Технология и новейшие методы обучения иностранному языку
Автор: Вяткина Светлана Геннадьевна Должность: учитель иностранного языка Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: Учебно-методическая работа Тема: Технология и новейшие методы обучения иностранному языку Раздел: среднее образование
Учебно – методическая работа по теме «Технология и новейшие методы
обучения иностранному языку»
Учитель иностранного языка Вяткина Светлана Геннадьевна
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №37
имени Гаврила Гавриловича Новикова»
г.Кемерово
Содержание
1.Принципы обучения иностранному языку
2.Методы и приёмы обучения иностранному языку
3.Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Принципы обучения иностранному языку
В основе обучения любому предмету в школе, лежат дидактические
принципы – исходные положения, призванные определять стратегию и
тактику обучения в каждой « точке» учебного процесса, поскольку они
связаны
с
целями, содержанием,
методами, приёмами
организацией
обучения.
Принципы обучения можно рассматривать в двух планах: в теоретическом,
т.е. исследовательском, что помогает проникать в суть каждого из них, и в
практическом – для использования их в качестве правил при осуществлении
обучения.
В
обучении
любому
предмету
реализуются
дидактические
принципы.
Под
принципом
обучения
понимаются
исходные
положения,
которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и
проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Общедидактические принципы:
- принцип воспитывающего обучения;
Необходимо использовать каждую возможность для воспитания у учащихся
чувства любви к Родине, природе , уважения к людям. Воспитывать чувства
справедливости и добра. Помогать им учиться общению, нормам поведения
людей в обществе, прививать культуру речевого и неречевого поведения.
Поскольку результатом обучения учащихся иностранному языку является
формирования у них умения и навыков пользования языком как средством
общения, то ведущим принципом является
- принцип коммуникативной направленности
Принцип
коммуникативной
направленности
определяет
содержание
обучения, какие коммуникативные умения необходимо формировать, чтобы
учащийся мог осуществлять общение в устной и письменной формах.
Учителю нужно руководствоваться следующими правилами:
1.Отбор ситуаций;
2.Многократность и новизна;
3.Участие каждого в общении;
4.Благоприятные условия для общения на иностранном языке;
5.Коммуникативность заданий.
Принцип коммуникативной направленности в обучении должен пронизывать
весь учебный процесс. Опора на него должна иметь место при презентации
языкового
материала,
чтобы
учащиеся
видели
его
коммуникативную
функцию,
т.е.
знали
что
можно
с
помощью
данной
языковой
единицы
сообщить, о чём узнать, что выразить при тренировке в усвоении материала и
при применении в решении коммуникативных задач.
- принцип сознательности
Данный принцип предполагает отбор содержательно ценного для обучения
материала,
обеспечивающего
развитие
познавательных
способностей
учащихся.
Принцип
сознательности
обеспечивает
целенаправленное
восприятие и осмысление изучаемых явлений, их творческую переработку в
ходе выполнения речевых действий: от осознанного овладения действием к
автоматизированному его выполнению.
В обучении иностранному языку особая роль принадлежит
- принципу активности,
поскольку
овладение
изучаемым
языком
возможно
в
том
случае,
если
интенсифицирована учебная деятельность каждого учащегося, если каждый
является
активным
участником
учебного
процесса,
если
он
вовлечён
в
речевую деятельность и она выполняется им с желанием и интересом, а для
этого сама деятельность должна быть мотивирована во всех точках учебного
процесса и иметь для выполняющего её личностный смысл.
Особое место в изучении иностранных языков занимает
- принцип наглядности.
Наглядность в методике обучения языкам создаёт условия для чувственного
восприятия, привносит вторую действительность в учебно-воспитательный
процесс. Формирование умений связного высказывания и ведение беседы на
изучаемом языке в искусственных условиях изучения языка немыслимо без
широкого использования наглядности, позволяющей моделировать ситуации
общения, стимулировать монологическую и диалогическую речь.
- принцип доступности и посильности;
Действие данного принципа проявляется в том, чтобы обучение строилось на
уровне
возможностей
школьников,
чтобы
они
не
испытывали
непреодолимых трудностей;
- принцип
прочности
приобретает
особое
значение в
обучении
иностранному языку, поскольку изучение языка сопряжено с постоянным
ростом знания единиц языка и речи. Вводимые в память учащихся слова,
словосочетания
,разговорные
клише
должны
в
ней
удерживаться
и
сохраняться, чтобы учащийся мог их извлекать из неё при аудировании,
говорении, чтении и письме;
-принцип индивидуализации играет особую роль
Овладение
коммуникативной
функцией
иностранного
языка
предполагает
учёт
индивидуальных
особенностей
учащегося:
каковы
его
природные
данные, что он знает и умеет, к чему у него проявляется особый интерес.
- принцип опоры на родной язык
В
процессе
обучения
иностранному
языку
учитель
может
проводить
параллели с родным языком, использовать полученные ранее учащимися
знания, устанавливать общие закономерности, выявлять различия.
К важным методическим принципам следует отнести
-
принцип
дифференцированного
и
интегрированного
обучения
как
специфический для этого предмета.
Для каждого вида речевой деятельности характерен свой «набор» действий и
своё лексико- грамматическое оформление. Это позволило сформулировать
методический
принцип
дифференцированного
подхода
в
обучении
иностранному языку. При этом дифференциация осуществляется на разных
уровнях
обобщения
–
проводится
чёткое
разграничение
в
обучении
иностранному языку устной и письменной речи.
При обучении иностранному языку на начальном этапе осуществляется
процесс интеграции, который проявляется в том, что усвоение различных
аспектов языка, его фонетики, грамматики, лексики, происходит не отдельно,
а
интегрированно.
Учащиеся
схватывают
и
усваивают
их
в
процессе
выполнения речевых действий.
Принципы дифференциации и интеграции:
1.
Учёт специфики каждого вида речевой деятельности
2.
Использование речи учителя звукозаписи для аудирования
3.
Обучение
монологической
речи,
исходя
из
особенностей
каждой
формы
4.
Обучение чтению вслух на иностранном языке и про себя с учётом
особенностей каждой формы
5.
Отработка аспектов иностранного языка в речевых единицах.
В
основе
обучения
иностранному
языку
лежат
общедидактические
принципы: научность, доступность и посильность, наглядность в обучении,
индивидуальный подход в условиях коллективной работы.
Методы и приёмы обучения иностранному языку
В
методике
обучения
иностранным
языкам
слово
метод
сохраняет
своё
значение – путь к достижению поставленной цели, однако используется оно
для обозначения разных по масштабу путей.
Во-первых,
методом
называют
принципиальное
направление
в
обучении
иностранным
языкам,
характеризующееся
определёнными
целями,
содержанием и принципами обучения, например: грамматико-переводной,
прямой метод и др.
Во-вторых, слово метод обозначает путь-систему обучения внутри какого-
либо направления, отражающую концепцию автора.
В-третьих,
слово
метод
на
способ
упорядоченной
взаимосвязанной
деятельности
учителя
и
учащихся
внутри
какой-
либо
системы
на
технологическую операцию.
Организация и осуществление педагогического процесса происходит:
-посредством методов обучения, реализуемых в методических приёмах;
- с помощью разнообразных средств обучения;
- при использовании различных организационных форм работы учащихся;
- с учётом возраста учащихся, уровня их подготовки и общего развития,
степени обученности и т. д.
Изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению
речевыми
умениями,
реализующими
коммуникативную
сущность
языка-
служить
средством
общения,
расширению
кругозора
и
развитию
интеллектуальных возможностей школьника.
Учение
представляет
собой
активный
процесс,
осуществляемый
через
вовлечения обучающегося в различного рода деятельность.
Методы,
используемые
учителем,
должны
отражать
его
организующую,
обучающую
и
контролирующую
функции
и
обеспечивать
учащемуся
возможность ознакомления, тренировки и применения для достижения целей.
К основным методам – основным технологическим операциям – следует
отнести ознакомление, тренировку и применение и сопутствующим
каждому – контроль, включающий коррекцию и оценку.
Организация ознакомления с «порцией» учебного материала включает:
1)
показ. Учитель может сопровождать показ некоторыми пояснениями;
2)
объяснение, побуждающее обучаемого к размышлению.
Через
показ
и
объяснение
осуществляется
ознакомление
учащегося
с
учебным материалом, понимание и осознание его, а также создаётся
у
обучаемого
готовность
к
осуществлению
тренировки.
Благодаря
тренировке
память
учащегося
обогащается
новыми
единицами
иностранного языка и вырабатывается автоматизм в их употреблении.
При
применении
новой
лексики
организующая
функция
учителя
проявляется наиболее чётко. Ему нужно создать благоприятные условия,
доброжелательную атмосферу для нормального протекания речевого
акта. Необходимо, чтобы школьники стремились понимать содержание и
смысл
прослушанного
или
почитанного
текста
и
не
боялись
сделать
ошибку.
Ценность тренировки заключается в том, что она позволяет учащемуся
сосредоточить внимание на усваиваемых единицах языка в речи ( на
форме, значении ) и обеспечивать запоминание их. При тренировке особая
роль
принадлежит
контролю,
поскольку
происходит
формирование
навыков.
В
применении
контролируется
сформированность
речевых
умений: понимание речи на слух, говорение, чтение и письмо. Итак,
методы
указывают
на
деятельность,
организуемую
учителем
и
осуществляемую учащимися в процессе обучения иностранного языка.
Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Современный период времени
модернизации образования требует
внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель
творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном
измерении.
Такими
инновационными
технологиями
являются:
развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, игровое
обучение, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные .
При такой целевой установке познавательные универсальные действия
являются одним из ведущих компонентов образовательного стандарта.
Это объясняется тем, что одной из составляющих психического развития
ребёнка
является
его
познание,
подразумевающее
сформированность
научной картины мира, способности управлять своей интеллектуальной
деятельностью, развитие логического, творческого мышления, памяти,
внимания, рефлексии. В связи с этим, познавательные универсальные
действия включают:
- действие по извлечению информации;
-
способность
ориентироваться
в
системе
знаний
и
осознать
необходимость нового знания;
-способность делать предварительный отбор источников информации для
поиска нового знания.
Технология
проблемного
обучения
предполагает
самостоятельное
решение
познавательных
и
творческих
задач
через
критическое
переосмысление
и
приумножение
знаний
и
умений;
и
позволяет
реализовать
условия
формирования
у
учащихся
познавательных
универсальных действий: создание атмосферы сотворчества в общении,
включение эмоциональной сферы школьника, личная заинтересованность
ученика.
Одним
из
способов
активизации
учащихся
в
процессе
обучения
иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда
ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е.
активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный
проект-
это
комплекс
поисковых,
исследовательских,
графических
и
других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью
практического или теоретического решения значимой проблемы.
Основными целями проектной методики являются:
1)
самовыражение
и
самосовершенствование
учащихся,
повышение
мотивации обучения, формирование познавательного интереса;
2)
реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие
речи, умение грамотно и аргументированно преподнести исследуемый
материал, вести дискуссионную полемику;
3)
продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной
зрелости.
Виды проектов:
1)
ролевые игры, драматизация, инсценировки ( сказки, праздники и т.д.)
2)
исследовательские ( страноведение, исторические и т.д.)
3)
творческие ( сочинение, перевод, сценарии и т.д.)
Проектный
метод
помогает
развивать
языковые
и
интеллектуальные
способности,
устойчивый
интерес
к
изучению
языка,
потребность
в
самообразовании.
В
конечном
итоге
предполагается
достижение
коммуникативной
компетенции,
т.
е.
определённого
уровня
языковых,
страноведческих,
коммуникативных
умений
и
речевых
навыков,
позволяющих осуществлять иноязычное общение.
Применение метода проектов в школе – это один из самых мощных стимулов
мотивации
изучения
иностранных
языков,
самый
творческий
вид
деятельности. Учащиеся применяют на практике приобретённые знания и
сформированные речевые навыки и умения. Кроме того, проблемность и
разнообразие
форм
и
видов
данной
технологии
предполагает
наличие
межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое представление о
мире,в
котором
он
живёт,
о
взаимосвязи
явлений
и
предметов,
о
многообразии материальной и художественной культуры.
Одно из главных условий эффективности учебной деятельности – атмосфера
доброжелательности,
взаимопонимания,
доверия,
творчества,
поощрения
познавательной активности школьников.
С помощью проектной методики решаются следующие задачи:
-расширяется кругозор учеников;
-закрепляется лексико-грамматический материал.
Данная методика даёт возможность глубже изучить тему, развить творческие
спо собно сти
учащихся,
учит
общению,
умению
п ол ь з о ват ь с я
грамматическими
структурами,
исчезает
страх
ведения
беседы
на
иностранном языке.
Таким
образом,
метод
проектов
позволяет
реализовать
не
только
образовательные
задачи,
но
и
социокультурные,
воспитательные,
задачи
гуманизации образовательного процесса.
Информационно-
коммуникационные
технологии
являются
мощным
средством обучения, контроля и управления учебным процессом, так как- это
важнейший параметр современной социокультурной системы.
Интернет- ресурсы привычное и удобное средство знакомства с культурой
других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый
источник образовательного процесса.
Именно поэтому, в основе системного подхода к реформированию методов
обучения иностранному языку с использованием новых информационных
технологий
лежит
концепция
информационно-
обучающей
среды
(ИОС),
которая рассматривается в тесной связи с системой развивающего обучения.
Информационно-
обучающая
среда
представляет
собой
совокупность
условий, которые не только позволяют формировать и развивать языковые
знания, умения и навыки, но и способствуют развитию личности учащегося.
Педагогическая актуальность, формируемой в информационно- обучающей
среде системы языковых знаний и умений состоит в том, что обучаемому
должна быть предложена для усвоения именно такая система знаний, которая
ему необходима на данном этапе своего развития, впоследствии дающая
возможность решать задачи возрастающего уровня сложности.
Задачи ИОС по изучению иностранного языка:
- обеспечение условий для творческого освоения письма, а также речевых
умений и навыков;
-интеграция
различных
форм
и
стратегий,
направленных
на
развитие
самостоятельной познавательной учебной деятельности обучаемых;
- повышение мотивационной насыщенности учебного процесса;
- организация познавательной коммуникационной деятельности с носителями
языка и членами сетевого сообщества, изучающего иностранный язык;
- формирование на базе языковых знаний современной информационной
культуры, позволяющей работать в компьютерной среде.
Участие в информационно- коммуникационной педагогической деятельности
способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной
компетенции
:
языкового,
социокультурного,
п о зн а вате л ь н о го ,
лингвострановедческого.
Таким
образом,
инновационные
технологии
существенно
обогащают
и
разнообразят преподавание иностранных языков.
На
смену
монотонной
работе
приходит
творческий
поиск,
в
процессе
которого формируется личность нового типа, активная и целеустремлённая,
ориентированная на постоянное самообразование и развитие.
Список литературы
1.
Бим И.Л. Личностно – ориентированный подход – основная стратегия
обновления школы /И.Л. Бим //Иностранные языки в школе.-
2002- №2.
2.
Вайсбурд М. Л. Методы обучения. Выбор за вами // Иностранные
языки в школе. 2000. №2.
3.
Великанова
А. В. Компетентностно – ориентированный
подход
к
образованию / выпуск 2. Самара: Профи- 2007.
4.
Витлин Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в
ХХ веке //Иностранные языки в школе. 2001.