Напоминание

Инновационные процессы в практике обучения иностранным языкам


Автор: Дмитрюк Денис Вадимович
Должность: магистрант 2-ого курса
Учебное заведение: Оренбургский Государственный Педагогический Университет
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные процессы в практике обучения иностранным языкам
Раздел: полное образование





Назад




Инновационные процессы в практике обучения иностранным языкам. Дмитрюк Д.В., магистрант 2-ого курса ОГПУ. Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных учреждений, общее направление образования на развитие личности учащегося, на формирование его интеллектуального, нравственного духовного потенциала (что фиксируется в Законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования РФ) ставит новые проблемы перед педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования, к формам организации учебного процесса, к методам обучения и т.д. Вследствие этого стала очевидной необходимость изучения и анализа новых тенденций и направлений не только в зарубежной теории и практике преподавания иностранных языков, но и в отечественной. Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку, направленных на более эффективное развитие личности и адаптацию (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.
Многосторонний метод
Современный многосторонний метод берет свое начало от так называемого «Кливлендского плана», разработанного в 1920 году. Его основные принципы: Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых 1 . 1  Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. - Самара: Универс- групп, 2009. - 26 с.
- язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы. - каждое занятие должно строиться вокруг единственного фокуса, обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу содержания обучения. - грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас. - все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения. Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме. Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль преподавателя ограничивает возможность творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом.
Активное обучение
Основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.
Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика. 2 Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Вслед за Е.В. Ковалевской проблемности трактуется нами как «главное условие развития творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в целом в процессе совместной творческой деятельности. Способом создания проблемности являются проблемные ситуации,средством - проблемные задачи (проблемные задания), механизмом - проблематизация - вскрытиепроблемы в учебном материале субъектами проблемного взаимодействия в процессе совместной социальной и профессиональной деятельности. Основными особенностями развивающего обучения являются: - превращение учащегося в субъект познавательной деятельности посредством формирования механизмов мышления, а не эксплуатация памяти; - приоритет дедуктивного способа познания; - доминирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. 3 2 4. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения: Дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 3  Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. –№ 5.
Использование проблемного метода способствует не только развитию с амо стоятельно сти учеников, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, но также открывают возможности творческого сотрудничества педагога и обучаемого. Н.Н. Профессор Ковалевская Е.В. считает, что в процессе обучения проблемные ситуации выполняют следующие функции: стимулирующая функция заключается в том, что стимулирует процессы продуктивного, творческого мышления, связанного с поиском нового; обучающая функция сопряжена со спецификой мнемических процессов, таких как запоминание, сохранение в памяти, воспроизведение, лежащих в основе усвоения и актуализации учебного материала; - организующая функция находится в прямой зависимости от стимулирующей, с другой стороны, оказывает непосредственное влияние на обучающую функцию, приближая учебный процесс к реальному процессу познания, а также способствуя индивидуализации этого процесса 4 ; - контролирующая функция не только определяется вышеназванными функциями, но оказывает опосредованное воздействие на них. Проблемная ситуация всегда связана с поиском нового, поэтому контроль ведется, начиная с механизма формирования и формулирования мысли, то есть позволяет выявить, насколько верно студенты следуют логике решения проблемной ситуации 5 ; 4  Назимов, С. С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.–2014.–№ 6. 5  Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2014.
- воспитывающая функция выявляется в создаваемых проблемных задачах в том, чтобы они были направлены на нравственный, духовно- познавательный уровень. Данные функции находятся в тесной иерархической зависимости. При этом стимулирующая функция определяет особенности обучающей, воспитывающей, организующей и контролирующей функций, а организующая функция, в свою очередь, создает условия для реализации обучающей, воспитывающей и контролирующей функций, которые также оказывают опосредованное воздействие на другие функции.


В раздел образования