Воспитание валеологической культуры дошкольников в условиях модернизации образования.
Автор: Попова Светлана Анатольевна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"с.Никольское"МО "Енотаевский район" Населённый пункт: с.Никольское,Енотаевский район,Астраханская область Наименование материала: Отчет по инновационной работе в ДОУ. Тема: Воспитание валеологической культуры дошкольников в условиях модернизации образования. Раздел: дошкольное образование
Проблема воспитания валеологической культуры у дошкольников - одна из
актуальных на сегодняшний день. Актуальность объясняется снижением
здоровья современных детей. Имеется в виду их психическое и физическое
здоровье.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для
воспитания здорового человека, правильного формирования личности
большое значение имеют условия его жизни, особенно в период
дошкольного детства.
Под понятием "здоровье" в современном цивилизованном обществе
подразумевается не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и
полное физическое, духовное, социальное благополучие индивидуума.
Исследования показывают, что здоровье человека более чем на 60% зависит
от образа жизни. Крупнейший российский микробиолог И.И. Мечников
считал, что самое главное-это научить человека выбирать полезное для
здоровья и отказываться от всего вредного.
Таким образом,
важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для
человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ
жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное
поведение в различных ситуациях.
Углубленную работу по воспитанию валеологической культуры у детей в
МБДОУ ведется не первый год. Вначале данной работы педагогами ДОУ
были установлены следующие задачи:
формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей
ценности и мотивации к здоровому образу жизни;
накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков,
поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
становление валеологической компетентности ребенка как готовности
самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной
медицинской, психологической помощи.
Кроме того педагогами было определенно важное условие, которое
заключается в том, что воспитания и развития ребенка является и создание
валеологически развивающей среды.
В ДОУ есть большие возможности для воспитания у детей валеологической
культуры: физкультурный зал (музыкальный зал), мед. кабинет;
разнообразные приспособления для самомассажа.
Воспитатели оформили физкультурные уголки, оснащенные атрибутами,
необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей,
бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Кроме того оформляют и постоянно
обновляют папками-передвижками на различные тематики о здоровье,
разводят совместно с детьми и родителями растении, которые приносят
человеку пользу. Оформлена зона тишины и покоя, позволяющая ребенку
отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой.
Также в решении данной проблемы педагогами нашего дошкольного
учреждения был налажен тесный контакт с родителями дошкольников.
Работа осуществлялась с помощью следующих форм взаимодействия с
родителями: дни открытых дверей; родительские собрания, семинары-
практикумы, консультации; педагогические беседы с родителями
(индивидуальные, групповые по проблемам); показ занятий для родителей;
совместные занятия для детей и родителей; круглые столы с привлечением
специалистов (медсестра); дни семейных увлечений "Что умею сам - научу
детей"; "Справочное бюро". Таким образом, в данной работе педагогическому
составу удалось сделать родителей своими помощниками и союзниками.
Большая работа проводится с детьми. Педагоги проводят с дошкольниками
различные занятия, развлечения, праздники, конкурсы и разнообразные
игры.
Итак, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания
здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится
проявлять ее
.
Мероприятий по воспитанию валеологической культуры свидетельствует
положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников:
сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес
детей к оздоровлению собственного организма, сформировались навыки
ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы
физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.
Считаем, что важно с самого детства формировать у человека
валеологическую культуру. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к
жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет
действительно здоров.