Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.
Автор: Майорова Галина Николаевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МОУ "Поянсолинская НОШ-сад" Населённый пункт: Марий Эл, Звениговский район, д.Поянсола Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру. Раздел: дошкольное образование
у детей дошкольного возраста через игру.
Составила воспитатель ДОУ:
Майорова Галина Николаевна.
Марий Эл, Звениговский район, 2016г.
Коммуникативные способности играют большую роль ребёнка – дошкольника
в социальном развитии. Они позволяют различать те или иные ситуации общения,
понимать
состояние
других
людей
в
данных
ситуациях
и
на
основе
этого
адекватно выстраивать своё поведение.
Для нас педагогов и для родителей является естественным желанием видеть
своих
детей
любознательными,
сообразительными,
умелыми,
успешными.
Однако, нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения
возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с
возрастом,
другие
же
имеют
стойкий
характер
и
преодолеваются
благодаря
значительным усилиям со стороны взрослых.
В настоящее время всё чаще отмечается низкий уровень коммуникативного и
познавательного развития детей дошкольного возраста. А также – сложности в
налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.
Именно, они вызывают особую тревогу. И это правильно, потому что такие
препятствия
дети
сами,
без
специального
психолого-педагогического
сопровождения, преодолеть не в состоянии. Ребёнок нуждается в благоприятной
социально-педагогической
(развивающей)
среде,
включающей
специально
организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального,
познавательного,
коммуникативного
развития,
для
овладения
детскими
видами деятельности (социальный фактор развития).
Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, по словам Д.Б.
Эльконина,
«социальная
по
содержанию
и
социальная
по
природе».
Чтобы
проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного
развития у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.
Наблюдения за детьми ведутся во время наивысшей речевой активности – в
свободном, не регламентированным взрослым, общении (то есть не в ситуации
ООД), а на прогулке, в ролевых играх, в самостоятельной деятельности детей, в
повседневной жизни…
Организация работы по коммуникативному развитию требует интеграции
всего
содержания
программы .
Например,
усиления
содержательной
связи
работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой,
музыкально-ритмическими
движениями,
ритмикой,
ознакомлением
с
произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и т.д.
Помимо недостаточности биологического и социального факторов,
препятствующих нормальному развитию ребёнка, существует причина, которая
заключается
в
существенном
снижении
активности
ребёнка
(эмоциональной,
двигательной,
познавательной,
коммуникативной,
речевой).
Речь
идёт
о
психологической активности, которая, по сути, является отношением ребёнка к
окружающему
миру
и
оказывает
существенное
влияние
на
их
качественные
характеристики.
Приведу пример. Можно часто видеть, как ребёнок младшего и даже
среднего
дошкольного
возраста
идёт
с
мамой
за
руку,
она
привлекает
его
внимание к различным предметам, ситуациям, что-то показывает, объясняет.
Маме, в данном случае, принадлежит ведущая, активная роль в познании ребёнка.
Другой же ребёнок в этой ситуации ведёт себя иначе: проявляет пытливую
любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и
прочее, задаёт вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно
активен, коммуникабелен. Перечисленные факторы неразрывно связаны между
собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной нарушения
в развитии.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение
распознавать эмоциональные переживания и сострадания окружающих его
людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и
невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту
ребёнок
должен
научиться
сотрудничать,
слушать
и
слышать,
обмениваться
информацией. Нужно целенаправленно формировать коммуникативные умения у
дошкольников. Анализируя
данную
проблему,
изучая
её
теоретические
аспекты, я решила организовать работу с детьми через игру.
Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности,
развить
умения
и
навыки,
поэтому
я
выбрала
и
систематизировала
игры
по
выбранному
направлению.
Любая
из
этих
игр
многофункциональна,
имеет
большое
значение
во
всестороннем
развитии
ребёнка
(и
в
физическом,
и
в
психическом, и в познавательном развитии…), но у всех есть общая цель-развитие
коммуникативных навыков.
Игры в педагогический процесс включаю ежедневно-в виде «игровых
пятиминуток».
При
знакомстве
с
правилами
игры
продумываю
не
только
содержание
инструкции, но и способ её подачи, с помощью интонационно-выразительной
окрашенности
речи,
атрибутов;
прогнозирую
возможные
реакции
детей
на
правила и условия игры.
Ребёнок имеет свои коммуникативные права:
-право на свою систему ценностей;
-право на ответственность;
-право на личное достоинство и уважение этого достоинства;
-право на индивидуальность и своеобразие;
-право на независимость от других людей;
-право на свою мысль;
-право на отстаивание своих прав.
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:
- игра, игровые приёмы ,
-наблюдения;
-решение проблемных ситуаций;
-чтение книги;
-рассматривание иллюстраций
-беседы;
-анкетирование;
-диагностирование;
Проводились
в
повседневной
жизни
детей,
в
непосредственно-
образовательной деятельности с детьми.
В
результате
повысился
уровень
развития
коммуникативных
способностей
детей.
Дети
стали
более
общительными,
любознательными,
активными, самостоятельными, эмоциональными.
Игры делятся на 4 группы:
l. Игры на развитие умения сотрудничать, их цель: учить детей слышать, понимать
и подчиняться правилам; учить контролировать движения и работать по
инструкции; воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за
другого;
ll. Игры на умение активно слушать, их цель: учить общаться на вербальном и
невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей,
выражать свои чувства; развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые
и закрытые вопросы; учить перефразировать сказанное (сохранив главный
смысл); формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить
итог; учить использовать такой приём активного слушания, как развитие мыслей
собеседника;
lll. Игры на умение перерабатывать информацию, их цель: развивать умение
понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации; развивать умение
устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения;
развивать способность аргументировать свою точку зрения;
lV. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить
самому), их цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично;
развивать умение давать доброжелательную оценку другому; учить устанавливать
«обратную связь» при взаимодействии с другими людьми;
Игры в педагогический процесс включаю ежедневно-в виде «игровых
пятиминуток».
При знакомстве с правилами игры продумываю не только содержание
инструкции, но и способ её подачи, с помощью интонационно-выразительной
окрашенности речи, атрибутов; прогнозирую возможные реакции детей на
правила и условия игры.
Ребёнок имеет свои коммуникативные права:
-право на свою систему ценностей;
-право на ответственность;
-право на личное достоинство и уважение этого достоинства;
-право на индивидуальность и своеобразие;
-право на независимость от других людей;
-право на свою мысль;
-право на отстаивание своих прав.
В первую группу входят игры : «Зайчики и лиса», «Совушка-сова», «Менялки»,
«Игра в тарелочку», «Травинка»; «Холодно-горячо, право-лево», «Обыграй
превращение», «Горная тропинка», «Глаза», «Замри», «Я не должен», «Звери на
болоте», «Связующая нить», «Поводырь».
Во вторую группу входят игры: «Пантомимические этюды», «Сказки на изнанку»,
«Азбука настроений», «Отражение чувств», «Телефон», «Цепочка слов», «Собери
чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Да» и «нет» не говорите»,
«Как тебя зовут?», «Сундучок», «Картинная галерея», «Азбука почемучек»,
«Интервью», «Скажи по- другому», «О чём я сказала?», «Объясни Незнайке!»,
«Слушай и повторяй», «Зеркало движений», «Тайный смысл», «Идёт следствие»,
«Поиск смысла», «Плохое настроение», «Я начну, а вы продолжите», «Играем со
сказкой», «Моё начало-твой конец», «И это хорошо,и это плохо».
В третью группу входят игры: «Через стекло», «Магазин игрушек», «Пойми
меня», «Вечер загадок», «Путешествие Буратино», «Угадай и нарисуй»,
«Задуманное действие», «Что на что похоже?», «Я бросаю тебе мяч», «Задом
наперёд», «Хорошо-плохо», «Почему? А потому!», «Что было бы, если бы…»,
«Бывает-не бывает», «Договор по правилам», «Доказательство».
В четвёртую группу входят игры: «Художник слова», «Магазин», «Опиши друга»,
«Библиотека», «Знакомство», «Снежная королева», «Угадай, кто это», «Построим
город», «Телевизор», «Телеграф», «Диалоги».
Методика выявления уровня
коммуникативного развития детей 3-7 лет.
Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. Кишинёв, 1987. С. 58-
67.
Материал: Игрушки, книги, вопросы для беседы.
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, чего бы ты хотел: поиграть с игрушками,
почитать книги или поговорить?». В зависимости от выбора ситуации детям
предлагают вопросы (см. далее). Если ребёнок не может самостоятельно сделать
выбор, взрослый предлагает сначала поиграть, потом почитать, затем поговорить.
Предлагаемые детям ситуации предъявляют именно в этой последовательности.
Обследование проводят индивидуально, в отдельной комнате. Каждая ситуация
занимает приблизительно 15 минут.
Игра.
Задание детям: Давай поиграем в дочки-матери. Это твоя дочка, а ты мама. Я к
вам приду в гости. Это посуда, в ней будешь варить обед. Ты можешь укладывать
дочку спать, кормить и т.д.
Пояснения: Ребёнок должен принять роль и в соответствии с ней выполнять
соответствующие игровые действия, развивая сюжет «Дочки-матери». Взрослый
предлагает определённый сюжет, роли, объясняет игровые действия, затем
ребёнок самостоятельно разворачивает свою деятельность. Взрослый может
оказывать помощь в случае, если она потребуется: отвечает на вопросы,
откликается на предложения ребёнка. Общение осуществляется на фоне
практических действий с игрушками.
Чтение книги.
Вопросы: Почему ты выбрал эту книгу? Слушай, я её тебе почитаю. Тебе
понравились картинки? Что нарисовано на них? У тебя дома есть какие-нибудь
животные? Чем они питаются? Какие животные называются хищниками?
Грызунами?
Пояснения: После чтения ребёнок сообщает о своих знаниях в соответствующей
области (о зверях, машинах и др.), подробно отвечает на вопросы. Книги
подбираются в соответствии с возрастом, должны иметь познавательный характер.
Взрослый читает книгу, объясняет, что нарисовано на картинках. Общение
осуществляется на основе чтения и обсуждения книг.
Беседа.
Вопросы: Где работают родители? У тебя есть братик (сестричка)? Если бы ты
был дома один, кого бы ты ждал больше всего? Если бы у тебя были два-три
билета в цирк, с кем бы ты пошёл? Ты бы смог отдать свой билет, если бы билетов
не хватало, брату (сестре, другу)? Как ты помогаешь брату, сестре, родителям? С
кем ты дружишь в группе? Почему? С кем ещё хотел бы дружить? Хочешь ли идти
в школу? Во что больше любишь играть? С кем любишь играть?
Пояснения: Ребёнок должен поддержать беседу на личностные (социальные)
темы, оценивая достоинства, недостатки и поступки других людей. Проводится
беседа на личностные темы. Взрослый задаёт ребёнку вопросы о семье, друзьях,
отношениях в группе; может рассказывать о себе, о поступках разных людей,
оценивать свои достоинства и недостатки.
Критерий оценок (обработка результатов). Поведение детей оценивается по
уровневой системе в зависимости от показателей и количества набранных баллов.
Низкий уровень (ситуативно-деловая форма общения) – 0-9 баллов.
Средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) - 10-13 баллов.
Высокий уровень (внеситуативно-личностная форма общения) – 14-17 баллов.
1.Порядок
выбора ситуации
Игра 1
Чтение 2
Беседа 3
2.Основной
объект внимания
Игрушка 1
Книги 2
Взрослый 3
3.Комфортность
состояния
Свобода поведения 1 +интерес к опыту 1
+эмоциональная вовлечённость 1 = 3
В игре При чтении В процессе
беседы
1+3=4 2+3=5 3+3=6
4.Особенности
речевых
высказываний
Об игрушках 1
На несоциальные
познавательные
темы 2
На социальные
темы 3
5.Средства
общения
Предметно-
действенные 1
Речевые 2
Анализ коммуникативной функции речи.
Уровень развития способности.
Умение
подчиняться
правилам и
следить за
этим
Непродолжительно
е время после
речевого указания.
Длительное время
при
заинтересованности
.
Самостоятельно и
продолжительное
время.
Умение
передавать
содержание
какого-либо
впечатления,
события,
сказки и т.д.
С опорой на
дополнительные
вопросы.
Самостоятельно без
подробностей.
Самостоятельно,
последовательно,
обстоятельно.
Умение
рассказать о
поведении,
переживания
х (своих и
другого) и
объяснить их.
Рассказ путём
ответов на вопросы.
Может рассказать
самостоятельно.
Рассказывает
подробно и
самостоятельно.
Совместное
планирование
действий в
речевом
общении.
Ориентир на
планирование
другого.
Элементарное
совместное
планирование.
Совместное
планирование и
распределение
нескольких действий.
Понимание
смысла
сообщений.
Умение пересказать
услышанное
своими словами.
Умение пересказать
и выделить общий
смысл сообщения.
Умение дать оценку
услышанному,сделать
вывод и объяснить.
Приложение.
l. «Зайчики и лиса».
Зайчики собираются в кучку, лиса прячется за «кустом»(стул). Воспитатель
говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Зайчики выбегают,
весело прыгают. Воспитатель: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких
поймает». Лиса пытается «поймать», но напрасно. Воспитатель: «В лапы лисьи не
попали-зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется.
Цель: Действовать в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
«Совушка-сова».
Сова сидит на дереве (стул), птички: Совушка-сова, большая голова,
На дереве сидит, головой вертит,
Во все сторны глядит.
Вдруг она как полетит.
При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить их. По
сигналу: удар в ладоши, «стоп!» птички останавливаются, выбирается новая сова.
«Менялки». (со стульями).
Игра проводится в кругу. Выбирается водящий. Он встаёт и выносит свой стул за
круг-стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит:
«Меняются местами те, у кого …(светлые волосы, красные носочки, синие шорты,
косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать
и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся
место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
Игра в «тарелочку».
Играющие садятся на пол по кругу.Водящий выходит на середину круга, ставит
тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам
возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки,
пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не
успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.
«Травинка».
Выбирается «наблюдатель», остальные-«травинки».
Задача «наблюдателя»-выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребёнка, который
внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя.
- поднимите руки медленно вверх чере стороны;
- потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу;
- глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку;
- покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом
вперёд-назад;
- ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону,
вперёд-назад;
- затем ветер стихает-травинки замирают;
- ветер усиливается- травинки вновь сильно раскачиваются;
- ветер затихает-травинки тянутся, опустив руки;
«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор.
Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем», игра повторяется.
«Холодно-горячо, право-лево».
Прячется игрушка, а затем с помощью команды: «Шаг вправо, два шага вперёд,
три влево, тепло, горячо, холодно» ведёт игрока к цели.
Усложнение: можно использовать план-схему.
«Обыграй превращение».
Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидку, кубик …), называя их
условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные
взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет его
«яблоко»- дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.
«Горная тропинка».
Чт. басни С.Маршака «Два барана». Проводится беседа по её сод-ю.
- Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
- Какие качества погубили баранов?
- Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся стуации?
- Как на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Пропасть шириной 2м., мостик и тропинка шириной 25-30см. ограничены
верёвкой или очерчены мелом. Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу
друг другу, перебираются через пропасть.
Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются
активность, внимание к партнёру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и
выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.
«Замри!».
Выбирается водящий-морской царь. Он следит за неподвижностью «морских
фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя.
Ведущий говорит: «Море волнуется-раз, море волнуется-два, море волнуется-три,
морская фигура-замри!». Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!».
«Я не должен».
Шаблон-знак «-». Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые
изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми,
между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой
выбор.
Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.
«Звери на болоте».
Дети-«звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа
бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.У
одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки.Чтобы он не утонул,
ему надо помочь-это может сделть партнёр (его «пара»).В роли потерпевшего и
спасающего должен побывать каждый ребёнок.Оцениваются как готовность
прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
«Пантомимические этюды».
Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем
настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и
др.
Литература.
1.Ж. «Дошкольное воспитание» № 10-2005г. С. 26-35;
2.Ж. «Дошкольное воспитание» № 11-2005г. С.3-9;
3.Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. Кишинёв, 1987. С.
58-67.