятельности и обучения, которые должны сыграть свою положительную роль в
развитии детей с разным уровнем здоровья. Первая составляющая здорового образа
жизни – это двигательная активность, физическая культура и спорт. Недостаток
движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия
физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки
призваны компенсировать двигательное голодание. Систематическая двигательная
активность способствует укреплению и сохранению здоровья детей, улучшает
самочувствие, повышает работоспособность. Ходьба является сложно
координированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она
осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела.
Вторая составляющая здорового образа жизни – это закаливание. Мы знаем, что
закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к
любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание
повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует,
мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается
профилактика простудных и других заболеваний.
кормления, сна, бодрствования налаживают деятельность организма ребенка.
Сон - важное условие для здоровья, бодрости и высокой работоспособности человека.
Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а
особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате
которой формируется мозг, развивается тело.
Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
После того как дети проснулись, проводится гимнастика пробуждения. Это
специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно
разогреть мышцы и поднять настроение. Примерная схема проведения
оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели,
упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки,
дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная
работа. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание,
поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой
гимнастики, гимнастики для глаз. Самомассаж необходим для повышения
сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо и
кровообращения. Самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях,
физминутках, прогулках до 5 минут. Очень большое значение для усвоения пищи
имеет режим питания, то есть правильное распределение приемов ее в течение дня.
Доказано, что при правильных промежутках между кормлениями к часу приема пищи
создается здоровый аппетит. Установленные часы приема пищи необходимо строго
соблюдать.
В промежутках между ними дети не должны получать никакой еды. Сладости, фрукты,
ягоды следует также давать в определенное время. Пить ребенку надо давать также в
определенное время. Для этого в пищу должно включаться такое количество жидкости,
которое удовлетворяло бы потребность растущего организма.
При воспитании детей дошкольного возраста, очень важное значение имеет
формирование у них культурно-гигиенических навыков, которое необходимо заранее
хорошо спланировать, продумать и организовать. Так с раннего детства нужно
приучать ребенка к тому, что такие вещи, как расческа, постель, горшок, носовой
платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными. В детском саду
педагоги должны объяснить, рассказать детям о том, что такое режим дня, зарядка по
утрам, здоровая пища, ввести такое понятие как инфекционная болезнь, что нужно
делать, чтобы быть здоровым.
В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к
культуре поведения, личной гигиене.
Экологически грамотное поведение благотворно влияет на здоровый образ жизни.
Через экскурсии в лес, прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети
получают необходимый опыт, учатся исследовать, Здоровому образу жизни
способствует благоприятная психологическая обстановка в семье и саду. Основной
задачей семьи и педагога в это время является приобщение ребёнка к здоровому
образу жизни, а именно: способствовать формирование разумного отношения к своему
организму, ведение здорового образа жизни с самого раннего детства.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому
образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.