Напоминание

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.


Автор: Майорова Галина Николаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МОУ "Поянсолинская НОШ-сад"
Населённый пункт: Марий Эл, Звениговский район, д.Поянсола
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОУ «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа-сад»
Методическая разработка.

Тема: Развитие коммуникативных способностей

у детей дошкольного возраста через игру.
Составила воспитатель ДОУ: Майорова Галина Николаевна. Марий Эл, Звениговский район, 2016г.
Коммуникативные способности играют большую роль ребёнка – дошкольника в социальном развитии. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать своё поведение. Для нас педагогов и для родителей является естественным желанием видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми, успешными. Однако, нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. В настоящее время всё чаще отмечается низкий уровень коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста. А также – сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д. Именно, они вызывают особую тревогу. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Ребёнок нуждается в благоприятной
социально-педагогической

(развивающей)

среде,

включающей

специально

организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального,

познавательного,

коммуникативного

развития,

для

овладения

детскими

видами деятельности (социальный фактор развития).
Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, по словам Д.Б. Эльконина, «социальная по содержанию и социальная по природе». Чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного развития у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми. Наблюдения за детьми ведутся во время наивысшей речевой активности – в свободном, не регламентированным взрослым, общении (то есть не в ситуации ООД), а на прогулке, в ролевых играх, в самостоятельной деятельности детей, в повседневной жизни… Организация работы по коммуникативному развитию требует
интеграции

всего

содержания

программы
. Например, усиления содержательной связи работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, ритмикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и т.д. Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребёнка, существует причина, которая заключается в существенном снижении активности ребёнка (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой). Речь идёт о психологической активности, которая, по сути, является отношением ребёнка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.
Приведу пример.
Можно часто видеть, как ребёнок младшего и даже среднего дошкольного возраста идёт с мамой за руку, она привлекает его внимание к различным предметам, ситуациям, что-то показывает, объясняет.
Маме, в данном случае, принадлежит ведущая, активная роль в познании ребёнка.
Другой же ребёнок в этой ситуации ведёт себя иначе:
проявляет пытливую любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и прочее, задаёт вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно активен, коммуникабелен. Перечисленные факторы неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной нарушения в развитии. Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение
распознавать эмоциональные переживания и сострадания окружающих его

людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и

невербальными способами.
Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Нужно целенаправленно формировать коммуникативные умения у дошкольников.
Анализируя

данную

проблему,

изучая

её

теоретические

аспекты, я решила организовать работу с детьми через игру.
Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому я выбрала и систематизировала игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, имеет большое значение во всестороннем развитии ребёнка (и в физическом, и в психическом, и в познавательном развитии…), но у всех есть общая цель-развитие коммуникативных навыков. Игры в педагогический процесс включаю ежедневно-в виде «игровых пятиминуток». При знакомстве с правилами игры продумываю не только содержание инструкции, но и способ её подачи, с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи, атрибутов; прогнозирую возможные реакции детей на правила и условия игры. Ребёнок имеет свои коммуникативные права: -право на свою систему ценностей; -право на ответственность; -право на личное достоинство и уважение этого достоинства; -право на индивидуальность и своеобразие; -право на независимость от других людей; -право на свою мысль; -право на отстаивание своих прав.
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

-
игра, игровые приёмы
,
-наблюдения; -решение проблемных ситуаций;
-чтение книги; -рассматривание иллюстраций -беседы; -анкетирование; -диагностирование; Проводились в повседневной жизни детей, в непосредственно- образовательной деятельности с детьми.
В

результате

повысился

уровень

развития

коммуникативных

способностей

детей.

Дети

стали

более

общительными,

любознательными,

активными, самостоятельными, эмоциональными.
Игры делятся на 4 группы: l. Игры на развитие умения сотрудничать, их цель: учить детей слышать, понимать и подчиняться правилам; учить контролировать движения и работать по инструкции; воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого; ll. Игры на умение активно слушать, их цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства; развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл); формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог; учить использовать такой приём активного слушания, как развитие мыслей собеседника; lll. Игры на умение перерабатывать информацию, их цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации; развивать умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения; развивать способность аргументировать свою точку зрения; lV. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому), их цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично; развивать умение давать доброжелательную оценку другому; учить устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми; Игры в педагогический процесс включаю ежедневно-в виде «игровых пятиминуток». При знакомстве с правилами игры продумываю не только содержание инструкции, но и способ её подачи, с помощью интонационно-выразительной
окрашенности речи, атрибутов; прогнозирую возможные реакции детей на правила и условия игры. Ребёнок имеет свои коммуникативные права: -право на свою систему ценностей; -право на ответственность; -право на личное достоинство и уважение этого достоинства; -право на индивидуальность и своеобразие; -право на независимость от других людей; -право на свою мысль; -право на отстаивание своих прав. В первую группу входят игры : «Зайчики и лиса», «Совушка-сова», «Менялки», «Игра в тарелочку», «Травинка»; «Холодно-горячо, право-лево», «Обыграй превращение», «Горная тропинка», «Глаза», «Замри», «Я не должен», «Звери на болоте», «Связующая нить», «Поводырь». Во вторую группу входят игры: «Пантомимические этюды», «Сказки на изнанку», «Азбука настроений», «Отражение чувств», «Телефон», «Цепочка слов», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Да» и «нет» не говорите», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Интервью», «Скажи по- другому», «О чём я сказала?», «Объясни Незнайке!», «Слушай и повторяй», «Зеркало движений», «Тайный смысл», «Идёт следствие», «Поиск смысла», «Плохое настроение», «Я начну, а вы продолжите», «Играем со сказкой», «Моё начало-твой конец», «И это хорошо,и это плохо». В третью группу входят игры: «Через стекло», «Магазин игрушек», «Пойми меня», «Вечер загадок», «Путешествие Буратино», «Угадай и нарисуй», «Задуманное действие», «Что на что похоже?», «Я бросаю тебе мяч», «Задом наперёд», «Хорошо-плохо», «Почему? А потому!», «Что было бы, если бы…», «Бывает-не бывает», «Договор по правилам», «Доказательство».
В четвёртую группу входят игры: «Художник слова», «Магазин», «Опиши друга», «Библиотека», «Знакомство», «Снежная королева», «Угадай, кто это», «Построим город», «Телевизор», «Телеграф», «Диалоги». Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 3-7 лет. Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. Кишинёв, 1987. С. 58- 67. Материал: Игрушки, книги, вопросы для беседы. Инструкция: «Скажи, пожалуйста, чего бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книги или поговорить?». В зависимости от выбора ситуации детям предлагают вопросы (см. далее). Если ребёнок не может самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает сначала поиграть, потом почитать, затем поговорить. Предлагаемые детям ситуации предъявляют именно в этой последовательности. Обследование проводят индивидуально, в отдельной комнате. Каждая ситуация занимает приблизительно 15 минут. Игра. Задание детям: Давай поиграем в дочки-матери. Это твоя дочка, а ты мама. Я к вам приду в гости. Это посуда, в ней будешь варить обед. Ты можешь укладывать дочку спать, кормить и т.д. Пояснения: Ребёнок должен принять роль и в соответствии с ней выполнять соответствующие игровые действия, развивая сюжет «Дочки-матери». Взрослый предлагает определённый сюжет, роли, объясняет игровые действия, затем ребёнок самостоятельно разворачивает свою деятельность. Взрослый может оказывать помощь в случае, если она потребуется: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребёнка. Общение осуществляется на фоне практических действий с игрушками. Чтение книги. Вопросы: Почему ты выбрал эту книгу? Слушай, я её тебе почитаю. Тебе понравились картинки? Что нарисовано на них? У тебя дома есть какие-нибудь животные? Чем они питаются? Какие животные называются хищниками? Грызунами?
Пояснения: После чтения ребёнок сообщает о своих знаниях в соответствующей области (о зверях, машинах и др.), подробно отвечает на вопросы. Книги подбираются в соответствии с возрастом, должны иметь познавательный характер. Взрослый читает книгу, объясняет, что нарисовано на картинках. Общение осуществляется на основе чтения и обсуждения книг. Беседа. Вопросы: Где работают родители? У тебя есть братик (сестричка)? Если бы ты был дома один, кого бы ты ждал больше всего? Если бы у тебя были два-три билета в цирк, с кем бы ты пошёл? Ты бы смог отдать свой билет, если бы билетов не хватало, брату (сестре, другу)? Как ты помогаешь брату, сестре, родителям? С кем ты дружишь в группе? Почему? С кем ещё хотел бы дружить? Хочешь ли идти в школу? Во что больше любишь играть? С кем любишь играть? Пояснения: Ребёнок должен поддержать беседу на личностные (социальные) темы, оценивая достоинства, недостатки и поступки других людей. Проводится беседа на личностные темы. Взрослый задаёт ребёнку вопросы о семье, друзьях, отношениях в группе; может рассказывать о себе, о поступках разных людей, оценивать свои достоинства и недостатки. Критерий оценок (обработка результатов). Поведение детей оценивается по уровневой системе в зависимости от показателей и количества набранных баллов. Низкий уровень (ситуативно-деловая форма общения) – 0-9 баллов. Средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) - 10-13 баллов. Высокий уровень (внеситуативно-личностная форма общения) – 14-17 баллов. 1.Порядок выбора ситуации Игра 1 Чтение 2 Беседа 3 2.Основной объект внимания Игрушка 1 Книги 2 Взрослый 3 3.Комфортность состояния Свобода поведения 1 +интерес к опыту 1 +эмоциональная вовлечённость 1 = 3 В игре При чтении В процессе беседы 1+3=4 2+3=5 3+3=6 4.Особенности речевых высказываний Об игрушках 1 На несоциальные познавательные темы 2 На социальные темы 3
5.Средства общения Предметно- действенные 1 Речевые 2 Анализ коммуникативной функции речи. Уровень развития способности. Умение подчиняться правилам и следить за этим Непродолжительно е время после речевого указания. Длительное время при заинтересованности . Самостоятельно и продолжительное время. Умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки и т.д. С опорой на дополнительные вопросы. Самостоятельно без подробностей. Самостоятельно, последовательно, обстоятельно. Умение рассказать о поведении, переживания х (своих и другого) и объяснить их. Рассказ путём ответов на вопросы. Может рассказать самостоятельно. Рассказывает подробно и самостоятельно. Совместное планирование действий в речевом общении. Ориентир на планирование другого. Элементарное совместное планирование. Совместное планирование и распределение нескольких действий. Понимание смысла сообщений. Умение пересказать услышанное своими словами. Умение пересказать и выделить общий смысл сообщения. Умение дать оценку услышанному,сделать вывод и объяснить. Приложение. l. «Зайчики и лиса». Зайчики собираются в кучку, лиса прячется за «кустом»(стул). Воспитатель говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Зайчики выбегают,
весело прыгают. Воспитатель: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких поймает». Лиса пытается «поймать», но напрасно. Воспитатель: «В лапы лисьи не попали-зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется. Цель: Действовать в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя. «Совушка-сова». Сова сидит на дереве (стул), птички: Совушка-сова, большая голова, На дереве сидит, головой вертит, Во все сторны глядит. Вдруг она как полетит. При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить их. По сигналу: удар в ладоши, «стоп!» птички останавливаются, выбирается новая сова. «Менялки». (со стульями). Игра проводится в кругу. Выбирается водящий. Он встаёт и выносит свой стул за круг-стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого …(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Игра в «тарелочку». Играющие садятся на пол по кругу.Водящий выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры. «Травинка». Выбирается «наблюдатель», остальные-«травинки». Задача «наблюдателя»-выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя. - поднимите руки медленно вверх чере стороны; - потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу;
- глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку; - покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперёд-назад; - ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперёд-назад; - затем ветер стихает-травинки замирают; - ветер усиливается- травинки вновь сильно раскачиваются; - ветер затихает-травинки тянутся, опустив руки; «Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем», игра повторяется. «Холодно-горячо, право-лево». Прячется игрушка, а затем с помощью команды: «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево, тепло, горячо, холодно» ведёт игрока к цели. Усложнение: можно использовать план-схему. «Обыграй превращение». Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидку, кубик …), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко»- дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д. «Горная тропинка». Чт. басни С.Маршака «Два барана». Проводится беседа по её сод-ю. - Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье? - Какие качества погубили баранов? - Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся стуации? - Как на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Пропасть шириной 2м., мостик и тропинка шириной 25-30см. ограничены верёвкой или очерчены мелом. Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.
Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнёру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения. «Замри!». Выбирается водящий-морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя. Ведущий говорит: «Море волнуется-раз, море волнуется-два, море волнуется-три, морская фигура-замри!». Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!». «Я не должен». Шаблон-знак «-». Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. «Звери на болоте». Дети-«звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки.Чтобы он не утонул, ему надо помочь-это может сделть партнёр (его «пара»).В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. «Пантомимические этюды». Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др. Литература. 1.Ж. «Дошкольное воспитание» № 10-2005г. С. 26-35; 2.Ж. «Дошкольное воспитание» № 11-2005г. С.3-9; 3.Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. Кишинёв, 1987. С. 58-67.


В раздел образования