Автор: Маликина Алла Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Берёзка" Населённый пункт: ЯНАО п. Пурпе Пуровский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: Как мы лесных жителей порадовали Раздел: дошкольное образование
во второй младшей группе
Непосредственно образовательная деятельность
на игровой основе
по ознакомлению с окружающим миром по теме
«Дикие животные»
для детей 2 младшей группы.
Подготовила
воспитатель Маликина Алла Викторовна
Задачи в образовательных областях
«Здоровье»
- формировать правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении.
- совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом физкультминутки.
- способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии;
- чередовать статические и динамические задания.
«Социализация»
- развивать интерес к окружающему миру в процессе игры с предметами, сделанными из
различных материалов.
«Познание»
- развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и
получить результат.
- развить комбинаторные способности, логическое мышление и творческое воображение,
смекалку, наблюдательность.
- закреплять знания детей о сезонных изменениях в живой природе;
- уточнить представления о том, как звери в лесу (белка, медведь, заяц) готовятся к зиме;
изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму.
- Расширять знания детей о диких животных и их детенышах.
«Коммуникация»
- Развивать зрительное и слуховое восприятие,
- развивать связную и фразовую речь, обогащать словарный запас детей,
- работа над дыханием, интонационной выразительностью.
«Физическая культура». Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные
нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.
Формировать чувство ритма, координацию движений.
«Труд». Развивать мелкую моторику рук, желание выполнить работу до конца.
«Музыка». Приобщение к музыкальному искусству.
Воспитательные задачи: воспитывать внимание, выдержку, формировать умение
выслушать своего товарища, не перебивать. Воспитывать радостное, заботливое
отношение детей к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы. Рассматривание
репродукций с картин известных художников «Времена года»; «Дикие животные.Беседа с
детьми, дидактическая игра «Кто что оденет? », дидактическая игра «Экскурсия по лесу»,
анализ.
Методы и приемы: игровой метод (прием сюжетной игры), словесный
метод (объяснение, вопросы к детям), практический метод (действие с предметами);
метод прямого воздействия (прием показа способов действия); моделирование ( схемы-
таблицы).
Демонстрационный материал:
- большой плакат, модель схема; иллюстрационный материал;
- муляжи грибов, корзинка, деревья, кукла;
- игрушки (медведь, заяц, белка); - шапочки зайцев, пеньки.
- музыкальные записи: Е.Железнова "Автобус", «Дикие животные».
Раздаточный материал: картинки с изображением «Одежды» (с учетом индивидуальных
способностей детей);
ХОД занятия
1 .В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
(Дети заходят в группу, здороваются с гостями и встают в круг).
Приветствие
«Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щёчки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щёчки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щёлк-щёлк-щёлк!
Здравствуй, мой носик!
Бип-бип-бип!
Здравствуйте, гости! Доброе утро!
2 .Сюрпризный момент:
Раздается стук в дверь, вносится кукла Незнайка в легкой курточке и без шапки (дрожит).
Дети здороваются с ним. Воспитатель удивленно задает ему вопрос:
- Незнайка а почему ты дрожишь? (не знаю)
- Незнайка, а почему ты так легко одет? (не знаю)
- Ребята, объясните Незнайке, какое сейчас время года? (поздняя осень)
- Как надо одеваться осенью? (тепло)
- Что мы с вами одеваем, если идем на прогулку? (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми объясняет Незнайке, какую одежду надевают люди поздней
осенью и помогают ему надеть пальто, сапоги, шапку и шарф.
Игра «Подбери одежду»
Перед детьми вперемешку разложены картинки с изображением предметов одежды. Дети
должны выбрать только ту одежду, которую нужно одевать поздней осенью.
В: Правильно. Ребята, вот мы с вами стали одеваться теплее, а как же звери в лесу
приготовились к холодам? (выслушиваются ответы детей). А хотите мы с вами отправимся
в лес и посмотрим, как же звери приготовились к холодам.
Д: Хотим.
3. Воспитатель: Но лес далеко, пешком туда не добраться. На чём же мы поедем? (Ответы
детей: можно поехать на автобусе)
Дети выстраивают, используя модули «автобус» и двигаются под музыку.
Остановка "Лес". Мы приехали!
Слово и движение
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)
Там деревья подрастают, (Плавно через стороны поднимают)
К солнцу ветки направляют. (руки вверх)
Ветер сильный налетает
И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)
Тише, тише не шуми,
Лесных зверей хотим найти.
4. Дети вместе с воспитателем идут в инсценированный лес (на коврике стоят деревья,
посыпанные «снегом», звери рассажены)
В: Вот мы с вами и пришли в лесу, давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-
тихо, чтобы звери не испугались нас.
Скажите,
каких
зверей
вы
здесь
узнаете
(дети
перечисляют
знакомых
зверей,
а
как
называют животных, которые живут в лесу).
Д: Дикие животные или лесные.
В: Правильно, животные, которые живут в лесу, называются дикими.
- Вот идет косолапый мишка. Плохо стало в лесу, нет малинки, нет землянички. Что делать
косолапому? Нечего. Решил мишка поспать. Вот зовет он своих деток.
- Как он их зовет? -Ау медвежата, идите, спать пора.
- Улеглись медведь… - С кем? (с медвежатами)
- Как вы думаете, куда они могли лечь? (ответы детей подвести к тому, что у медведей
есть свой домик – берлога)
- Нашел медведь ямку, насыпал туда сухих листьев…
- Зачем ему в ямке сухие листья? (чтобы тепло и сухо было)
- да, и уснули они крепким сном.
- Кто уснул? (медведь с медвежатами)
- Где уснули? (в берлоге)
- Медведь с медвежатами на зиму ложатся спать в свою берлогу.
Пальчиковая игра «Мишка»
Есть в лесу под ёлкой хата
В ней уснули медвежата.
(Сложить ладони под щёчкой)
Но меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
(Погрозить пальцем)
Капризуля косолапый просит: «Ужин мне состряпай!
Принеси скорей сюда:
Мёду, рыбки из пруда».
(Показать бочонок с медом, выполнять
волнообразные движения рукой)
«Баю-баю, надо спать! »-
Напевает сыну мать –
(Погрозить пальцем)
«Ты уснёшь и сон придёт,
(Сложить ладони под щёчкой)
Всё в корзинке принесёт! »
(Показать ладонями корзинку)
5. Воспитатель выставляет фигурку белки.
- А это кто по деревьям прыгает? (белка)
- Белка с ветки на ветку прыгает и что-то собирает. Что собирает белка? (шишки, орешки)
- Куда носит шишки и орешки белка? (ответы детей подвести к тому, что белка носит
шишки и орешки в свой домик – дупло)
- Белка по деревьям скачет, себе домик выбирает.
- Как домик белки называется? (дупло)
- Белка орешки, шишки, грибы собирает и в дупло прячет, пока снега много не выпало.
- Почему белка так спешит? (ответы детей подвести к тому, что зимой будет голодно,
так как снег прикроет все шишки и орешки)
- Белка зовет своих детушек.
- Как она их зовет? - Аубельчата, идите домой
- Белка хозяюшка, много запасов на зиму сделала.
- Что запасла на зиму белка? (орешки, шишки, ягоды, грибы)
-Ребята, белочка прыгала с веточки на веточку и рассыпала грибочки. Поможем собрать в
корзину грибы и развеселим нашу белочку. (Игра с грибочками)
6. Воспитатель выставляет на серую дорожку серого зайку.
- А это кто здесь прыгает? (заяц)
- зайчик резвится, прыгает. Как зайки прыгают? (имитация движений)
- Зайка веселый, он не боится серого волка. Если волк придет, он спрячется в травку, и тот
его не найдет.
Воспитатель меняет серые дорожки в лесу на белые.
- Но вот выпал первый снег.
- Какого цвета снег? (белого)
- Зайчиха зовет своих детушек.
- Как она их зовет? -Ау зайчата, бегите ко мне
- зайчата прибежали, а сами все дрожат от испуга.
- Кого они так в лесу испугались и почему? (ответы детей)
- какого цвета у зайчиков шубка? (серого)
- чтобы серый волк не нашел зайку, какая шубка должна быть у зайки? (белая)
Воспитатель предлагает зайчихе и ее зайчатам надеть белые шубки. Дети находят на столе
белые шубки (силуэты зайцев из белой бумаги на липучке) и прикрепляют к серым.
- Теперь серый волк найдет зайчат? (нет)
- Почему? (снег белый и шубки у зайчиков белые)
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок – скок, скок – скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети
разбегаются по своим домам.
Правила: дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов
«Бегите в круг!»
7. Итог, оценка.
- Понравилось вам играть с животными?
- Назовите ещё раз животных, которых мы видели в лесу.
- Какие это животные? (дикие)
-А сейчас они с вами прощаются. Им очень понравилось с вами играть.
Вы молодцы, мы очень весело поиграли.