"Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников"
Автор: Нагорнова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ п.г.т. Петра-Дубрава СП "Детский сад" "Созвездие" Населённый пункт: Самарская область Волжский район п.г.т. Петра-Дубрава Наименование материала: Консультанция для родителей воспитанников ДОО Тема: "Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава
Воспитатель: Нагорнова Н.Н.
Волшебная сказка – прекрасное творение искусства, наша
историческая и индивидуальная память неразлучны с ней. Сказка
набрала в себя мудрость жизненных наблюдений, остроту
социального смысла, став своеобразным литературным
воплощением нравственных ценностей народа. Повествуя о
сложнейших проблемах борьбы добра и зла, о противостоянии
любви и коварства, она всегда утверждает своего слушателя об
оптимистическом принятии действительности. Сказка была и
остается источником творческого вдохновения для представителей
искусства и науки. Уходя корнями в культуру, язык народа и его
психику, сказка представляет определенный процесс для
психологов, открывая новые возможности в его исследованиях и
практической деятельности.
Что привлекает нас в сказке, в том числе народной, это
сказочная форма, чудо, волшебство, язык образов, способный
вовлечь и взрослого и ребенка, возможность сложное и трудное
сделать и доступным и простым для понимания. Форме сказки
предполагается решение психологических проблем агрессивного
поведения, различных страхов, чувства одиночества.
Полноценное развитие, как и обучение, предполагает
понимание ребенком того, что с ним происходит. Возникает вопрос:
а не рано ли дошкольнику занимается самопознанием. Нет! Ведь
процесс самопознания начинается уже в младенчестве и
происходит стихийно. Поведение дошкольника, так или иначе,
соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он
должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком
собственного «Я» непосредственным образом влияет на
успешность деятельности, способность приобретать друзей.
Умение видеть их положительные качества в ситуациях
взаимодействия.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка
достигается лишь в том случае, если обучение проводилось в
форме игры, чтение сказок, их сочинение, изготовление кукол и
разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, рисование.
Объединение различных педагогических и психотерапевтических
приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и
актуальность метода комплексной сказкотерапии.
Мы включаем в педагогический процесс русские народные
сказки, символы, сюжеты и метафоры которые широко
используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной
работе многими отечественными и зарубежными специалистами.
Дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности
– игра, в которой развиваются все познавательные процессы.
Технология использования сказки в играх.
1 этап – знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, просмотр
диафильма, видеозаписи, рассматривание картин и иллюстраций)
2 этап – знания должны быть эмоционально восприняты ребенком,
поэтому обязательная обратная связь (пересказ, настольный театр,
подвижная ига с персонажами сказки)
3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к
изучаемому объекту в художественной
деятельности (лепка,
рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр)
4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета,
подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание
сюжета сказки, театрализованной игры.
Все игры организуются с учетом основных педагогических
принципов.
В - первых, надо избегать излишней дидактики: эту роль
выполнит дидактическая игра, а творческая должна развиваться как
свободная деятельность самих детей.
Во – вторых, воспитатель только на первых порах учит играть,
формирует технику игровых действий, в дальнейшем же он играет
только роль организатора и регулятора взаимоотношений.
В – третьих, игра, конечно ведущий вид деятельности детей,
но далеко не единственный. В частности продуктивные виды
деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация)
вносят существенный вклад в развитие личности.
Условия оптимального использования сказки как произведения
искусства в профессиональной деятельности воспитателя
Для того чтобы потенциальные возможности волшебной
сказки реализовались, необходимы особые условия, которые
определяются:
- спецификой профессиональной деятельности;
- возрастными психологическими особенностями детей;
- своеобразием сказки как произведением искусства.
I. Специфика профессиональной деятельности
1. В связи с тем, что воспитатель является непосредственным
субъектом воспитательно-образовательного процесса в учреждении,
его развивающая или психопрофилактическая работа с
использованием сказки должна быть построена при условии
тесного взаимодействия с педагогами дополнительного
образования, с общими приоритетными целями и задачами
воспитания и обучения в ДОУ.
2. Все классические, народные сказки, входящие в золотой фонд
детской литературы отвечают требованиям общечеловеческих
ценностей. В тоже время нашему современнику может показаться
неуместной излишняя «жестокость», с которой расправляются в
сказке со злыми героями. Однако не стоит забывать то, что сказка
это символически образное отражение действительности, и злые
герои – вовсе не отражение реальных людей, а символы зла,
окончательной победы над которыми желает и взрослый и ребенок.
Нужно считать, что если взрослому сказка кажется странной и он
не понимает иносказательного смысла некоторых эпизодов лучше
отказаться от её рассказывания, т.к. это искаженное отношение
может передаться детям.
3. Поскольку мы стоим свою профессиональную деятельность с
учетом принципа «не навреди», то сказки, которые мы используем в
работе с детьми, должны отвечать требованиям безопасности
воздействия. Считается, что народные классические сказки
прошедшие проверку ни одним поколением людей, способны
оказывать безопасное воздействие на детей, т.к. они передают
жизненный опыт и мудрость целого народа, а с точки зрения
некоторых теорий – даже божественную мудрость. В тоже время
авторские и терапевтические сказки передают опыт и ценности
отдельного человека – автора, поэтому должны использоваться в
работе с деть с некоторой осторожностью.
II. Вторая группа условий определяется по возрастным
психологическим особенностям детей
1.Согласно закону развития высших психических функций,
художественное восприятие и переживание произведения искусства
у ребенка дошкольного возраста может развиться при условии
организации совместного художественного восприятия и
совместного с взрослыми переживаниями художественного
произведения.
2. При условии неоднократной ситуации художественного
восприятия и организации художественно – творческой
деятельности возможно осмысление детьми любого произведения
искусства, в том числе сказки. При этом происходить до
чувствование, до осмысление, идей сюжета сказок. И это все может,
усиленно танцевальными и образными движениями, различными
видами изобразительной деятельности. Все эти формы
художественной деятельности детей производятся после
прослушивания сказки.
III. третья группа это своеобразие сказки, как произведения
искусства и воздействия на психику ребенка
1.Для сказки наиболее соответствует атмосфера волшебства,
ожидания чуда. Занятия, основу которых составляет
художественное восприятие сказок. Могут проводиться в групповой
комнате или специальном помещении (зале). Каждый вариант имеет
свои преимущества. При организации занятий элемент
традиционности должен сочетаться с элементами новизны. Так,
каждое занятие может быть новым по содержанию, но
традиционным по форме. Традиционным может быть начало
занятия, которое например, начинается с песни в кругу. Первичным
элементом интерьера может быть столик. На котором располагается
композиция из различных предметов, так или иначе связанных с
сюжетом и идеей сказки. Обязательной в этом натюрморте может
быть свеча, однако её форма, цвет, оформление подсвечника могут
меняться, может быть, шкатулка в руках взрослого, а её содержание
может меняться в зависимости от темы занятия. Обстановка,
атрибуты, настроение взрослого как бы говорят ребенку о важности
и значимости того, что будет происходить.
2. Прочувственное рассказывание сказки становится главным
условием полноценного художественного восприятия сказки
детьми. Начинать рассказывание сказки можно с присказки.
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От неё не зазевал.
Отношение к сказке как самоценности передается детям через
отношение к ней взрослого. Сказка – образец устного народного
творчества и требует именно рассказывания, а не чтения.
(Авторская сказка допускает чтения). Сказка должна быть
рассказана максимально близко к тексту оригинала, быть
выразительной, в меру эмоциональной, без излишней
театральности. События в сказке, сами по себе эмоционально
значимы для ребенка и не нуждаются в особом приукрашивании.
Спокойное рассказывание дает возможность ребенку самому
определить особо значимое для него место в сказке. Не исключено,
что в результате эмоционального воздействия сказки у детей могут
появиться слезы. Считается, что возможность сказки вызывать
некоторые отрицательные эмоции не должно быть поводом отказа
от знакомства с ней. Слезы сострадания дороже поверхностного
или злого смеха. Эмоциональные переживания не являются
самоцелью художественного воздействия, а содействуют и
сопровождают процессы психологических изменений личности в
результате этого воздействия. Прежде чем использовать волшебные
сказки в профессиональной деятельности мы сами должны
полюбить сказки, проникнуть в их нравственный урок, насладиться
красотой художественного слова, удивиться глубине сказочного
смысла, преклониться перед её мудростью, ибо, только понимая
значения и смысл сказки, пусть даже интуитивно, взрослый сможет
передать мудрость сказки ребенку. Тогда сказка станет не средством
развлечения и времяпровождения, а мощным средством воспитания
и развития личности ребенка.