ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Автор: Сапаров Алик Ильгизович Должность: магистр Учебное заведение: ОГПУ Населённый пункт: Оренбург Наименование материала: Статья Тема: ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Раздел: высшее образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистрант ФГБОУ ВПО «ОГПУ» Сапаров А.И.
Сетевое
взаимодействие
-
один
из
главных
ресурсов
развития
муниципальной
системы
образования,
поскольку
оно
позволяет
выявить
скрытый,
или
еще
не
востребованный,
или
не
реализовавшийся
в
иных
условиях
инновационный
потенциал,
транслировать
его
на
всю
систему,
активизировать
процессы
развития
и
саморазвития
субъектов
сети
в
организационном,
содержательном,
технологическом
и
управленческом
аспектах.
Образовательные
сети
могут
быть представлены
как
совокупность
взаимодействующих между собой образовательных организаций различного
типа,
реализующих
разнообразные
сетевые
образовательные программы,
проекты и др.
При этом необходимо различать четыре, фактически параллельно, текущих
процесса:
1) процесс
формирования
сетевого
взаимодействия
образовательных
организаций (реального и виртуального);
2) создание систем управления сетевым взаимодействием;
3) технология
коммуникации
образовательных
организаций,
в
ходе
которой реализуется образовательный процесс, проекты и др.;
4) технология формирования
новых
профессиональных
стереотипов
педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия.
Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Составной
частью
формирования
сетей
образовательных учреждений
является
т е х н о л о г и я
с о з д а н и я систем
управления
с е т е в ы м
взаимодействием, которая включает следующие этапы:
выявление
модели
сетевого
взаимодействия
и диагностика
уровня
гото в н о с т и
ОУ,
в ход я щ и х
в
с е т и ,
к
с о о т в е т с т ву ю щ е й
модели управления;
выявление
проблем,
стоящих
перед
сетями
и постановка
задачи
разработки модели управления;
моделирование
органов
управления
сети;
создание управленческо-
педагогиче ских
команд
(УПК)
ОУ
(с ети,
узлов
и
д р . ) ,
правовое оформление органов управления; определение функционала
УПК (школьных или сетевых);
создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого
взаимодействия;
выявление
результатов
командообразования
и результативности
деятельности сетевого взаимодействия.
Основу данной модели могут составлять четыре взаимосвязанных уровня
всех участников педагогического процесса, чья деятельность будет
распространяться и на формируемую при ОУ сеть: членов совета школы,
директора, его заместителей по учебно-воспитательной работе,
учителей, общественных организаций и, главное, учащихся, а также органов
ученического самоуправления. Каждый из уровней управления обязательно
входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по
вертикали. Возможен альтернативный вариант, при котором будет, в рамках
проектной модели управления, создан новый орган управления –
управленческо-педагогическая команда, которая бы решала вопросы сетевого
взаимодействия. В этом случае по вертикали и по горизонтали возможна
специализация распределения основных функций при их одновременной
интеграции; четкое определение количества труда, необходимого
для обеспечения сетевого учебно-воспитательного процесса. Такая модель
представляет демократическую систему с особым характером связей между
субъектами (органами) управления; определяет баланс задач всех органов со
структурой целей, оптимизацию соответствия между задачами,
полномочиями и ответственностью органов управления.
Список литературы.
1.Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению сетевого
взаимодействия образовательных учреждений/ Под ред. Н.Д. Никандрова. –
М., 2005
2. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие
противоположностей. /Школьные технологии. - 2002. -№6