Автор: Высоцкая Дина Борисовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МАУСОШ № 4 Населённый пункт: Новгородская область город Старая Русса Наименование материала: Конспект Тема: Какие виды спорта популярны в Великобритании Раздел: среднее образование
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Дидактический разбор урока английского языка в 6 классе
по теме «Популярные виды спорта в Великобритании»
методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
Выпускная работа
по образовательной программе курсов повышения квалификации
«Реализация федеральных государственных стандартов общего
образования в основной и средней школе»
Выполнила
Высоцкая Дина Борисовна,
учитель английского языка
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
общеобразовательной школы №4
с углубленным изучением математики
города Старая Русса
Новгородской области
Преподаватель
д. п. н. А. С. Гормин
Великий Новгород
2015
Конспект урока
Тема урока:
“Popular
sports
in
Britain. What are they?”(«Какие виды
спорта популярны в Великобритании?»).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: расширить лингво-страноведческие знания обучающихся в
процессе знакомства с видами спорта в Великобритании.
Задачи урока:
Развивающие: развитие языковой догадки, умения находить нужную
информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы.
Учебные: практиковать учащихся во всех видах речевой деятельности
на иностранном языке (аудировании, говорении, чтении, письме) по теме
урока. Научить создавать карту памяти.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к культурным
ценностям страны изучаемого языка. Привитие навыков здорового образа
жизни. Развитие умения работать в группе (паре).
Методы и методические приемы: проблемный, наглядный.
Учебно-методическое оснащение урока: УМК “Enjoy English” для 6
класса, М.З.Биболетова, изд. «Титул», 2012 г. (гриф ФГОС), презентация к
уроку, проверочный тест в интерактивном режиме, раздаточные материалы
(карта памяти, таблица образовательных результатов), игровые атрибуты.
Техническое
оснащение
урока:
Компьютер
с
выходом
в
Интернет,
мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, система контроля и
мониторинга PROClass, аудиокурс к учебнику на CD.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование уважительного
отношения
друг к другу, иному
мнению, мировоззрению, иной культуре, языку, традициям другого народа;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и занятий
спортом.
Метапредметные:
Формирование
универсальных
учебных
действий
-
познавательных,
коммуникативных, регулятивных, личностных:
-
умение
самостоятельно
ставить
и
решать
новые
учебные
и
познавательные
задачи
на
основе
развития
познавательных
мотивов
и
интересов;
-
умение
адекватно
оценивать
правильность
или
ошибочность
выполнения
учебной
задачи,
ее
объективную
трудность
и
собственные
возможности ее решения;
- умение делать логические выводы, развитие навыков смыслового
чтения, усвоения
содержания, поиска необходимой информации, а также
представление ее в графической форме;
-
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
-
умение
планировать,
выполнять
и
оценивать
свои
учебные
/
коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные:
-
развитие
речевой,
языковой,
социокультурной,
страноведческой,
коммуникативной, компенсаторной компетенций;
- освоение учащимися учебного материала урока, умение использовать
его в заданных ситуациях.
Ход урока
Этап урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивационный
этап.
Формирование
коммуникативных УУД
Учитель:
Для
н ач а ла
давайте
про слушаем
песенку-приветствие
«Good Morning-Song», а
затем
попробуем
е е
самостоятельно
и с п о л н и т ь .
Т е п е р ь
п о с м о т р и т е
н а
зашифрованное слово и
п о п р о б у й т е
е г о
о т г а д а т ь ,
ч т о б ы
о п р е д е л и т ь
т е м у
предстоящего
урока.
Используются
а у д и о м а т е р и а л
и
flashcards.
У ч а щ и е с я
с л у ш а ю т
песенку-приветствие,
затем
повторяют
слова
п е с н и
и
п р о б у ю т
с а м о с т о я т е л ь н о
е е
и с п о л н и т ь .
П о т о м
совместно
отгадывают
зашифрованное
слово
Sports.
2.Этап
актуализации
и
фиксирования
индивидуального
затруднения
в
пробном
действии.
Формирование
коммуникативных
УУД
(учатся
выражать
своё
м н е н и е
и
ф а к т ы
в
диалоге)
Учитель:
А
к а к и е
вопро сы
со
с л о в ом
Sports можно составить?
Теперь, когда у нас есть
вопросы
я
задам
их
каждому, а вы ответите.
А давайте узнаем, какие
бывают виды спорта! Я
б у д у
п о к а з ы в а т ь
flashcards, а вы называть
вид спорта.
Учащиеся
совме стно
составляют
вопросы,
а
затем
по
отдельности
отвечают на них.
Учащие ся
н а з ы ва ют
виды спорта.
3.Этап выявления места
и причины затруднения.
Учитель:
Поскольку
не
вс е
смогли
н а з в а т ь
представленные
виды
спорта,
то
давайте
я
б у д у
п о к а з ы в а т ь
Учащиеся
по
очереди
пытаются
объяснить
и з о б р а ж е н н ы й
в и д
спорта.
Flashcards,
а
в ы
пытаться
о бъ я с н и т ь
соседу,
что
это
за
вид
спорта.
4 . Э т а п
п о с т р о е н и я
п р о е к т а
в ы ход а
и з
затруднения.
Формирование
регулятивных
(определение проблемы,
(определение
темы
и
цели урока; построение
плана
для
р е ш е н и я
проблемной
ситуации),
коммуникативных
(умение
излагать
свое
м н е н и е ,
п о н и м а т ь
п о з и ц и ю
д р у г о г о ,
организовывать работу в
паре) УУД.
Учитель:
So,
we
know
many
kinds
of
sports.
Some
of
them
are
very
popular, other ones – not.
We
shall
speak
about
popular
sports,
but
in
w h a t
c o u n t r y ? Guess!
(Britain).
Теперь
скорректируйте
и дополните тему и цель
урока. Is it a problem for
us? How and where can
y o u
f i n d
o u t
t h e
information?
Учащие ся
пыт ают ся
догадаться,
о
ка ко й
стране идет речь.
Формулируют
тему
“Popular sports in Britain.
What are they?”
и
цель
урока:
узнать
о
п о п у л я р н ы х
в и д а х
с п о р т а
в
Великобритании.
Строят
проект
(план)
будущих
у ч е б н ы х
д е й с т в и й ,
н а п р а в л е н н ы х
н а
реализацию
поставленной цели.
5.Этап реализации
проекта («открытие»
новых знаний).
Формирование
познавательных
(овладение смысловым
чтением) и
регулятивных (умение
работать по плану,
сверяясь с целью) УУД.
Учитель:
д а в а й т е
поработаем с текстом:
-
организация
пред-
текстовой работы;
-
организация
ознако-
м и т е л ь н о го
ч т е н и я
текста;
- организация работы с
рисунками
- организация чтения с
извлечением
запраши-
ваемой
информации
(названия спорта);
- организация чтения с
пониманием
д о п о л -
нительной информации.
А теперь посмотрите на
диаграмму.
Let’s
work
with
t h e
diagram. Rate the sports
(the most\ least popular…
is
more\
less
popular
than…)
Учащиеся
-
рассматривают
ри-
с у н к и
к
т е к с т у ,
зна комя т с я
с
п р е д -
текстовым заданием;
-
ч ит ают
текст
( с о
«стопами»)
- сопоставляют отрывки
текста с рисунками
- просматривают абзац и
зачитывают
названия
в и д о в
с п о р т а ;
спортивных
событий
и
мест их проведения.
- отвечают на вопросы к
тексту.
Называют виды спорта в
рейтинговой
последо-
вательности
6 . Э т а п
п е р в и ч н о г о
закрепления
н о в о го
Учитель:
Давайте
еще
раз
посмотрим
на
Учащиеся
называют
и
кратко описывают виды
з н а н и я
с
проговариванием
во
в н е ш н е й
р е ч и .
Формирование
познавательных
(представление
информации
в
форме
устного
высказывания)
УУД.
диаграмму
и
S a y
i t
again: the popular sports
in Britain are:…
А
теперь
предлагаю
провести
небольшую
динамическую паузу.
Чтобы закрепить новые
з н а н и я ,
д а в а й т е
посмотрим фильм.
спорта
Великобритании
(пользуются
текстом
учебника, диаграммой).
Выполняют
различные
упражнения
для
снятия
напряжения и усталости.
С м о т р я т
в и д е о ,
фиксируя в памяти виды
спортивных
соревнований. Отвечают
на вопрос.
7.Этап самостоятельной
работы с самопроверкой
п о
э т а л о н у .
Формирование
регулятивных
(оценка
степени
до стижения
цели) УУД.
Учитель:
Вы
у зн а л и ,
ка к и е
в и д ы
с п о р т а
б ы в а ю т
и
к а к и е
п о п у л я р н ы
в
Великобритании. Теперь
возьмите
карточки
и
заполните их. После мы
проверим
и
разберем
ошибки.
Учащиеся
самостоятельно
выполняют
з а д а н и я .
П о т о м
п о к а з ы в а ю т
результаты
и
те,
кто
справился,
помогают
понять ошибки другим.
8.Этап
включения
в
с и с т е м у
з н а н и й
и
повторение.
Формирование
познавательных
(систематизация
лексического
запаса
по
теме) УУД.
Учитель:
В о з ь м и т е
к а р т ы
п а м я т и
и
заполните их.
Учащиеся
заполняют
карты
и
называют
все
знакомые виды спорта в
алфавитном порядке.
9 . Э т а п
р е ф л е к с и и
учебной
деятельности
на уроке.
Учитель:
Теперь
пред-
л а г а ю
с о в е р ш и т ь
п р о г у л к у
п о
спортивным
м е с т а м
Великобритании.
Давайте подведем итоги:
We are summing up: did
we manage to solve the
problem? Was it difficult
for you or not? How did
you work at the lesson?
У ч а щ и е с я
с м о т р я т
видеосюжет
по
теме
урока
и
отвечают
на
во п р о с : What
sporting
events are named in the
film?
Отвечают на вопросы и
подводят
итог
всему
увиденному.
10.Домашнее
задание
Формирование
личностных
(освоение
новой социальной роли,
в ы р а ж е н и е
с в о е г о
м н е н и я ,
э м о ц и й ,
Для
вс ех:
З а н я т ь с я
любимым видом спорта!
Do any sport you like!
Подготовить сообщение
о любимом виде спорта.
Письменно ответить на
Учащиеся
записывают
домашнее задание, делая
свой выбор.
самооценка
деятельности),
коммуникативных
(общение в диалоге) и
личностных
(умение
аргументированно
оценивать свою работу)
УУД.
Приобщение
к
с п о р т у,
з д о р о в о м у
образу жизни.
следующие вопросы:
Interviewing: What sport
do you like?
Darts
is
a
f a v o u r i t e
English
sport
g a m e .
Would you like to play it?
Д л я
ж е л а ю щ и х :
Найдите
в
Интернете
и н ф о р м а ц и ю
о б
экстремальном
в и д е
спорта.
Д л я
К и р и л л о в о й
Виолетты
и
Горобец
Натальи:
н а й т и
в
дополнительной
л и т е р а т у р е
и л и
Интернете информацию
о
н е о б ы ч н о м
в и д е
спорта.
Дидактический разбор урока с использованием метода рефлексии
профессиональной деятельности
Уважаемые коллеги! Меня зовут Высоцкая Дина Борисовна. Я работаю
в средней школе г. Старая Русса учителем английского языка, имею первую
квалификационную категорию. Стаж работы в школе 13 лет.
Урок английского языка, рефлексия которого представляется Вашему
вниманию, я проводила в 6 классе, где обучаются 15 учащихся. Видеозапись
урока мне сделать не удалось, я предлагаю его подробный конспект.
Тема урока:
“Popular
sports
in
Britain. What are they?”(«Какие виды
спорта популярны в Великобритании?»).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: расширить лингво-страноведческие знания обучающихся в
процессе знакомства с видами спорта в Великобритании.
Задачи урока:
Развивающие: развитие языковой догадки, умения находить нужную
информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы.
Учебные: практиковать учащихся во всех видах речевой деятельности
на иностранном языке (аудировании, говорении, чтении, письме) по теме
урока. Научить создавать карту памяти.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к культурным
ценностям страны изучаемого языка. Привитие навыков здорового образа
жизни. Развитие умения работать в группе (паре).
Методы и методические приемы: проблемный, наглядный.
Оценку
своего
урока
в
процессе
рефлексии
я
хотела
бы
провести
исходя
из
выполнения
системы
требований,
предъявляемых
современной
дидактикой к урокам, проводимым в системно-деятельностной парадигме.
Данные требования и послужат критериями анализа моей деятельности на
уроке.
Важное
дидактическое
требование
состоит
в
том,
чтобы
на
уроке
присутствовал
мотивационный
этап,
на
котором
учащимися
уясняется
личностный смысл своей деятельности. Обычно на уроке я говорю учащимся
о важности изучаемой темы и о предстоящем контроле знаний. Но на этом
уроке я решила пойти другим путем. Я попросила школьников отгадать
зашифрованное слово и высказать предположения о предстоящей теме урока.
Это
способствовало
тому,
что
они
с
интересом
включились
в
самостоятельную работу.
Еще
одно
дидактическое
требование
состоит
в
том,
что
на
уроке
должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого
указываются признаки (показатели), по которым в дальнейшем, на этапе
итоговой рефлексии, учащиеся могут сделать вывод о достижении цели.
Учащиеся сами сформулировали тему и цель урока. Они предложили план
исследований. В качестве показателя достижения цели нашего урока мы
использовали
результаты
выполнения
контрольных
упражнений,
проведенных на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения
этих
упражнений,
учащиеся
сделали
вывод
о
том,
что
цель
урока
для
большинства (12 из 15) достигнута. На остальных мне предстоит обратить
внимание и оказать им в дальнейшем индивидуальную помощь.
Современная
дидактика
требует,
чтобы
на
уроке
присутствовали
различные
формы
межличностного
взаимодействия
(«ученик»-«ученик»,
«ученик»-«класс», «ученик»-«учебная группа», «ученик»-«учитель» и др.).
Подобное
взаимодействие
достигается
групповыми,
парными
или
фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами
проведения урока. На моем уроке преимущественно была парная и групповая
работа. Учащиеся совместно выполняли задания и заполняли карточки. Я
постаралась посадить школьников так, чтобы более «сильный» ученик в
случае необходимости мог помочь более «слабому». А те, кто выполнил
самостоятельную работу первыми, могли стать консультантами и оказать
посильную помощь.
На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности
школьника,
результаты
которой
он
может
оценить
исходя
из
заданных
педагогом критериев и показателей. Такой этап присутствовал и на моем
уроке. Учащимся необходимо было самостоятельно заполнить карточки по
пройденной теме. По окончании я показала правильные ответы и объяснила
допущенные ошибки (принцип минимакса).
Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера,
создаваемая учителем на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной
поддержке
учащихся
(принцип
психологического
комфорта).
Это
обеспечивается
доброжелательным
тоном
педагога
и
созданием
ситуаций
успеха в обучении. На моем уроке ученик мог ощутить поддержку на любом
этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме меня мог оказать сосед
по парте или любой другой ученик, выступающий в роли консультанта.
Современная
дидактика
для
проведения
уроков
в
системно-
деятельностной
парадигме
требует,
чтобы
учащиеся
периодически
рефлексировали
свою
деятельность,
оценивая
полученные
продукты
деятельности. Понимая под рефлексией критериальный анализ, я задавала
критерии выполнения той или иной работы на каждом ее этапе. Например, до
начала
динамической
паузы
учащиеся
повторили
правила
техники
безопасности при выполнении физических упражнений. А в конце урока
сделали вывод о том, насколько мы достигли цели. Учащиеся узнали, какие
виды спорта есть в Великобритании и какие из них наиболее популярны.
Кроме
того,
на
некоторых
уроках,
проводимых
в
системно-
деятельностной
парадигме,
учащиеся
готовят
проекты,
которые
потом
защищают. Таким проектом у меня является домашнее задание, суть которого
заключается в том, что каждый учащийся выберет наиболее интересный для
него вид спорта и расскажет о нем, а также попробует заняться им. Во время
выполнения
домашнего
задания
учащиеся
смогут
использовать
свой
творческий потенциал, что также является одним из принципов реализации
ФГОС.
Общие выводы по уроку:
Проведенный
урок
в
целом
прошел
неплохо,
так
как
мне
удалось
решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели
служила
высокая
активность
учащихся
при
самостоятельном
решении
поставленных задач и достаточно низкий процент ошибок в самостоятельной
работе. 80% учащихся (12 из 15) с ней успешно справились. Учитывая, что
э тот
мат е риа л
не
за кре пля лс я ,
ре зульт ат
с лед уе т
п р и з н а т ь
удовлетворительным.
Вместе с тем урок обозначил проблемы, над которыми мне предстоит
работать в дальнейшем:
1.
Не
все
учащиеся
умеют
работать
в
парах.
Иногда
лидер
выполняет
всю
работу,
а
второй
член
пассивен.
Это
связано
с
неспособностью некоторых учащихся построить полноценный диалог и
с недостаточной развитостью коммуникативных УУД.
2.
Не
все
учащиеся
охотно
включаются
в
исследовательскую
деятельность, предпочитая не формулировать затруднение, а получить
готовый ответ. Однако с введением новых образовательных стандартов
число таких учащихся сокращается.