Напоминание

"Особенности речевого развития детей группы раннего возраста"


Автор: Семенова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 80
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей группы раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Семенова Марина Анатольевна

Первая квалификационная категория

Воспитатель группы раннего возраста

Г.Комсомольск-на-Амуре, хабаровский край

Дошкольное воспитание

«Особенности речевого развития детей группы раннего возраста»
Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие психики ребенка, являются овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Проблемами развития речи в разное время занимались такие известные ученые, как Ж.Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И.Лисина и др., внесшие значительный вклад в решении проблем, связанных с механизмами возникновения речи, факторами, определяющими речевое развитие, причинами речевых нарушений. Из опыта работы, можно сделать вывод, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Достаточно часто речевой дефект взаимосвязан с несколькими нарушениями соматического и нервно- психического здоровья. То есть нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально- волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактика речевых нарушений имеет большую социальную значимость. Формирование речи ребенка на протяжении первых трех лет, как показывают многочисленные исследования,- сложный нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. У него появляются
первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения. На развитие речи ребенка оказывают влияние огромное количество факторов, но особое значение имеет его взаимодействие с матерью. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И.С.Кон, Т.М. Сорокина, Р.В.Овчарова, Е.О.Смирнова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. Исследования под руководством М.И.Лисиной показывают, что условия возникновения речи у детей обеспечиваются эмоциональным контактом со взрослым на первом году жизни, совместной предметной деятельностью ребенка и взрослого, насыщенностью слышимой речи и «голосовым» взаимодействием ребенка со взрослым. Ведущей деятельностью ребенка в период раннего детства является игра, которая последовательно претерпевает целый ряд трансформаций. А.Макаренко подчеркивал:- «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». Одна из форм игры раннего возраста – предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Поэтому, на наш взгляд, игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Мы наблюдаем, что практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е. развивают память и воображение. Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно – отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с
предметами, а затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым для организации взаимодействия, делового сотрудничества. Кроме того, предметно – игровая деятельность это источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счете становлению личности ребенка. А так же создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Литература
1.Берг Л. Развитие ребенка. 6-е изд.СПб.:Питер,2006 2.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ под ред.М. И.Лисиной. М.: Педагогика, 1985. 3.Развитие и воспитание детей до трех лет//Под. ред. Н.М.Щелованова. М., 1981. 4.Исенина Е.И. Качества родителя и развитие речи у детей (младенческий и ранний возраст) //Материалы международной конференции «Культурно- исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». М.,1996. 5.Маханаева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.:ТЦ Сфера,2005. – (Ранний возраст).


В раздел образования