"Система деятельности школы по развитию одарённых и творческих детей"
Автор: Гурова Наталья Александровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Сусловская СОШ" Населённый пункт: с.Суслово Наименование материала: статья Тема: "Система деятельности школы по развитию одарённых и творческих детей" Раздел: полное образование
Система деятельности школы по развитию одарённых и творческих детей
Н.А.Гурова, учитель истории и обществознания МБОУ «Сусловская средняя
общеобразовательная школа»
В
статье
автор
представляет
систему
деятельности
образовательного
учреждения
по
развитию
одаренности
школьников,
раскрывается
последовательное
усложнение работы с ними.
Одним
из
ключевых
направлений
развития
общего
образования
является
формирование
системы
поддержки
талантливых
детей.
Предпосылки
для
реализации
этого направления заложены в образовательных стандартах второго поколения. Создание
условий для поддержки, развития творческих способностей и одаренности таких детей
становится одной из главных задач каждого общеобразовательного учреждения, в том
числе и нашей школы.
МБОУ
«Сусловская
средняя
общеобразовательная
школа» имеет
качественные
материально-технические условия для успешного обучения детей, нацеленные на высокий
уровень развития способностей: современные, оборудованные компьютерной техникой
учебные
кабинеты,
свободный
выход
в
Интернет,
новейшие
печатные
издания
и
медиаресурсы.
Обучение
по
учебным
программам
и
программам
дополнительного
образования осуществляют опытные, талантливые педагоги.
Основные направления деятельности ОУ по организации работы по развитию
одаренных, творчески активных учащихся:
1.
Создание системы выявления одаренных детей:
Проведение психолого-педагогических исследований учащихся
Системное диагностирование психологом
Создание базы данных одаренных, творческих и способных детей
2.
Организация учебного процесса:
Нестандартные уроки, ролевые игры, дискуссии, уроки-путешествия
Работа с дополнительной литературой, мультимедийными ресурсами
Предпрофильное и профильное обучение
Индивидуальные образовательные программы дополнительного образования
Выставки, презентации, творческие мастерские
Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности
Контроль
над
обязательным
участием
детей
данной
категории
в
конкурсах
разного уровня
Обучение
в
начальной
школе
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования осуществляется на основе
системно-деятельностного
подхода,
через
развивающие
образовательные
технологии,
организацию исследовательской деятельности.
В
основной
школе
особая
роль
также
отводится
исследовательской
практике,
направленной на реализацию познавательных потребностей учащихся, подготовку их к
творческому экзамену.
В
старшей
школе–
это
работа
учащихся
с
педагогами
в
рамках
деятельности
школьного научного общества учащихся «Поиск».
Проводятся
мониторинги
интеллектуальных
и
творческих,
а
также
спортивных
достижений
учащихся,
качества
знаний,
сформированности
учебной
деятельности,
а
также здоровья учащихся. Ежегодно проводятся исследовательский форум для младших
школьников «Я – исследователь», научно-практическая конференция учащихся «Поиск.
Творчество. Познание»
Традиционными
уже
стали
для
школьников
Международные
конкурсы
по
языкознанию «Русский медвежонок- языкознание для всех», «Золотое руно» по МХК,
«Инфознайка»
по
информатике,
большой
популярностью
также
пользуются
дистанционные Интернет-олимпиады по географии, математике, русскому языку, физике,
иностранным
языкам.
Каждый
год
школьники
становятся
призерами
Всероссийских
конкурсов исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», «Познание и
творчество», «Интеллект–экспресс», результативно участвуют в Молодежном предметном
чемпионате по биологии, обществознанию и истории, математике.
3.
Развитие творческих способностей учащихся посредством внеклассной работы
4.
Поощрение одаренных детей:
Публикации в СМИ
Ценные призы в рамках конкурсов
Стенд «Лучшие спортсмены»
Материальная поддержка одаренных, творческих и способных детей
5.
Работа с родителями одаренных детей
Совместная практическая деятельность ребенка, родителей и педагога
Поддержка и поощрение родителей талантливых детей
6.
Работа с педагогическим коллективом
Обучающие семинары
Повышение
профессионального
мастерства
через
курсовую
подготовку
и
аттестацию
Грантовая поддержка педагогов
7.
Взаимодействие школы с различными социальными партнерами
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это
сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного
роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и
их
обучения,
а
также
тесного
сотрудничества
с
психологами,
другими
учителями,
администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства
педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой
находкой
и
сильной
стороной.
Об
этом
очень
точно
высказался
Сократ:
«Учитель,
подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться»
школа
учрежде
ния
культур
ы
ДДТ №3
совет
ветерано
в
женсовет
сельский
краеведче
ский
музей