ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Автор: Кравченко Ольга Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №69 ВЫБОРГСКОГО Р-НА Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в старшем дошкольном
возрасте
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский.
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей,
ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает
формироваться уже в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной
работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.
Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат
длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется
под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в
семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе.
В своей работе над воспитанием патриотических чувств основной задачей было– как
можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие
черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным
гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому
саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны,
любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к
доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Была разработана и запланирована система работы по патриотическому воспитанию в
подготовительной к школе группе. Это и совместные экскурсии и прогулки по Москве, и
праздники посвященные нашей большой родине России, и знакомство с народными
промыслами, и конкурс чтецов «Моя Москва», и проектная деятельность «Я иду, шагаю
по Москве» и еще многое другое.
Для более эффективной работы по формированию патриотических чувств привлекали
родителей, использовали тесную связь с семьей. Для детей очень важную роль имеет
пример взрослых, а особенно его семьи самых близких для ребенка людей. Успеха в
патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать
и любить историю своей страны, своего города.
Родители вместе с детьми изготавливали проекты, помогали составить рассказ о родном
городе, на основе этих работ была создана книга «Моя Москва».
Перелистывая страницы этой книги дети знакомились с достопримечательностями
города, вновь «посещали» знакомые места: скверы, бульвары, переулки. Попадали в
сказочную атмосферу театра или познавательную - музея. Могли сами обмениваться
опытом. Рассказывали друг другу о том, что интересного узнали или увидели, гуляя по
родному городу.
Был проведен ряд мероприятий посвященных дню Победы: посещение школьного
музея боевой славы, вместе с родителями дети готовили рассказ о своих
родственниках, принимавших участие во второй мировой войне, вместе с музыкальным
руководителем была подготовлена и проведена музыкально- литературная композиция
«Никто не забыт, ничто не забыто», возложение цветов к памятнику Генерала
Кузнецова. Многие дети вместе с семьями приняли активное участие в акции
проходившей 9 мая – Бессмертный полк.
Положительного результата можно достигнуть только тогда, когда сам взрослый будет
восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы вместе с родителями – воспитать
гражданина Российской Федерации, патриота, любящего и гордящегося своей родиной,
страной, городом, в котором он живет.
Планирование работы по патриотическому воспитанию детей в
подготовительной к школе группе.
Сентябрь
- «Москва – столица России». Беседы о родном городе
- Рассматривание иллюстраций с изображением древней Москвы.
- Прогулка в Московский кремль
(с родителями).
- Оформление выставки «С днем рождения, Москва» с использованием рисунков детей
Октябрь
- «Моя Родина – Россия».
- Знакомство с народными промыслами
(Гжель. Хохломская роспись, Жостовские подносы, Дымковская игрушка).
- Викторина «Мастера - земли русской»
Ноябрь
- Музыкальный праздник «Моя Россия».
- Музыка: слушание песен о России и Москве.
- Оформление выставки по Народным промыслам с использованием работ детей и мастеров
- ремесленников.
Декабрь
- Достопримечательности столицы. Просмотр презентации о достопримечательностях
Москвы: Третьяковской галерее, Кремле, Храме Христа Спасителя.
- Беседа о значении пословиц: «Москвой – столицей весь народ гордится», «Видна из
Кремля вся российская земля», «Москва – всем городам мать»
Январь
- Проектная деятельность
«Я иду, шагаю по Москве».
(Изготовление проектов вместе с родителями, подготовка рассказов о родном городе.)
- Изготовление книги « Моя Москва» с использованием рисунков и проектов детей
Февраль
- «Москва и ее защитники в годы войны».
- Чтение художественных произведений о войне, пословиц и поговорок об армии,
рассматривание книжных иллюстраций.
- Слушание песен военных лет.
- Подготовка к оформлению выставки «Никто не забыт, ничто не забыто» с
использованием семейных фотографий, боевых орденов и медалей.
- Досуг, посвященный Дню армии
Март
- Конкурс чтецов «Моя Москва».
- Просмотр презентации «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва…»
Апрель
- Оформление выставки ко дню космонавтики.
- Посещение библиотеки. Беседа на тему « Кто прославил нашу Родину».
- Викторина «Космическое путешествие».
Май
- Оформление выставки ко дню Победы.
- Проектная деятельность «Мой прадедушка – герой».
- Посещение музея «Боевой славы».
- - Литературно музыкальная композиция, посвященная Дню Победы.
- Беседы о подвигах во время войны.
- Участие в торжественной линейке и флешмобе, посвященному дню победы.
- Участие в акции «Бессмертный полк»
Июнь
- Разучивание и чтение литературных произведений о родном крае – России.
- Беседы «Что зовем мы Родиной?»
- Викторина «Символы нашего государства».
- Досуг. Литературно - музыкальная композиция, посвященная дню России