Напоминание

"Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе"


Автор: Арзыева Венера Всильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Бардымская СОШ №2"
Населённый пункт: с. Барда,Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2» «Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе» В программе мероприятия: •представление эссе «Мы продолжаем себя в детях», •методика использование групповой формы занятий на классных часах по направлению духовно-нравственного воспитания учащихся, •приемы и методы работы с родителями по формированию положительных качеств характера в детях.
Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе
Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи — горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю начать работу с улыбки, именно так начинается по традиции каждое мероприятие в нашем классе. Улыбнувшись друг другу, мы создаем доброжелательную и раскрепощенную обстановку, которая объединяет всех для достижения поставленной цели. Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешать конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны. Значит, эта деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен. Свою работу классного руководителя я выстраиваю в нескольких направлениях: патриотическое воспитание, экологическое, духовно- нравственное. Хотелось бы перелистать странички некоторых наиболее удачных мероприятий в моем классе прошедшего учебного года и представить вашему вниманию, уважаемые коллеги, разработками проведения классных часов, встреч с интересными людьми, родительских собраний: «Мой край родной!», встреча с интересными людьми «Защитники Родины - мои земляки», «Этих дней не смолкнет слава» и т.д. Нужно отметить, что на подобные мероприятия к нам с удовольствием приходят учащиеся начальных классов. Мною подробно разработаны темы родительских собраний: «Роль родителей в воспитательном процессе», «Роль общения в жизни ребенка», «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника», «Культурные ценности семьи и их значение для 1
ребенка» и т.д. На мой взгляд, направление «Нравственность» включает в себя самые разнообразные аспекты формирования личности: о собенно сти взаимоотношений со взрослыми и в коллективе сверстников, экологическая культура, формирование положительных и отрицательных качеств характера человека, важнейшие семейные ценности и т.д. Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли. Что же может сделать классный руководитель в этом направлении? 1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. 2. Воспитывать умение бороться и выживать а экстремальных ситуациях. Приводить примеры выживания других людей в подобных ситуациях. 3. Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться. 4. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. 5. Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия. 6. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе. Охарактеризую некоторые методики, которые использую в воспитательной работе по данному направлению с классом и родителями. «Направленность личности на экологическую культуру». Принимая ребят в 5 класс, я провожу тест направленности личности на экологическую культуру. Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, представить, что вы находитесь на необитаемом острове вместе с ребятами, на вас лежит ответственность и задача выбраться с него: 1а) Будете изучать окружение, природу острова. 16) Используете имеющиеся средства на острове. 2а) Зарисуете предметы на острове. 26) Найдете животных, растения и будете их изучать. За) Проверите состояние одежды на себе. 36) Найдете способы выхода с острова с помощью насекомых. 4а) Запомните растения, которые будут встречаться вам на пути для успешного поиска выхода с острова. 46) Объясните другим, что необходимо для того, чтобы найти дорогу. 5 а) Будете наблюдать за предметами, которые будут передвигаться в 2
одном направлении. 56) Запишите в записной книге наблюдаемые предметы. 6а) Составите точное описание предметов на острове в виде схемы. 6б) Окажите помощь потерпевшим бедствие животным, людям. 7а) Будете отвлекать спутников от мрачных мыслей забавными историями. 76) Осуществите свою мечту - изучить образ жизни летучих мышей. 8а) Организуете соревнование, чтобы легче перенести трудности. 86) Научите различать растения, которые обладают лекарственными свойствами. 9а) Организуете борьбу с насекомыми-вредителями растений. 96) Будете раздавать, имеющиеся скудные продукты, расхваливая. 10а) Изучите жизнь животных острова, чтобы быстрее найти дорогу. 106) Разберетесь в ссоре между спутниками - одних поощрите, других накажете. Положительные ответы: 1а, 26, 36, 4а, 5а, 66, 76, 86, 9а, 10а. Изучив результаты анкетирования, я планирую тематику дальнейшей работы по адаптации пятиклассников в новых условиях обучения. Подобную анкету я предложу своим ученикам при переходе в 10 класс с целью изучения профессиональной направленности. «Кто я? Знаю ли я себя?» В плане развития умения анализировать свои внешние и внутренние качества, формирования адекватной самооценки я провожу классный час на тему «Кто я? Знаю ли я себя?» Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. Представьте себе, что вы открыли газету и читаете объявление: требуется человек. Поняв, что подходите идеально, звоните по телефону, указанному в объявлении. Человек на другом конце провода снимает трубку и спрашивает: «Кто вы?» Естественно, вы называете свое имя. «Нет, - говорит голос, - я спрашиваю: «Кто вы?» Если кого-то из взрослых спрашивают; «Кто вы?», то он обычно отвечает: «Я секретарь» или «Я учитель». А ведь если ответить: «Я человек, который любит общаться с людьми, играть с животными, есть мороженое даже зимой», — то эти слова скажут о нем гораздо больше, чем название профессии. Если бы у вас, уважаемые коллеги, была такая возможность, а мы сейчас представили себе такое, то что бы вы ответили? В помощь вам на доске путеводитель по вашей жизни. По желанию ребят идет обсуждение по путеводителю. Нужно продолжить фразы. 1. Место жительства... 2............. Адрес 3. Моя школа... 4. Моя учеба в школе ... 5. Любимые уроки ... 3
6. Мои занятия ... 7. Мои друзья ... 8. Мои достоинства... 9. Мои недостатки ... 10.Мои качества... Объявление «Требуется мальчик» появилось в начале века. Может быть, что-то в нем покажется смешным, устаревшим. И все же, как вы думаете, какие из перечисленных в нем качеств важны даже сегодня? «Требуется мальчик». Требуется мальчик, который стоит прямо, сидит прямо, поступает прямо и говорит прямо. Мальчик, у которого чистые уши, у которого начищены башмаки, у которого причесаны волосы, у которого вычищена одежда и ухожены зубы. Мальчик, который внимательно слушает, когда к нему обращаются; задает вопросы, когда чего-то не понимает, и не задает вопросов о том, что не имеет к нему отношения. Мальчик, который ходит быстро и при этом производит как можно меньше шума. Мальчик, который выглядит веселым, всем с радостью улыбается и никогда не дуется. Мальчик, который вежлив со всеми мужчинами, уважает всех женщин и девочек. Мальчик, который не курит и не хочет этому учиться. Мальчик, который никогда не задирает других мальчиков и не позволяет другим задирать себя. Мальчик, который смотрит прямо в глаза и всегда говорит правду. Мальчик, который любит читать хорошие книги. Мальчик, который не хочет казаться «умником» и привлечь к себе внимание любым способом. Мальчик, который думает и говорит не только о себе. Мальчик, который дружит со своей матерью, и она для него самый близкий человек. Мальчик, который не паинька и не маленький лицемер здоров, весел и полон жизни. Такой мальчик требуется везде. Он требуется семье, школе, он требуется на работе, он требуется всему миру. Ребята обмениваются своими мнениями и из перечисленных в рассказе качеств называют те, которые необходимы человеку и в наше время. А теперь каждый из вас, уважаемые коллеги, пусть попробует составить свой список положительных и отрицательных качеств. Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит на эти списки, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек? Какой список получился больше? Задайте себе вопрос: «Почему?». Для того чтобы понять человека (в том числе самого себя), необходимо прежде всего понять две вещи - характер и сердце и только потом смотреть на внешность. 4
Если бы вас попросили сравнить себя с каким-нибудь животным, то какое животное вы бы выбрали? Некоторые люди больше похожи на медведей — большие, добродушные, но если они рассердятся, то берегись. Другие напоминают птиц - легких и подвижных. А на какое животное или птицу похожи вы? Напишите на листке и, не подписывая, опустите в коробку, стоящую на столе. На листке бумаги запишите три-четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют. Внизу страницы напишите четыре прилагательных, которые дают представление о чертах вашего характера. Не подписывая листок, сверните его и положите в коробку. Учитель будет по очереди вынимать листки и зачитывать то, что на них написано, а вы должны будете угадать, о ком из одноклассников идет речь. Если сразу вам это не удастся, то можно выслушать мнения других ребят. С помощью таких приемов можно воспитывать у учащихся умения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства. В моем классе это очень актуально, т.к. все ребята стремятся к лидерству и не всегда замечают достоинства друг друга. Диагностика нравственных приоритетов. Для диагностики нравственных приоритетов я использую следующие приемы. 1. Методика неоконченных предложений Предложить коллегам продолжить предложения. Добро — это... Открытость-это... Зло — это ... Подлость-это Любовь — это ... Совесть-это... Ненависть — это ... Наглость-это... Дружба—- это ... Порядочность-это... Враждебность — это ... Право - это... Честность — это ... Обязанность - это... Хитрость — это ... Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т. д.). 2. Ранжирование понятий про ранжируйте понятия по степени личной значимости. 5
Друзья Родина Профессия Слава Семья Богатство Здоровье Общение Деньги Квартира Любовь Талант Способности 6
После того, как учащиеся класса провели ранжирование понятий, ста- новятся ясны те проблемы, которые нуждаются в решении, и во время проведения классных часов по проблемам нравственности можно попытаться эти проблемы решить. Такие мероприятия в нашем классе стали тра- диционными. Изучение уровня нравственного развития личности и коллектива. Методика «Хранилище человеческих качеств». Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5—6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Поло- жительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т. д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т. д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке. В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива. Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы. 7
№ п/ Фамилия и имя Положительные качества Отрицательные качества п учащегося 1. Иванов Сергей аккуратность грубость 2. вежливость неряшливость • 8
9
На основе анализа результатов я делаю вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляю наиболее существенные пробелы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьники, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года я наблюдаю за детьми, стимулирую и организую деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игру повторяю, детям предлагаю перечислить закрепленные нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые еще сохранились в классе. В завершение игры подвожу итог «обмена», помогаю детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год. Заполняется следующая таблица. № Фамилия и Закрепленные Отрицательные п/п имя положительные качества, которые учащегося качества еще существуют в классе При сравнении таблиц я делаю вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», я заготавливаю карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные. О роли семьи в воспитательном процессе. В процессе своей работы классным руководителем я все больше убеждаюсь в том, что только в атмосфере сотрудничества с родителями, учителями-предметниками, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем школы можно достичь результатов в воспитании детей. Не забывайте, дорогие коллеги! что родители наших учеников никаких педагогических университетов не кончали. Вот поэтому нам стоит набраться терпения и говорить с ними о психологии ребенка, о его воспитании. Лично я нередко провожу такие ликбезы. И вам того же желаю. После общения с некоторыми людьми остается странный осадок. В отношении с окружающими они проявляют рассеянность: легко забывают о своих обещаниях, не вступаются за кого-то по своей инициативе, не принимают в расчет интересы других... Откуда такая душевная слепота? А она возникает еще в раннем детстве. Так что, может быть, нам вместе с родителями пора позаботиться о формировании у ребенка чуткости и отзывчивости, которые начинаются с простой наблюдательности, с умения подмечать потребности своих 10
близких. Такую наблюдательность надо тренировать, вырабатывать. Припомню элементарный случай. Ребенок пришел из школы и взахлеб рассказывает о том, что они здорово проучили «задаваку». Как среагировать родителям? Наиболее удачный вариант: отложите нравоучения и в игровой форме попытайтесь скомпрометировать в глазах сына его драчливый пыл. Как? Предложите рассказать ему все сначала, но уже глядя на происшедшее глазами «задаваки»... Вот он пришел домой с заплаканными глазами, с синяком... Да, трудно дается взгляд со стороны. Придется попотеть, преодолевая внутреннее сопротивление. Но игра поколеблет торжество эгоизма. Обида и боль, перенесенные на себя, заставят переосмыслить происшествие. Словом, оригинальный урок подействует лучше, чем привычные наставления. Разумеется, внимание к окружающим не должно быть напускным, пассивным. Я говорю с родителями о том, что наша цель — воспитание чуткости, отзывчивости, доброты. Ребенок должен видеть в своей семье постоянную искреннюю заботу друг о друге. Сила примера родителей велика. Но все же одного примера мало. Надо, чтобы ребенок и сам испытывал потребность делать для других что-то полезное от доброго сердца. Как ему упражняться в нравственных поступках? Позвольте ребенку быть щедрым с приятелями, с птицами и животными... Дайте ему свободу чем-то жертвовать. И не бойтесь вырастить разиню или простачка. Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались, чтобы их ребенок рос черствым, грубым. Все мы искренне хотим видеть своих детей ласковыми, отзывчивыми. На одном из родительских собраний я предложила родителям составить небольшой рассказ о каком-нибудь случае из жизни их ребенка, в котором он проявил положительные качества характера. Кто-то справился сразу, некоторые взяли задание на дом. Затем я подготовила для ребят выставку работ родителей. С каким же интересом мальчишки и девчонки пытались отгадать, о ком идет речь. Большие возможности для пробуждения добрых чувств в ребенке открывает появление в семье младшенького. Привести пример о Сафиулине Даниле, которому трудно было преодолеть чувство ревности по отношению к своему младшему братишке. Это побудило родителей больше доверять Данилю некоторые посильные хлопоты, чтобы он почувствовал себя старшим ребенком, без помощи которого теперь просто не обойтись. Тут уместно напомнить и о том, что доброе и чуткое сердце воспитывается также благодаря участию в заботах о стариках, инвалидах, престарелых родителях. Пример с Кучумовым Артёмом и его отношении к бабушке. Не секрет, что и наши дети будут относиться к нам так же, как мы сейчас относимся к своим родителям. Нужно подавать детям добрый пример! Нужно, чтобы ребенок испытывал потребность делать для других что-то полезное от доброго сердца. Как ему упражняться в нравственных поступках? Позвольте ребенку быть щедрым с приятелем, с птицами и животными... Дайте ему свободу чем-то жертвовать. Как не вспомнить случай с Юсуповой Азалией, которая долгое время выхаживала дома котёнка с перебитой лапкой; Аптуковым Денисом, который регулярно ходит в соседний подъезд покормить бездомную 11
кошку; Суяргуловой Зариной, которая умеет разговаривать с цветами и т. д. Наверное, секрет успехов моей работы с детьми заключается в том, что мне очень везет с родителями. В условиях деловой и доброжелательной обстановки мы обсуждаем проблемы, возникшие у наших детей, пытаемся найти пути выхода и принимаем решения. Мне очень приятно, что 1 сентября нового учебного года я буду встречать своих учеников в обновленном кабинете. Силами родителей проведен ремонт потолка и стен, полностью заменено освещение, установлена новая дверь. Наряду с учительским компьютером планируется установить еще один аппарат для осуществления проектной деятельности учащихся. Особой гордостью кабинета является уголок «Живой природы», в дизайне которого тоже произошли изменения. В течение летнего периода собирались бригады родителей, договариваясь о том, какой объем работ нужно выполнить. На сегодняшний день в кабинете созданы оптимальные условия для получения ребятами качественных знаний, повышения интереса к учебе и сплочения коллектива. Нужно отметить, что в нашей школе созданы все условия для плодотворной работы классных руководителей. Миляуша Ганиевна- руководитель школьного музея помогает организовать работу по патриотическому воспитанию учащихся. В таком коллективе хочется работать! 12


В раздел образования