Напоминание

"Сложение чисел с разными знаками."


Автор: Овчинникова Ольга Викторовна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ АСОШ
Населённый пункт: х.Апаринский Усть-Донецкого района Ростовской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Сложение чисел с разными знаками."
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока:
Сложение чисел с разными знаками.
Цели урока:
 организовать поисковую деятельность учащихся при выводе правила сложения чисел с разными знаками;  упражнять учащихся в сложении чисел с разными знаками и научить применять его при решении примеров и задач.
Тип урока:
урок изучения нового учебного материала.
Методы:
эвристическое изучение (эвристическая беседа, постановка познавательных задач).
Метод преподавания:
побуждающий.
Метод учения:
поисковый.
Оборудования урока:
учебник «Математика-6» (авторы: Н.Я Виленкин, В.И. Жохов , М., 2006); таблица « сложение чисел с разными знаками». ХОД УРОКА
I. Повторение пройденного учебного материала
(8–9 мин.) 1) Устный счет: а) – Какое число получится при сложении отрицательных чисел? – Сложите: – 9 и – 3 – 2 и –8 – 17,3 и – 3,7 – 4,8 и 4,8 – Выполните сложение: – 5 + (– 11) = – 2 + (– 8) = – 6 + (– 4) = – 1,2 + (– 2,3) = – Какое из чисел имеет больший модуль? – 45 или – 12 6 или –38
– 193 или 13 54 или – 36 б) По плану завод должен был выпустить 1200 машин. Однако он перевыполнил план на 3%. Сколько машин выпустил завод? (1236). При затруднениях учащимся даются наводящие вопросы: 1) Сколько машин составляет 3% от 1200? 2) Сколько машин выпустил завод при 3% перевыполнении? в) При каких значениях х и у верно равенство: х + у = 0 Наводящий вопрос: Сумма каких двух чисел равна нулю? (Когда значения х и у – противоположные числа). 2) Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала
(10 мин.) Вновь вводимое понятие: правило сложения чисел с разными знаками. Проблемную ситуацию создать с помощью упражнений на сложение чисел с разными знаками. Найдите сумму чисел (не пользуясь числовой прямой): а) 25 + (– 17) = б) 18 + (– 8) + (– 1) = в) – 14 + (– 8) +3 = Решение: б) 13 + (– 8) + (– 1) = 13 + ( – 9) = 4; в) – 14 + (– 8) + 3 = – 22 + 3 = – 19. Другая запись решения: б) – 8 + (– 1) = – 9; – 9 + 13 = 5; в) – 14 + ( – 8) = – 22; – 22 + 3 = –19. – Решите задачу, не пользуясь числовой прямой (педагогическая подсказка, помогающая решению проблем): а) «За первую половину дня температура изменилась на 120. за вторую – на – 50. Как изменилась температура за день?» Решение: 12 + (– 5) = 7. б) «В первую половину ночи температура изменилась на 4 0 , во вторую – на – 10 0.На сколько градусов температура изменилась за ночь?».
Решение: 4 + ( – 10) = – 6. Решение задач: 12 + ( –5) = 7; 4 + ( – 10) = – 6. записывается на доске и путем сравнения (аналогии) ученики легко находят верное решение примеров.
Учитель:
Путем сравнения знаков у суммы со знаками слагаемых установите:  Какой знак имеет сумма двух чисел с разными знаками?  Как найти модуль суммы?
Учитель:
Сформулируйте общее правило сложения чисел с разными знаками. Прочитайте это правило по учебнику (п.33).
III. Закрепление изученного материала
(23 мин.) 1. Решить № 1061–1063, используя координатную прямую, заранее начерченную на доске. 2. Решить № 1066 ( а; в; д) на доске и в тетрадях, № 1066 ( б; г; е; ж; ) самостоятельно. Решение. а) 26 + (– 6) = 20; б) – 70 + 50 = – 20; в) – 17 + 30 = 13; г) 80 + (– 120) = – 40; д) – 6,3 + 7,8 = 1,5; е) – 9 + 10,2 = 1,2; ж) 1 + (– 0,39) = 0,61. В ходе выполнения упр. № 1066 проверяется умение отдельных учащихся применять выведенное правило, осознанность их действий, понимание его содержания. – Назовите модули слагаемых. – Какой знак будет иметь сумма? – Как найти модуль суммы? 3. Найдите значения суммы и сравните его с каждым слагаемым: а) 18 + 42 б) – 7 + (– II)
в) – 12 + 8 г) 15 + (– 7) Вопрос учителя к классу: – Сравните полученные суммы с первым слагаемым. – Как изменяется сумма по отношению к первому слагаемому?
Вывод учащихся:
прибавление положительного числа означает увеличение, а отрицательного – уменьшение. 4. Решить № 1064 самостоятельно. 5. Решить № 1071 (а, б).
IV. Повторение ранее изученного материала:
а) Решить задачу № 1079 (1) на доске и в тетрадях. Решение. 140 * 3 = 420 (км) проехали в третий день. 240 + 140 + 420 = 800 (км) – проехали за три дня. 230 * 5 = 1150 (км) – проехали за пять дней. 1150 – 800 = 350 (км) – проехали в пятый день. Ответ: 350 км. б) Решить № 1073 (б). Ответ: – 9.
V. Итог урока. Самостоятельная работа
На применение известных знаний в новых ситуациях. Перед выполнением самостоятельной работы слабым учащимся дать указание решать по частям, написать на карточках алгоритм сложения двух чисел с разными знаками. а) Определить знак суммы; б) Найти модуль суммы. Задание классу.
Учитель:
Самостоятельно выполните из учебника упр. 1067, стр. 182.
Прибавьте: а) к сумме – 6 и – 12 число 20; б) к числу 2,6 сумму – 1,8 и 5,2; в) к сумме – 10 и – 1,3 сумму 5 и – 8,7; г) к сумме II и – 6,5 сумму – 3,2 и – 6,8. Работа выполняется в четырех вариантах по кольцу; первый вариант начинает с буквы a, второй – с буквы б , третий – с буквы в , четвертый – с буквы г . В дальнейшем учащиеся руководствуются указаниями рубрик «при ответе» и « решайте»: – 15 2 –5,5 6 а б в г
VI. Домашнее задание:
выучить правила п.33, решить № 1081 (а – г), № 1083(а), 1085.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники