Инновационные процессы в практике обучения иностранным языкам
Автор: Дмитрюк Денис Вадимович Должность: магистрант 2-ого курса Учебное заведение: Оренбургский Государственный Педагогический Университет Населённый пункт: г. Оренбург Наименование материала: Статья Тема: Инновационные процессы в практике обучения иностранным языкам Раздел: полное образование
Инновационные процессы в практике обучения
иностранным языкам.
Дмитрюк Д.В., магистрант 2-ого курса ОГПУ.
Происходящее в России глубинное реформирование образовательной
системы,
появление
новых
форм
обучения,
возникновение
новых
типов
образовательных учреждений, общее направление образования на развитие
личности учащегося, на формирование его интеллектуального, нравственного
духовного потенциала (что фиксируется в Законе РФ «Об образовании», в
Национальной
доктрине
образования
РФ)
ставит
новые
проблемы
перед
педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования, к формам
организации учебного процесса, к методам обучения и т.д. Вследствие этого
стала
очевидной
необходимость
изучения
и
анализа
новых
тенденций
и
направлений
не
только
в
зарубежной
теории
и
практике
преподавания
иностранных языков, но и в отечественной.
Перейдем
к
рассмотрению
современных,
инновационных
методов
обучения иностранному языку, направленных на более эффективное развитие
личности и адаптацию (как социальную, так и профессиональную) в рамках
сегодняшнего быстроменяющегося общества.
Многосторонний метод
Современный многосторонний метод берет свое начало от так
называемого
«Кливлендского
плана»,
разработанного
в
1920
году.
Его
основные принципы:
Иностранный
язык
не
может
быть
заучен
через
механическое
запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны
быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной
речи обучаемых
1
.
1
Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. - Самара: Универс-
групп, 2009. - 26 с.
- язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе
обучения языку через аутентичные языковые материалы.
-
каждое
занятие
должно
строиться
вокруг
единственного
фокуса,
обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу
содержания обучения.
- грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в
строгой
логической
последовательности:
каждое
последующее
занятие
должно увеличить уже имеющийся запас.
-
все
четыре
вида
речевой
деятельности
должны
присутствовать
одновременно в процессе обучения.
Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими
упражнениями в вопросно-ответной форме.
Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают
хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль
преподавателя
ограничивает
возможность
творческого
использования
изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения
друг с другом.
Активное обучение
Основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной
жизни
с
необходимостью
решения
проблемных
ситуаций.
Этот
метод
направлен
на
организацию
развития,
самоорганизации,
саморазвития
личности.
Основной
принцип
в
том,
что
обучаемый
сам
творец
своего
знания.
Активное
обучение
является,
безусловно,
приоритетным
на
современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное
управление
учебно-познавательной
деятельностью
возможно
лишь
тогда,
когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.
Преподавание
иностранного
языка
в
школе
с
использованием
инновационных
технологий
предполагает
введение
ряда
психологических
подходов,
таких
как:
когнитивный,
позитивный,
эмоциональный,
мотивационный,
оптимистический,
технологический.
Все
эти
подходы
обращены к личности ученика.
2
Проблемное
обучение
основано
на
получении
учащимися
новых
знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в
создающихся
для
этого
проблемных
ситуациях.
Вслед
за
Е.В.
Ковалевской проблемности трактуется нами как «главное условие развития
творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой
личности
в
целом
в
процессе
совместной
творческой
деятельности.
Способом создания проблемности являются проблемные ситуации,средством
- проблемные задачи (проблемные задания), механизмом - проблематизация -
вскрытиепроблемы в
учебном
материале
субъектами
проблемного
взаимодействия
в
процессе
совместной
социальной
и
профессиональной
деятельности.
Основными особенностями развивающего обучения являются:
-
превращение
учащегося
в
субъект
познавательной
деятельности
посредством
формирования
механизмов
мышления,
а
не
эксплуатация
памяти;
- приоритет дедуктивного способа познания;
- доминирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе
обучения.
3
2
4. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения: Дис. д-ра пед. наук. М.,
2000.
3
Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий,
подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. –№ 5.
Использование проблемного метода способствует не только развитию
с амо стоятельно сти
учеников,
включению
их
в
поисковую
и
исследовательскую
деятельность,
но
также
открывают
возможности
творческого
сотрудничества
педагога
и
обучаемого.
Н.Н.
Профессор
Ковалевская Е.В. считает, что в процессе обучения проблемные ситуации
выполняют следующие функции:
стимулирующая функция заключается в том, что стимулирует процессы
продуктивного, творческого мышления, связанного с поиском нового;
обучающая
функция сопряжена
со
спецификой
мнемических
процессов, таких как запоминание, сохранение в памяти, воспроизведение,
лежащих в основе усвоения и актуализации учебного материала;
-
организующая
функция находится
в
прямой
зависимости
от
стимулирующей, с другой стороны, оказывает непосредственное влияние на
обучающую функцию, приближая учебный процесс к реальному процессу
познания, а также способствуя индивидуализации этого процесса
4
;
- контролирующая функция не только определяется вышеназванными
функциями, но оказывает опосредованное воздействие на них. Проблемная
ситуация всегда связана с поиском нового, поэтому контроль ведется, начиная
с механизма формирования и формулирования мысли, то есть позволяет
выявить, насколько верно студенты следуют логике решения проблемной
ситуации
5
;
4
Назимов,
С.
С.
Педагогические
инновации
в
национально-региональном
компоненте
содержания
образования/ С. С. Назимов// Учитель.–2014.–№ 6.
5
Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное
слово. – 2014.
-
воспитывающая
функция выявляется
в
создаваемых
проблемных
задачах
в
том,
чтобы
они
были
направлены
на
нравственный,
духовно-
познавательный уровень.
Данные функции находятся в тесной иерархической зависимости. При
этом
стимулирующая
функция
определяет
особенности
обучающей,
воспитывающей,
организующей
и
контролирующей
функций,
а
организующая функция, в свою очередь, создает условия для реализации
обучающей, воспитывающей и контролирующей функций, которые также
оказывают опосредованное воздействие на другие функции.