Развивающее пространство ДОУ как эффективное условие достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
Автор: Буянова Валентина Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с "Алёнушка" Населённый пункт: Забайкальский край Агинский район ПГТ Новоорловск Наименование материала: Статья Тема: Развивающее пространство ДОУ как эффективное условие достижения планируемых результатов освоения образовательной программы. Раздел: дошкольное образование
Развивающее пространство ДОУ как эффективное условие достижения
планируемых результатов освоения образовательной программы.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не
оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Е. И. Тихеева
Система дошкольного образования на современном этапе характеризуется
сменой ценностных, мотивационных установок, что нашло свое отражение в
ФГОС ДО. Стержневыми задачами в связи с этим становятся: позитивная
социализация,
индивидуализация
развития
ребенка,
поддержка
детской
инициативы.
Для
осуществления
поставленных
задач
необходимо
создание
такого
развивающего
пространства
в
дошкольном
учреждении,
которое
должно
обладать
новизной,
привлекательностью
и,
откликаясь
на
новые
образовательные
задачи,
легко
трансформироваться,
быть
доступным
и
безопасным, насыщенным и полифункциональным, т.е. соответствовать всем
требованиям ФГОС ДО.
Что подразумевается под развивающим пространством?
Понятие
развивающего
пространства
определяется
как
«система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая
содержание его духовного и физического развития» (С. JI. Новоселова). Одним
из
первых
предложил
рассматривать
среду
как
условие
оптимального
саморазвития
личности
выдающий
философ
Жан
Жак
Руссо.
По
словам
французского педагога Селестен Френе «благодаря среде ребенок сам может
развивать свои индивидуальные способности и возможности”. Роль взрослого
заключается в правильном моделировании такой среды, которая, способствует,
максимальному развитию личности ребенка .
Современные ученые и педагоги - Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. и
другие - считают, что, насыщение окружающего ребенка пространства должно
претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов
детей
дошкольного
возраста.
В
такой
среде
возможно
одновременное
включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую
деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Организуя
развивающую
среду,
педагоги
должны
учитывать
все,
что
будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого
ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их
здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень
общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Чтобы развить эти качества одним из необходимых условий становится
создание
развивающего
пространства
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
как
эффективное
условие
достижение
результатов
освоения
образовательной программы дошкольного образования.
Согласно
принципам
и
требованиям
ФГОС
в
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении
создана
уникальная
развивающая
предметно-
пространственная
среда,
которая
соответствует
пяти
приоритетным
направлениям
ДОУ:
физкультурно
-
оздоровительному,
познавательному,
речевому, художественно – эстетическому, социально-коммуникативному.
Все это позволяет педагогам решать конкретные целевые ориентиры,
привлекая
детей
к
процессу
познания
окружающего
мира,
развивая
в
них
личность, способную самостоятельно делать выбор, отстаивать свои взгляды,
принимать решения, проводить эксперименты и различные исследования как
индивидуально, так и совместно с взрослыми. В МДОУ созданы и работают 5
больших развивающих центров, которые объединяют в себе 15 мини- центров:
1.
Центр социальной адаптации;
2.
Центр «Эрудит»;
3.
Художественно-эстетический центр;
4.
Экологический центр;
5.
Компьютерный класс.
Например, в экологическом центре организована опытно-экспериментальная
лаборатория «Почемучки», где дети проводят простейшие опыты; оранжерея,
отражающая разные климатические зоны; уголок подводного царства, где дети
знакомятся с обитателями подводного мира и используют нетрадиционные
методы закаливания на морском дне; природоведческий мини- музей «Край
родной» с гербарием, образцами минералов нашего региона; Красная книга
Забайкалья.
Эти
центры
служат
для
организации
свободной
деятельности
детей,
свободное перемещение по зданию детского сада, т.е. фактический
выход
ребенка за рамки группового помещения. Это помогает детям самостоятельно
осуществлять
поиск,
развивать
пространственную
ориентацию,
проводить
процесс исследования, учитывая познавательную направленность центров, а не
получать готовые знания от педагога.
Учитывая условия развивающего пространства в соответствии с ФГОС
ООП
ДО,
где
каждый
ребенок
имеет
возможность
для
самостоятельной
и
совместной
деятельности,
полноценного
физического,
эстетического,
эмоционального, познавательного и социального развития. В группах уютно,
комфортно,
организованы
специальные
зоны
для
различных
видов
деятельности
детей,
оснащены
разнообразным
игровым
оборудованием,
дидактическим
материалом.
Имеется
место
для
уединения
детей:
игровые
подиумы, кукольные домики, детские мини – библиотеки, ширмы: для девочек
и мальчиков, театрализованной деятельности, сюжетно – ролевых игр.
Таким
образом,
организуя
развивающее
пространство
и
соблюдая
условие эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учётом
его
склонностей,
интересов,
уровня
активности,
ДОУ
тем
самым
успешно
реализует
планируемые
целевые
ориентиры
образовательной
программы
детского сада, что влияет на качество образования.