Напоминание

Роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста.


Автор: Базарова Татьяна Ивановна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МКДОУ "Д/с № 4"
Населённый пункт: п. Первомайский, г. Коркино, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль устного народного творчества в развитии детей раннего

возраста.

Заместитель заведующего по УВР Базарова Т.И.
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений
детского фольклора. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой». Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое" (статья "Родное слово"). Развивая идеи К.Д. Ушинского, видный педагог В.Н. Сорока- Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует • формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: "Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры — вот единственный путь к творческим свершениям". Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д., — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется прежде всего тем, какая в него заложена память. Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л.С. Выготского можно рассматривать как систему социального наследования, что доказано диссертационным исследованием Н.Н. Палагиной. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П. Силина, делает народное искусство "универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей". Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в
работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и другие). Устное народное творчество представляет coбой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С. Лихачев так говорит об этом: "Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, единое представление о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное" искусство от безвкусицы". Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, синкретично по своей природе и синтетично по характеру. Оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно. Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.
Пестушки, потешки, песенки
Величайшую роль в развитии личности ребенка играют такие жанры фольклора, которые специально созданы для детей и являются средствами народной педагогики: народные песенки, пестушки, потешки. Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж. Их использование позволяет реализовать идеи воспитания оптимистического мироощущения, традиции доброжелательного, активизирующего отношения к ребенку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи самостроительства личности ребенка, приоритета семейного воспитания. Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками. Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).
С ними ребенок встречается с первых дней своей жизни: мать, легкими движениями прикасаясь к малышу, приговаривает: "Потягунушки — подрастунушки! В ручки — хватунушки, в ножки — ходунушки, в роток — говорок, а в головку — разумок"". В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром их называют народной дидактикой, школой материнства. "В потешках, песенках, — справедливо замечает Л.Н. Павлова, — отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки — без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание... ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека". Исследования психологов (Л.Н. Павловой, Н.Н. Палагиной и других) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Надо отметить, что такое влияние небольших по объему произведений устного народного творчества характерно и для дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего особенностями изобразительно- выразительных средств, используемых в песенках, потешках, пестушках, и заключенным в них содержанием. Они созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней их жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражает действия ребенка, приобретенные через опыт. Поэтому небольшие стихи, созданные народом для маленьких, читаются им по нескольку раз и сочетаются с определенной ситуацией, что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной действительностью. В этом, по выражению Л.Н. Павловой, заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребенка. Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки, потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают: На кота потягушки, На Дитя подрастушки. Вот такая расти, Ко мне в гости ходи, Вот такая расти, Да не пакости" или "Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса. Расти коса не путайся, Дочка маму слушайся". В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуется в собственной жизни. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим не только раннего возраста, но и дошкольного, средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры. Поскольку в них мы находим элементы крестьянского быта: Ранним-рано поутру Пастушок "ту-ру-ру-ру А коровки в лад ему Затянули "му-му-му"! Ценность фольклорных произведений, особенно для раннего возраста, обуславливается, как отмечает Л.Н. Павлова, их высокой интонационной выразительностью. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли. Влияние на ребенка оказывают также и другие изобразительно-выразительные средства потешек, пестушек, песенок. Активизирующее воздействие на ребенка не только раннего возраста, но и дошкольного оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например "чики-чики, чикалочки" или "ладушки-ладушки"; простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения. Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, такую потешку: Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад. Зайка, зайка, войди в сад, Серый, серый, войди в сад! С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий ("ай, ля- ля-ля"). Особое значение имеет для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Это позволяет ребенку стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения. Вместе с тем такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и
неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая, по выражению известного педагога-гуманиста Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра. Народные песенки, потешки, пестушки способствуют эстетическому развитию ребенка. Особые интонации, ритмичность, которые создаются за счет использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний-наигрышей и сочетаний слов, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей. Глубоко жизненное содержание малых фольклорных произведений имеет яркую, подлинно художественную форму выражения, что не просто создает положительный эмоциональный фон, а доставляет эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в сознании детей и которое они желают получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа. Использование в народных песенках, потешках, пестушках уменьшительно- ласкательных суффиксов (-еньк, -ечк, -очк, -иньк, -ичк и т.п.) благотворно влияет на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Ласковый тон, который создается с их помощью, находит отклик в сердце ребенка. Эти произведения, как отмечает Н.Н. Палагина, заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения, включающие создание мнимых ситуаций. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Колыбельные песни
Колыбельная песня, по мнению народа, — спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времен матери "убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали". Абу Али-Ибн Сина так определил значение колыбельных: "Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей. Первое — тихо качать ребенка, второе — петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и пробуждению души к музыке". Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества. Этому способствует прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создаются благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищенности вызывается и тем, что, напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное
сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого Особая ритмическая организация и прием уменьшения играют определенную роль в создании психологического комфорта. Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа, поскольку также, как и другие жанры народной поэзии, содержат в себе веками отобранный и проверенный материал. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька- коток, собачка, заинька, гуленьки и т.п.). В них в художественных образах отражаются взгляды на жизнь: Ай, баю-баю-баю, Мать пошла за рыбою, Отец пошел по воду, . Отморозил бороду. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Колыбельные песни также, как и потешки, пестушки и другие формы устного народного творчества, обеспечивают, по выражению Л.Н. Павловой, системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности. В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа. Недаром В.Н. Сорока-Росинский наряду со сказками, созданными народом, определяет их как один из воспитательных факторов. Он пишет: "Песня и сказка выводят ребенка за узкие пределы его семьи и знакомят в поэтической форме, воздействуя на его чувства и фантазию, с жизнью племен или родного народа, а также с окружающей природой. Слушая с колыбели родную песню, ребенок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души". Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа "люли-люли-люлень-ки", "баю-баю- баеньки" и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать "доброе" и "злое", закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогают этому используемый, как и в потешках, эмоциональный прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребенка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности. Например: Спи-ка, Маша-солнышко, Спи-ка, житно зернышко, Спи, моя родная, Рыбка золотая
Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен, постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения. К тому же в этих песнях создаются также образы, которые в реальной жизни не существуют (Угомон, Дрема и т.п.) и которые требуют большего осмысления содержания произведения и привлечения всего своего опыта, извлечения из него нужного материала и создания на его основе определенного образа. Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например заинька. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствуют особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Заклички, приговорки
Заклички — стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру, дождю), небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Приговорки — обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы-пожелания. Часто приговорки строятся на звукоподражании. Заклички и приговорки доставляют детям радость, развлекают их. Заклички и приговорки помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички генетически восходят к древним обрядам. Многие заклички в настоящее время утратили магическое значение, но приобрели шуточный характер. Заклички и приговорки можно включать в педагогический процесс начиная с раннего возраста. Педагог произносит заклички и приговорки во время наблюдений на прогулке, при различных погодных явлениях (дождь, снег), встрече с птицами, насекомыми, а также в игровых ситуациях. В этом возрасте исполнение закличек и приговорок сопровождается жестами (протянуть руки к солнышку, показать, как много нужно воды — по колено, как бабочка машет крылышками), а также звукоподражанием.

Сказки.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как показано в работе Д.М. Арановской-Дубовис, как средство воздействия на ребенка часто обладает. преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что "сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью"Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д.М. Арановская-Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, "которую не должно переходить воображение в ис- кусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок". Сказка, по мнению А.В. Запорожца, "выполняет важнейшую роль в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого'» Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Задачи использования форм фольклора в развитии детей

2-3 летнего возраста.

Пестушки, потешки.
1. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству. 2. Вызвать эмоционально-положительное отношение к пестушкам, потешкам. 3. Способствовать сохранению радостного настроения во время проведения процедур. 4. Закреплять название частей тела (руки, ноги, голова). 5. Стимулировать активное участие в исполнении пестушек, потешек (выполнение движений и звукоподражание, проговаривание отдельных слов и фраз.).
Заклички, приговорки
1. Приобщать к устному народному творчеству. 2. Поддерживать желание произносить заклички вместе с педагогом. 3. Учить соотносить слова с действиями.
Колыбельные песни.
1. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству. 2. Воспитывать положительное отношение к исполненным педагогом колыбельным песням. 3. Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен при укачивании кукол (проговаривание отдельных слов «баю-бай», фраз). 4. Познакомить с колыбелью (люлькой), обогащать пассивный словарь (колыбель, люлька). 5. Примерный репертуар: 3—4 колыбельные.
Сказки.
1. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, понимание его содержания. 2. Стимулировать к повторению и проговариванию за воспитателем отдельных слов и фраз. 3. Обогащать активный и пассивный словарь детей. 4. Привлекать детей к инсценировке сказок.

Особенности развития речи детей третьего года жизни.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (что это? как? зачем? где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста. Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет»,— объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю). Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка — это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Морковочка это».) Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М.,
1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 г.— 300 слов, в 3 г. 6 мес.—1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи неоднократно подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000—1200 слов. В составе его имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия. На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими. Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый). Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, вы- раженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. (Вследствие плохо поставленной педагогической работы более точные наречия и прилагательные могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.) Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений: 1) ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи; 2) узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки); 3) понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях. Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т.п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.). Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще од- ной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи все падежные формы существительных (без предлогов и со многими предлогами), формы глаголов, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении
фразы порою нарушается порядок слов, например, отрицание «нет» выносится в конец предложения (на вопрос «Кто взял мяч?» ребенок отвечает: «Витали нет»). На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «пахот», другой исправил его — «паахот», но сам был исправлен третьим, который указал такой образец: «палахот». Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»). Активное пользование словарным запасом благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам даже овладевают правильным произношением всех звуков. Однако в целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей, смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так, в начале третьего года многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие — свистящими или переднеязычными т (ть), д (дь) т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти. Темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Этапы работы по использованию средств устного народного

творчества в развитии речи детей третьего года жизни.
На первом этапе работы была проведена диагностика развития речи поступивших в нашу группу детей и определены задачи работы. На основе анализа карт нервно-психического развития были получены следующие данные: - уровень развития речи детей соответствует возрасту – 9(41%); - отставание на 1 эпикризный период – 9(41%); - отставание на 2 эпикризных периода – 3 (13%); - отставание на 4 эпикризных периода – 1 (5%). Гистограмма № 1 «Уровень развития речи» Второй этап работы заключался в отборе произведений устного народного творчества, которые будут использоваться в работе с детьми в течение года, методов и приемов работы с детьми. При выборе руководствовались рекомендациями программы «Радуга» (Воспитание, образование и развитие детей 2 – 3 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, Е.Н. Соловьева, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова и др.) и рекомендациями В.В. Гербовой (Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада). При этом учитывался уровень развития малышей, доступность материала. Перспективный план по использованию фольклорных произведений в первой младшей группе представлен по кварталам (Приложение № 1). Третий этап- это сама работа по

использованию средств устного народного творчества в развитии речи детей третьего года жизни. Первоначально были выделены условия эффективного использования фольклора в развитии речи детей раннего возраста:

1.
Использование разнообразных демонстрационных материалов, способствующих восприятию произведений устного народного творчества. Маленький ребенок, отвлекаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой сюжет, войти в игровое взаимодействие и взять на себя любую роль. Рассматривание демонстрационного материала поддерживает внимание детей, повышает речевую активность. Так, например, дети сравнивают образ «козы рогатой» с ее изображением или слушают сказку, инсценируемую с помощью настольного театра. В своей работе используем: настольный театр, изображение героев потешек, кукольный театр, объемные персонажи и т.д. 2. Использование разнообразных методов и приемов ознакомления с потешками, пестушками. Потешки, пестушки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Наша Маша маленька...», «Чики-чики-чикалочки...»), другие достаточно велики («Ай, ка-чи-качи...», «Заинька, походи...»). Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях («Водичка, водичка...»), для правильного восприятия других требуются показ соответствующих предметов, действий, разъяснения («Вот и люди спят...», «Наши уточки с утра...», «Заинька, походи...»). Ознакомление с последними потребовало предварительной работы. Так, перед чтением потешки «Ай, качи-качи...» мы с детьми разглядывали и сравнивали калачи и баранки (натуральные), рассматривали картинку, на которой изображена печь. Перед чтением потешки «Наши уточки с утра...» организовали подвижную игру «Не будите индюка». Малыши тихонько, на цыпочках ходят возле спящего индюка (его роль исполняет ребенок). Индюк просыпается, сердится на детей: «Бал-бал-бал», — дети разбегаются по комнате (участку). Предварительная работа, предшествующая восприятию новой песенки или потешки, может осуществляться в разных формах. Приведем несколько примеров: 1. Детям показываем иллюстрацию (предмет, игрушку), например кота. Они рассматриват игрушку высказывают свои впечатления (отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки и т. д.). Затем читаем потешку «Как у нашего кота...». 2. Демонстрируем картинки (предметные сюжетные), используя фланелеграф. Например, к потешке «Вот и люди спят...» — изображения спящих людей и зверушек («Лисы спят на горочках, зайки спят на травушке...»). По просьбе педагога малыши показывают на картинках лис, зайчиков, уточек, детишек. Запоминают кто где спит, после чего с удовольствием слушают потешку, помогают взрослому читать ее. 3. Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию. Например, прежде чем познакомить детей с потешкой «Травка-муравка со сна поднялась...», организовали игру «Кто что ест?». Малыши рассматривали зерно, капустку, корочку хлебушка и определяли, кому они приготовлены — синичке, зайчику, мышке (демонстрируются игрушки или картинки). В ряде случаев сопровождаем чтение показом действий, описанных в потешке («Ладушки, ладушки...», «Заинька, походи...»). Как правило, после первого чтения повторяем потешку еще 3—4 раза. При этом возможны следующие варианты: • используем те же приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении; • читаем потешку, не прибегая к наглядности;
• используем новый наглядный материал или видоизменяем прежний, варьируя игровые ситуации. Например, к детям «приходит» еще один игрушечный кот с просьбой прочесть стихотворение «Пошел котик на Торжок...» и про него. Или же читаем песенку «Заинька, походи...», манипулируя зайцем-игрушкой, а затем дети водят хоровод. В центре хоровода — ребенок. Читаем потешку, а заинька «ходит», «топает ножкой», «кланяется» и пр.; • по предложению воспитателя дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка пекла оладушки, поливала их маслом — «Ладушки, ладушки...»; как вперевалочку ходят уточки, как вытягивают шеи гуси — «Наши уточки с утра...» и пр.). Этот прием способствует развитию у детей фантазии, творческого воображения; • адресуем потешку определенному ребенку, т. е. там, где это возможно по тексту, называет его имя: «Умой Коле (Оле, Ване) личико»; «Самому ли съесть или Бореньке (Сашеньке, Настеньке) снесть»; «Наша Маша (Оля, Зоя, Валя) маленька»; «Кате два, Коле два». Подобного рода «подарки» доставляют малышам много радости.
3
. Речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь должна быть четкая, выразительная, эмоциональная, неторопливая. Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть «интересом всерьез». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, на интонацию, жест. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие баранки», показывает, как бодается коза, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремиться сделать это очень хорошо, с настроением, что усиливает радость ребенка и его стремление неоднократно воспроизвести услышанное, увиденное.
4
. Создание условий для применения произведений фольклора в самостоятельной деятельности. Весь наглядный материал, используемый на занятии доступен детям, что активизирует их речь в повседневной жизни. В нашей группе используется еще и такой прием: персонаж уже знакомой потешки, песенки, сказки «поселяется» в домике на 1 - 2 недели и участвует в жизни детей. Так, например, курочка-хохлатка «живет» в домике (игрушка стоит на видном месте, дети могут взять ее для игры) и участвует в режимных моментах (одевание, умывание, прием пищи). От лица курочки-хохлатки читаются знакомые потешки, песенки, пестушки. Курочка может успокаивать расстроившегося ребенка.
5
. Комплексное использование средств, отражающих фольклорные образы (музыка, изобразительная деятельность). Показ сказки сопровождается музыкой; после чтения потешки «Дождик, дождик» на прогулке дети рисуют палочкой дождик на песке; использование потешек, пестушек, сказок на занятиях по изобразительной и музыкальной деятельности.
6
. Использование средств фольклора в течение всего пребывания ребенка в детском саду (регламентированная и нерегламентированная деятельность). Есть масса житейских ситуаций, в которых то или иное произведение оказывается к месту.
С помощью поэтического текста дети зовут солнышко-ведрышко, если оно внезапно спряталось или вовсе сегодня не показывалось. За завтраком (полдником) напоминаем малышам потешку «Травка-муравка» Во время одевания на прогулку: Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет, Наденем калошики; Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо! По дороге на прогулку дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (т-о-оп, т-о-оп) и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Чтение потешки «Ладушки, ладушки...» помогает завязать разговор о том, как дети были в гостях у бабушек, как бабушка внука (внучку) встречала, чем угощала. Некоторые стихи читаем детям перед сном: «Ночь лришла...», «Баю-бай, баю-бай...» (русские народные десенки). Также детям поются колыбельные песни. Если ребенок забрался на колени, самое время «прокатить» его на лошадке: Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке По ровной дорожке На одной ножке. В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Все прямо и прямо, А потом вдруг в яму! Бух!.. («Еду-еду к бабе, к деду...», русская народная песенка.) Естественно, что сразу же выстроится очередь желающих с приключениями (в яму! Бух!.) « поехать к бабе, деду».
7.
Широкое применение фольклора в индивидуальной работе с детьми. Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду. В период привыкания к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Мы подобрали потешку, которая помогла установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период использовались такие потешки как: Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший! Ванечка - пригожий! В перспективе запланирована разработка индивидуальных маршрутов по развитию речи с использованием фольклорных произведений.
8
. Неоднократное повторение знакомого произведение в течение всего года. Малыши вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, травушка-муравушка, кисонька-мурысенька, курочка-рябушечка и т.д. На четвертом этапе работы проведена промежуточная диагностика развития речи детей нашей группы. Получены следующие результаты: - уровень развития речи соответствует возрасту – 18 (82%); - отставание на 1 эпикризный период – 3 (13%); - отставание на 2 эпикризных периода – 1(5%). Гистограмма № 2 «Уровень развития речи» На основании результатов диагностики был составлен перспективный план на ІІІ квартал. Кроме того, следуя рекомендациям разработан индивидуальный маршрут по развитию речи с использованием фольклорных произведений. Несмотря на то, что основной задачей в раннем возрасте является получение положительного эмоционального отклика на чтение фольклорных произведений, мы включили задачи стимуляции детей к исполнению потешек, колыбельных в самостоятельной деятельности, участие детей в драматизации сказок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективный план работы по развитию речи детей

3-го года жизни на основе фольклорных произведений

І квартал

Фольклорный

материал

Задачи

Работа на занятии

Работа вне занятия

Потешки, пестушки:
1. «Водичка, водичка» 2. «Ладушки – ладушки…» 3. «Кто у нас хороший» 4. «Расти коса до пояса» 5. «Большие ноги шли по дороге» 6. «Катя, Катя маленька» 7. «Наши уточки с утра…» 8. «Вот и люди спят» 9. «Идет коза рогатая…» 10. «Травка-муравка» 1. Познакомить детей с новыми потешками, пестушками. 2. Установить эмоциональный контакт с детьми в период адаптации. 3. Формировать эмоциональную от з ы вч и в о с т ь н а ф о л ь к л о р н ы е произведения. 4. Стимулировать активное участие в исполнении пестушек, потешек (выполнение движений, звукоподражание, проговаривание слов). 1. Чтение потешки «Водичка, водичка» (развитие речи). 2. Физминутки на занятии. 3. Чтение потешки «Наши уточки с утра…» (развитие речи). 4. Чтение потешки «Ладушки – ла душ к и…» (ле пка « И с п е ч е м оладушки». 5. Чтение детям потешки «Травка-муравка» (развитие речи). 6. Рисование травки на занятии по изобразительной деятельности. 7. Чтение детям потешки «Вот и люди спят» (развитие речи). 1 . И с п о л н е н и е пестушек в индивидуальной работе по адаптации. 2. И с п о л ь з о в а н и е потешек во время режимных моментов. 3. Подвижные игры на прогулке («Большие ноги шли по дороге»). 4 . С л о в е с н о - д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Ладушки».
Заклички:
1. «Солнышко, солнышко» 2. «Дождик, дождик» 1. Учить выполнять движения в соответствии с текстом заклички. 2. Помочь запомнить закличку. 1. Занятие по познавательному развитию «Наблюдаем за дождем». 2. Лепка «Солнышко». 3 . П о д в и ж н ы е и г р ы н а физкультурном занятии «Солнышко и дождик». 1. И с п о л ь з о в а н и е з а к л и ч е к в о в р е м я наблюдений за явлениями природы. 2. Рисование на песке дождика.
Колыбельные:
1. «Баю – бай…» 1. Воспитывать положительное отношение к исполнению педагогом 1. Игра-инсценировка «Уложи Аленушку спать». 1. Использование в режимных моментах.
2. «Котик серенький» колыбельных песен. 2. Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен при укачивании кукол (проговариванию отдельных слов «Баю – бай»). 3. Познакомить с колыбелью (люлькой), обогащать пассивный словарь (колыбель, люлька). 2. Дидактическая игра «Уложи куклу Машу спать».
Сказки:
1. «Курочка Ряба» 2. «Репка» 1. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. 2.Формировать п о н и ма н и е содержания произведения. 3. Стимулировать к повторению и проговариванию за воспитателем отдельных слов и фраз. 4. Ввести в активный словарь слова, встречающиеся в сказке. 1. Рассказывание с к а з к и «Курочка Ряба» (развитие речи). 2. Рассказывание с к а з к и «Репка» (развитие речи). 1. Рассказывание и инсценирование сказок в свободное время.
ІІ квартал

Фольклорный

материал

Задачи

Работа на занятии

Работа вне занятия

Потешки, пестушки:
1. «Пришел котик на торжок» 2. «Наша Маша маленька» 3. «Поехали, поехали…» 4. «Потягунушки - порастунушки» 5. «Пальчик, мальчик» 6. «Еду – еду, к бабе, к деду» 7. «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду» 1. Познакомить детей с новыми потешками, пестушками. 2 . П р и в л е к а т ь д е т е й к повторению фраз и н е б ол ь ши х потешек. 3. Учить соотносить слова с действиями. 4. Формировать интонационную выразительность речи». 1. Чтение потешки «Пришел котик на торжок» (развитие речи). 2. Физминутки на занятии. 3. Чтение потешки «Как у нашего кота…» (развитие речи). 4. Чтение потешки «Ладушки – ла душ к и…» (ле пка « И с п е ч е м оладушки». 5. Чтение детям потешки « Н а ш а М а ш а м а л е н ь к а » (рассматривание куклы в зимней 1. Индивидуальные игры с детьми «Еду – еду, к бабе, к деду», «Пальчик, м а л ьч и к » , « П о е х а л и , поехали…». 2. Рассмат ривание иллюстраций, картинок с изображением персонажей потешек. 3. Внесение в группу п е р с о н а ж е й п о т е ш е к ,
одежде). 6. Музыка льно е з а н я т и е «Веселые музыканты» (потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду»). песенок.
Колыбельные:
1. «Люли, люли, прилетели гули» 1 . П о з н а ко м и т ь д е т е й с фольклорными образами ( Гул и - гуленьки). 2. Обратить внимание н а характер исполнения колыбельных (нежно, ласково). 3. Способствовать частичному и с п о л н е н и ю к о л ы б е л ь н ы х в самостоятельной игре. 1. Музыка льно е з а н я т и е «Уложи мышонка спать». 1 . И с п о л н е н и е колыбельных в режимных моментах и в играх.
Сказки:
1. «Теремок» 2. «Колобок» 1. Учить воспринимать сказки с цикличным сюжетом. 2. Ввести в активный словарь слова, встречающиеся в сказке. 3. Учить отвечать на простые по форме и содержанию вопросы. 1. Рассказывание с к а з к и «Колобок» (развитие речи). 2. Фольклорно-игровое занятие «Стоит в поле теремок…». 1. Рассказывание и инсценирование сказок в свободное время. 2. Индивидуальная работа с детьми. 3. Привлечение детей к инсценировке сказок.
ІІІ квартал

Фольклорный

материал

Задачи

Работа на занятии

Работа вне занятия

Потешки, пестушки:
1. «Киска - киска» 2. «Петушок – петушок…» 3. «Курочка - рябушечка» 4. «Заинька, походи, серенький, походи…» 5. «Ай качи-качи, качи…» 6. «Чики-чики, чикалочки» 1. Продолжить знакомить детей с новыми потешками, пестушками. 2. Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на произведения фольклора. 3 . П р и в л е к а т ь д е т е й к повторению фраз и н е б ол ь ши х потешек, обыгрыванию фольклорных произведений. 1. Занятие по развитию речи «Петушок и его семья». 2. Чтение потешки «Заинька, походи, серенький, походи…» (развитие речи). 3. Чтение потешки «Ай качи- качи, качи…» (развитие речи). 4. Чтение потешки «Чики- чики, чикалочки» (развитие речи). 1. Индивидуальные игры с детьми. 2. Рассмат ривание иллюстраций, картинок с изображением персонажей потешек. 3. Внесение в группу п е р с о н а ж е й п о т е ш е к , песенок.
4. Дидактическая игра «Похвали петушка». 5 . М у з ы к а л ь н о - подвижная игра «Заинька, п о х о д и , с е р е н ь к и й , походи…».
Колыбельные:
1. «Пошел котик во лесок…» 1. Продолжить знакомить с жанром колыбельной песни. 2. Формировать интонационную выразительность речи. 3. Стимулировать частичное использование колыбельных песен в самостоятельной деятельности. 1. Развитие речи «Котик, лоток». 1. И с п о л ь з о в а н и е колыбельных в режимных моментах и в играх. 2. Игра-инсценировка «Искупаем куклу Алену».
Сказки:
1. «Заюшкина избушка» 2. «Козлятки и волк» 1. Вызывать желание слушать сказку неоднократно. 2. Побуждать принимать участие в рассказывании. 3 . Р а з в и в а т ь с л у х о в о е восприятие. 4. Воспитывать интонационную выразительность речи. 1. Рассказывание с к а з к и «Козлятки и волк» (развитие речи). 1. Рассказывание и инсценирование сказок в свободное время. 2. Индивидуальная работа с детьми. 3. Привлечение детей к участию драматизации сказок.
Загадки.
1. Учить отгадывать простые загадки (с использованием наглядного материала), в содержании которых есть знакомые звукоподражательные слова. 1. Использование загадок на занятиях по развитию речи. 1. Рассмат ривание картинок. 2 . В н е с е н и е в игровую среду персонажей загадок.


В раздел образования