Напоминание

"Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников"


Автор: Нагорнова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п.г.т. Петра-Дубрава СП "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самарская область Волжский район п.г.т. Петра-Дубрава
Наименование материала: Консультанция для родителей воспитанников ДОО
Тема: "Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава Воспитатель: Нагорнова Н.Н.
Волшебная сказка – прекрасное творение искусства, наша историческая и индивидуальная память неразлучны с ней. Сказка набрала в себя мудрость жизненных наблюдений, остроту социального смысла, став своеобразным литературным воплощением нравственных ценностей народа. Повествуя о сложнейших проблемах борьбы добра и зла, о противостоянии любви и коварства, она всегда утверждает своего слушателя об оптимистическом принятии действительности. Сказка была и остается источником творческого вдохновения для представителей искусства и науки. Уходя корнями в культуру, язык народа и его психику, сказка представляет определенный процесс для психологов, открывая новые возможности в его исследованиях и практической деятельности. Что привлекает нас в сказке, в том числе народной, это сказочная форма, чудо, волшебство, язык образов, способный вовлечь и взрослого и ребенка, возможность сложное и трудное сделать и доступным и простым для понимания. Форме сказки предполагается решение психологических проблем агрессивного поведения, различных страхов, чувства одиночества. Полноценное развитие, как и обучение, предполагает понимание ребенком того, что с ним происходит. Возникает вопрос: а не рано ли дошкольнику занимается самопознанием. Нет! Ведь процесс самопознания начинается уже в младенчестве и происходит стихийно. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей. Умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка достигается лишь в том случае, если обучение проводилось в форме игры, чтение сказок, их сочинение, изготовление кукол и
разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, рисование. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Мы включаем в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которые широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами. Дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Технология использования сказки в играх. 1 этап – знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, просмотр диафильма, видеозаписи, рассматривание картин и иллюстраций) 2 этап – знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательная обратная связь (пересказ, настольный театр, подвижная ига с персонажами сказки) 3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр) 4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры. Все игры организуются с учетом основных педагогических принципов. В - первых, надо избегать излишней дидактики: эту роль выполнит дидактическая игра, а творческая должна развиваться как свободная деятельность самих детей.
Во – вторых, воспитатель только на первых порах учит играть, формирует технику игровых действий, в дальнейшем же он играет только роль организатора и регулятора взаимоотношений. В – третьих, игра, конечно ведущий вид деятельности детей, но далеко не единственный. В частности продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация) вносят существенный вклад в развитие личности. Условия оптимального использования сказки как произведения искусства в профессиональной деятельности воспитателя Для того чтобы потенциальные возможности волшебной сказки реализовались, необходимы особые условия, которые определяются: - спецификой профессиональной деятельности; - возрастными психологическими особенностями детей; - своеобразием сказки как произведением искусства. I. Специфика профессиональной деятельности 1. В связи с тем, что воспитатель является непосредственным субъектом воспитательно-образовательного процесса в учреждении, его развивающая или психопрофилактическая работа с использованием сказки должна быть построена при условии тесного взаимодействия с педагогами дополнительного образования, с общими приоритетными целями и задачами воспитания и обучения в ДОУ. 2. Все классические, народные сказки, входящие в золотой фонд детской литературы отвечают требованиям общечеловеческих ценностей. В тоже время нашему современнику может показаться неуместной излишняя «жестокость», с которой расправляются в сказке со злыми героями. Однако не стоит забывать то, что сказка это символически образное отражение действительности, и злые герои – вовсе не отражение реальных людей, а символы зла,
окончательной победы над которыми желает и взрослый и ребенок. Нужно считать, что если взрослому сказка кажется странной и он не понимает иносказательного смысла некоторых эпизодов лучше отказаться от её рассказывания, т.к. это искаженное отношение может передаться детям. 3. Поскольку мы стоим свою профессиональную деятельность с учетом принципа «не навреди», то сказки, которые мы используем в работе с детьми, должны отвечать требованиям безопасности воздействия. Считается, что народные классические сказки прошедшие проверку ни одним поколением людей, способны оказывать безопасное воздействие на детей, т.к. они передают жизненный опыт и мудрость целого народа, а с точки зрения некоторых теорий – даже божественную мудрость. В тоже время авторские и терапевтические сказки передают опыт и ценности отдельного человека – автора, поэтому должны использоваться в работе с деть с некоторой осторожностью. II. Вторая группа условий определяется по возрастным психологическим особенностям детей 1.Согласно закону развития высших психических функций, художественное восприятие и переживание произведения искусства у ребенка дошкольного возраста может развиться при условии организации совместного художественного восприятия и совместного с взрослыми переживаниями художественного произведения. 2. При условии неоднократной ситуации художественного восприятия и организации художественно – творческой деятельности возможно осмысление детьми любого произведения искусства, в том числе сказки. При этом происходить до чувствование, до осмысление, идей сюжета сказок. И это все может, усиленно танцевальными и образными движениями, различными видами изобразительной деятельности. Все эти формы
художественной деятельности детей производятся после прослушивания сказки. III. третья группа это своеобразие сказки, как произведения искусства и воздействия на психику ребенка 1.Для сказки наиболее соответствует атмосфера волшебства, ожидания чуда. Занятия, основу которых составляет художественное восприятие сказок. Могут проводиться в групповой комнате или специальном помещении (зале). Каждый вариант имеет свои преимущества. При организации занятий элемент традиционности должен сочетаться с элементами новизны. Так, каждое занятие может быть новым по содержанию, но традиционным по форме. Традиционным может быть начало занятия, которое например, начинается с песни в кругу. Первичным элементом интерьера может быть столик. На котором располагается композиция из различных предметов, так или иначе связанных с сюжетом и идеей сказки. Обязательной в этом натюрморте может быть свеча, однако её форма, цвет, оформление подсвечника могут меняться, может быть, шкатулка в руках взрослого, а её содержание может меняться в зависимости от темы занятия. Обстановка, атрибуты, настроение взрослого как бы говорят ребенку о важности и значимости того, что будет происходить. 2. Прочувственное рассказывание сказки становится главным условием полноценного художественного восприятия сказки детьми. Начинать рассказывание сказки можно с присказки. Сказка, сказка, прибаутка, Рассказать её не шутка, Чтобы сказочка сначала, Словно реченька журчала, Чтоб к концу ни стар, ни мал От неё не зазевал.
Отношение к сказке как самоценности передается детям через отношение к ней взрослого. Сказка – образец устного народного творчества и требует именно рассказывания, а не чтения. (Авторская сказка допускает чтения). Сказка должна быть рассказана максимально близко к тексту оригинала, быть выразительной, в меру эмоциональной, без излишней театральности. События в сказке, сами по себе эмоционально значимы для ребенка и не нуждаются в особом приукрашивании. Спокойное рассказывание дает возможность ребенку самому определить особо значимое для него место в сказке. Не исключено, что в результате эмоционального воздействия сказки у детей могут появиться слезы. Считается, что возможность сказки вызывать некоторые отрицательные эмоции не должно быть поводом отказа от знакомства с ней. Слезы сострадания дороже поверхностного или злого смеха. Эмоциональные переживания не являются самоцелью художественного воздействия, а содействуют и сопровождают процессы психологических изменений личности в результате этого воздействия. Прежде чем использовать волшебные сказки в профессиональной деятельности мы сами должны полюбить сказки, проникнуть в их нравственный урок, насладиться красотой художественного слова, удивиться глубине сказочного смысла, преклониться перед её мудростью, ибо, только понимая значения и смысл сказки, пусть даже интуитивно, взрослый сможет передать мудрость сказки ребенку. Тогда сказка станет не средством развлечения и времяпровождения, а мощным средством воспитания и развития личности ребенка.


В раздел образования