познавательно- исследовательский проект "Путешествие по Югорскому краю"
Автор: Гостева Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 65 "Фестивальный" Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область Наименование материала: педагогический проект Тема: познавательно- исследовательский проект "Путешествие по Югорскому краю" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 65 «Фестивальный»
Познавательно-исследовательский
проект
«Путешествие по Югорскому краю»
Подготовила:
Гостева Лариса Николаевна
Пояснительная записка
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время
уделяется
особенное
внимание.
С
принятием
закона
Российской
Федерации
«Об
охране
окружающей
природной
среды»
от
12.03.
2014г.
№7
–
ФЗ
и
закона
«Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ созданы предпосылки
правовой базы для формирования системы познавательного воспитания детей.
Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы
непрерывного
экологического
образования,
первым
звеном
которого
является
дошкольное.
Именно
в
этом
возрасте
закладывается
мировоззрение
человека,
его
о т н о ш е н и е
к
о к р у ж а ю щ е м у
м и р у .
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания
между
родителями
и
педагогами.
И
родители
должны
осознавать,
что
они
воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком
о б о г а щ а е т
е г о ,
ф о р м и р у е т
е г о
л и ч н о с т ь .
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной
из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью,
только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с
б о л ь ш о й
б у к в ы ,
ч е л о в е к а
э к о л о г и ч е с к и
г р а м о т н о г о .
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им
уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в
деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической
точки
зрения,
расточительная,
ведущая
к
нарушению
экологического
равновесия.
Тема проекта великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с
родителями
многообразия
жизни
в
округе
и
его
природоохранных
объектов.
Конечно, важна здесь и направляющая роль воспитателя как координатора, человека,
который подсказывает и помогает найти закономерности и зависимости, поможет
с и с т е м а т и з и р о в а т ь
п о л у ч е н н ы е
з н а н и я .
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей)
организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни в нашем
округе.
Эти
дети
путешествуют
с
родителями,
им
интересно
рассматривать
энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное
информационное
поле,
сведения,
которыми
они
могли
бы
поделиться
с
другими
детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их,
используя
ту
информацию,
которой
поделились
другие.
И
в
результате
все
дети
п о с т е п е н н о
б у д у т
в т я н у т ы
в
п р о ц е с с
п о з н а н и я .
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечат-лений,
любознательность, постоянное стремление наблюдать и самостоятельно искать новую
информацию
традиционно
рассматри¬ваются
в
педагогике
как
важнейшие
черты
детского поведения. Именно поэтому, каждое исследование, проведенное ребенком
при
поддержке
родителей,
будет
способствовать
развитию
самостоятельности
мышления,
помогать,
ребенку
сформировать
уверенность
в
собственных
возможностях, это своеобразная поисково-познавательная деятельность дошкольника,
направленная на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической
деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным
до стоянием
ребенка,
соединяя
в
себе
знания,
умения,
и
ц е н н о с т и .
Все это позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность,
развивать творческие начала и умственные способности, способствовать развитию
целеустремленности, настойчивости, учить общаться со сверстниками и взрослыми.
О с н о в н а я
ч а с т ь
В рамках исследования экологического воспитания детей дошкольного возраста и с
целью
привлечения
родителей
к
данной
проблеме
решила
составить
проект
« П у т е ш е с т в и е
п о
Ю г о р с к о м у
краю».
Участники
проекта:
р од и т е л и ,
во с п и т ат е л и ,
д е т и
с т а р ш е й
г р у п п ы
.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае ХМАО-
Югра.
Задачи:
1.Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае,
его
природных
богатствах,
дать
общие
представления
о
народах
Севера.
2.Развивать
познавательную
активность
и
формировать
экологическую
культуру.
3.Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру,
формировать
бережное
отношение
к
родному
краю,
его
природным
богатствам.
4.Приобщение
родителей
к
реализации
поставленных
целей
и
задач
проекта.
Продукт
проекта:
макеты
природных
зон
с
обитателями
крайнего
Севера,
национальных жилищ коренных жителей округа, выставка детской художественной
литературы народов ханты и манси, совместные детско-родительские мини-проекты о
жизни и условиях в природных зонах, картотека игр народов ханты и манси, куклы в
н а ц и о н а л ь н ы х
к о с т ю м а х .
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
Первый
этап: организационно-подготовительный.
На
этом
этапе
проводится
диагностическая
и
просветительская
деятельность
с
родителями
и
детьми.
•Родительские
собрания.
Проводятся
с
целью:
знакомство
родителей
с
экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с
д е т ь м и ,
н а п р а в л е н н о й
н а
п о з н а н и е
о к р у ж а ю щ е г о
м и р а ;
•Анкетирование
родителей,
позволяющее
выявить
степень
их
интереса
к
данной
ф о р м е
р а б о т ы ;
•Консультации
на
тему:
«Роль
семьи
в
развитии
познавательной
активности
дошкольников»;
• С о з д а н и е
п л а н а
р а б о т ы
с
д е т ь м и
и
р о д и т е л я м и .
• О р г а н и з а ц и я
у с л о в и й
д л я
р е а л и з а ц и и
ц е л е й
и
з а д ач
п р о е к т а .
Второй
этап: основной
(организация
взаимодействия
родителей
и
детей).
На
основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и
детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития
ребёнка
решающее
значение
имеет
не
обилие
знаний,
а
способ
их
усвоения.
Совместная
деятельность
основывается
на
поддержании
детской
инициативы
и
исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск
разных
материалов
или
объектов
окружающего
мира.
При
необходимости
организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим,
т а к
и
о п ы т н ы м
п у т ё м .
Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более
продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и
иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль
в з а и м од е й с т в и я
с
р е б ё н ко м .
С о т р уд н и ч е с т в о
с п л ач и в а е т
с е м ь ю .
Третий этап: итоговый. Выявить уровень познавательной компетентности родителей
и детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни в округе.
Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в
повседневной самостоятельной
деятельности.
Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр.
Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
- Активное участие родителей и детей в организации и проведении совместных
мероприятий;
- Повышение уровня знаний детей дошкольного возраста о родном крае ХМАО-Югра.
План работы по реализации проекта
СЕНТЯБРЬ
1. Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте.
2. Анкетирование с родителями «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
3. Оформление фотостенда в группе «Природа нашего края».
4. Создание стенгазеты родителями, «Жители округа».
ИТОГ:Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы
дошкольников.
Получение и анализ первичной информации. Распространение педагогических знаний
среди родителей.
ОКТЯБРЬ
1. Провести консультацию на тему: «Роль семьи в развитии познавательной
активности дошкольников».
2. Подбор информации «Заповедники Югры».
3. Привлечь родителей к пополнению мини-музея «Югорский край» в группе.
4. Создание экологических знаков «Берегите животных (растений, рыб, птиц).
ИТОГ:Знакомство родителей с перспективами работы по развитию детей группы.
Помощь в обогащении предметно-развивающей среды. Наглядная информация по
теме.
НОЯБРЬ
1. Разработка тем для детских исследований.
2. Викторина для детей «Заповедник Малая Сосьва».
3. Домашнее задание для родителей «Игры народов ханты и манси»
ИТОГ:Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к
теме исследования,
Помощь в обогащении предметно-развивающей среды
ДЕКАБРЬ
1. Открытое занятия для родителей, по формированию экологических представлений у
детей.
2. Изготовить совместно с детьми макет «Тайга».
3. Беседа с родителями, с предварительным анкетированием на тему «Наш край -
Югра».
4. Консультация для родителей «Коренные жители Югры»
ИТОГ:Систематизация накопленных знаний. Макет.Получение новых
знаний.Наглядная информация.
ЯНВАРЬ
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу».
2. Провести конкурс для родителей на лучшую игру для детей.
3. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй наш
край».
4. Изготовить фотоальбом о природе округа и ее обитателях.Рассказать, как с помощью
игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать
несколько примеров игр.
ИТОГ:Создание картотеки игр.Наглядная информация
ФЕВРАЛЬ
1. Экологическая викторина для детей «Природа – наш дом»
2. Домашнее задание – люди, каких национальностей живут на Югорской земле.
3. Конкурс рисунков родителей и детей на тему «Я живу в Югре».
ИТОГ:Сбор информации по теме. Альбом о коренных жителях. Выставка рисунков
МАРТ
1.Подбор видеороликов о жизни животных и растений в округе
2.Проведение открытого занятия с детьми для родителей "Чудесный мир заповедника
"Малая Сосьва"
3.«Красная книга»- что это?
4. Подготовка выставки книг о природе
ИТОГ:Видеотека о жизни животных и растений в природных зонах. Совместно с
родителями подобрать информацию о редких экземплярах флоры и фауны округа.
АПРЕЛЬ
1. Изготовить макет «Стойбище».
2. Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими
яркие особенности природного края (жизнь растений, животных, человека)
3. Изготовить фото стенд из фотографий «Птицы округа ».
4. Экологическая викторина с участием родителей и педагогов ДОУ.
ИТОГ: Макет. Презентации с подбором характерных картинок природных зон. Подбор
фотографий. Умение интересно подготовить познавательную информацию.
МАЙ
Родительское собрание. Итоги совместного детско-родительского проекта.
Анкетирование родителей.Результаты диагностики познавательной активности
детей.Выводы о проведенной работе.
Формы и методы работы с родителями:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления компетентности родителей
по данной теме.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-
шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и
сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат, совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические
ширмы, почтовый ящик.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в
уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы.
- Выпуск газет, фотогазет, альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Примерная тематика ширм для родителей.
1. Люби и знай родной наш край.
2. Герб Ханты-Мансийского автономного округа.
3. Стихи и песни о Югре
4. Коренные народы Югорского края.
5. Традиции и быт народов Севера
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Природа Югорского края
9. Защитим друзей леса!
10. Животный мир Югры.
11. Сбережем нашу елочку.
12. Растительный мир Югры.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями.
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями округа, рассказать
об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах нашего округа, рассказать, какие
знания
можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить
наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой;
каким кормом можно кормить.)
5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как
вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними,
охрана ядовитых растений).
Анкета для родителей «Знаете ли вы?»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы. Заранее благодарны.
1. Как назывался наш край издревле?
_______________________________________________________
2. Какая ягода меняет свой цвет три раза?
_________________________________________________
3. Какую ягоду можно собирать два раза в год?
_____________________________________________
4. Какое растение называют «сибирским кипарисом»?
__________________________________________
5. Какая птица у народов ханты и манси считается священной?
________________________________
6. Какие цвета присутствуют в гербе нашего округа?
_________________________________________
7. Что такое «сах», «гусь», «малица»?
______________________________________________________
8. Что считается «зеленым золотом»?
________________________________________________________
9. Назовите самые большие реки
округа._____________________________________________________
10. Какие наиболее крупные месторождения нефти и газа вы
знаете.____________________________
11. Назовите крупные заповедники на территории
округа.______________________________________
12. Назовите жидкое полезное
ископаемое.____________________________________________________
Заключение
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у
дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно
организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и
непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую
ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать
экологически грамотного человека.