Автор: Кислякова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКУ "Центр семейного устройства" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Алдан Наименование материала: Статья Тема: Кружок "Юный пешеход" Раздел: дошкольное образование
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
Ю. Яковлев.
На
этапе
дошкольного
детства
одна
из
наиболее
важных
задач
для
ребёнка
–
научиться правилам жизни во взрослом мире – мире мчащихся автомобилей и спешащих
пешеходов.
Задача взрослых – помочь ребёнку войти в этот мир с защитной психологической
реакцией на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Постоянное желание
детей открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в
частности, на улицах.
Поэтому нужно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на
улицах и дороге. Я считаю, что знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до
школы, когда ребенок начинает воспринимать и осознавать окружающий мир, способен
запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в дошкольном возрасте дети
должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
В
нашей
группе
«Непоседы»
по
образовательной
области
«Социально-
коммуникативное
развитие»
осуществляется
обучение
детей
правилам
дорожного
движения, формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Но я
уверена, что работа педагогов с детьми по данной теме не должна ограничиваться только
этой деятельностью, поэтому я организовала кружок «Юный пешеход». Кружок работает 2
раза в месяц, посещают его дети старшего дошкольного возраста. Программа кружка
«Юный пешеход» рассчитана для работы с детьми 5-6 лет.
Цель работы кружка – систематизировать знания детей по правилам дорожного
движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском
транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Для реализации поставленной цели выделила следующие задачи:
развивать у детей самостоятельность и ответственность;
создавать
условия
по
ознакомлению
дошкольников
с
основами
безопасного
поведения на дороге;
воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в
различных ситуациях на дороге;
формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных
дорожных ситуациях;
учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций на дороге;
обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.
При построении системы работы кружка я стараюсь иметь в виду три аспекта
взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:
ребёнок – пешеход;
ребёнок – пассажир городского транспорта;
ребёнок – водитель детских транспортных средств.
Перспективный
план
кружка
составлен
с
учетом
требований
образовательной
программы
нашего
образовательного
учреждения,
возрастных
особенностей
детей,
материально- технической базы МКУ «Центр семейного устройства».
Планируя занятия кружка, стараюсь охватить все виды детской деятельности с тем,
чтобы полученные теоретические знания ребёнок пропускал через продуктивную
деятельность и затем реализовывал их в совместных играх в группе и повседневной
жизни.
На занятиях кружка использую новые педагогические технологии:
моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
самостоятельную работу в альбомах по рисованию и специально разработанных
тетрадях, которая формирует и развивает познавательные процессы детей;
интерактивный опрос;
коллективную деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил
дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Занятия
провожу
в
различной
форме.
Большая
часть
из
них
проходит
в
иллюстрированной,
театрализованной,
музыкальной,
игровой
формах.
Я
считаю,
что
любой
ребёнок
быстрее
поймёт
и
усвоит
ПДД,
преподнесённые
им
не
только
в
обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре.
Обучая детей правилам поведения на улице, я использую разнообразные формы и
методы работы:
Беседы;
Праздники и развлечения;
Занятия-тренинги;
Обсуждение ситуаций;
Наблюдения;
Экскурсии;
Целевые прогулки;
Заучивание стихотворений, загадок;
Проведение конкурсов, викторин;
Чтение художественных текстов;
Оформление книжных выставок;
Настольные и дидактические игры;
Подвижные игры;
Сюжетно-ролевые игры и создание атрибутов к ним;
Игры с макетами;
Продуктивная
деятельность
(рисование,
аппликация,
лепка
различных
видов
транспорта; изготовление макетов, машин, светофоров, фликеров);
Встречи с сотрудниками ГИБДД;
Просмотр презентаций, мультфильмов
Необходимым
условием
успешности
моей
работы
по
формированию
навыков
безопасного поведения на дороге является сотрудничество с ГИБДД ОВД города Алдана.
Интересными
и
незабываемыми
стали
встречи
с
инспектором
ГИБДД
Светланой
Юрьевной Пугачёвой. Светлана Юрьевна рассказала ребятам о своей профессии, провела
викторину
на
закрепление
правил
дорожной
безопасности.
Наши
воспитанники
с
удовольствием
общались
и
обсуждали
проблемы
дорожного
движения,
играли
в
дидактические игры, участвовали в мероприятиях.
С
особым
желанием
дети
участвовали
в
развлечении
«Путешествие
в
страну
Светофорию». Ребята смотрели презентацию «Внимание – перекрёсток!» С восторгом
принимали участие в различных играх и аттракционах. Незабываемым и впечатляющим
оказалось знакомство с персонажами: девочкой Неразберихой и больным котёнком Кузей с
забинтованной
лапой.
Внимательно
и
серьёзно
дети
прослушали
рассказ
о
работе
сотрудников ГИБДД в лице инспектора Молитвик Оксаны Вячеславовны. По окончании
мероприятия ребятам были вручены дипломы об успешном прохождении 1 этапа школы
Юных инспекторов дорожного движения.
Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по
улицам,
обогащается
словарный
запас,
повышается
уровень
пространственной
ориентировки.
Показателями результативности работы кружка «Юный пешеход» считаю следующее:
Отсутствие несчастных случаев с детьми нашей группы «Непоседы»;
Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии
с
возрастными
требованиями).
Они
выявляются
путём
контрольных
вопросов,
рисунков детей, различных схем, игр с картинками и т. д.
Умение
детей
быстро
и
правильно
ориентироваться
в
дорожных
ситуациях
(регистрируется поведение детей на предъявление картинки или создание реальной
ситуации на макете улицы);
Постоянное участие детей, посещающих кружок, в районных, республиканских и
Всероссийских
конкурсах.
За
три
года
работы
кружка
дошколята
стали
победителями, обладателями призовых мест:
в республиканском смотре-конкурсе по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма «Зелёный огонёк»,
в IV Всероссийской викторине «Правила дорожного движения»,
в XI Всероссийском конкурсе «Изумрудный город» в номинации «Светофор
– друг пешехода, он стоит у перехода»,
в конкурсе рисунков «Светофор будущего»,
в Международном конкурсе «Осторожно, пешеход!»,
в Международной блиц-олимпиаде «Основы ПДД»
За
активное
участие
в
конкурсах,
викторинах
награждены
Благодарственными
письмами, Почетными грамотами, Дипломами и призами.
Создан видеофильм «Фликеры – защита на дороге».
Как
руководитель
кружка,
я
уверена
в
том,
что
полученные
детьми
знания
пригодятся моим воспитанникам в их дальнейшей жизни и сохранят не только их здоровье
и
жизнь,
но
и
помогут
им
быть
более
аккуратными
пешеходами
и
культурными
пассажирами.
В ходе работы я убедилась, что такая система обучения детей правилам дорожного
движения даёт положительные результаты. Я считаю, что это направление работы должно
всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и администрации нашего
учреждения, а значит, необходим дальнейший поиск совершенствования в организации
работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.