Развитие детей раннего возраста посредством сенсорно-двигательных игр
Автор: Гребенникова Елена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №18 "Улыбка" города Нерюнгри Населённый пункт: город Нерюнгри Республика САХА (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: Развитие детей раннего возраста посредством сенсорно-двигательных игр Раздел: дошкольное образование
«Развитие детей раннего возраста посредством сенсорно-двигательных игр»
У малышей в раннем возрасте закладываются такие важные качества, как
чувство равновесия, моторная ловкость, целенаправленность движений, сенсомоторная
координация
и
т.д.
Формирование
всех
этих
качеств
связано
с
физическим
воспитанием.
Существует множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме
целенаправленно формировать у детей собственный
пространственный образ. Так,
например, потешки и
пестушки непременно сопровождаются ритмичными стихами
или песенками, а также движениями (поглаживание, качание, подбрасывание и т.д.).
Существуют игры, которые предполагают подражающие жесты и движение по кругу.
Такие
игры,
в
явной,
очевидной
для
ребёнка
форме
предъявляют
образцы
осмысленных и понятных ему движений и побуждают воспроизведению. Внешнее и
внутреннее
уподобление,
проигрывание
своего
действия
становятся
условием
его
чувствования, осознания. Этим играм присущи следующие черты:
- повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
- рифмованная песенка, которая создает целостный образ и эмоциональный фон;
-
эмоциональное
напряжение
и
расслабление
по
ходу
развития
сюжета,
которые
ребёнок переживает вместе с близким взрослым.
Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Эти игры по своему
содержанию
охватывают
самые
разные
сферы:
способствуют
развитию
целенаправленного внимания, познавательной сферы, т.к. несут богатый образный
материал, развивают воображение и мышление.
Иначе говоря, сенсорно-двигательные игры оказывают корректирующее и
целительное воздействие на детей с особенностями развития: помогают раскрыться
малоподвижному,
робкому
ребёнку,
а
расторможенному,
агрессивному
–
овладеть
собой.
Так, например, с малышами можно поиграть в следующие игры:
1. «Наши ручки в пляс пустились»
Цель: способствовать развитию внимания, терпения.
Ход игры: руки должны оставаться за спиной до определённого момента песни.
Наши ручки в пляс пустились, завертелись (обеими руками, крутить перед грудью)
Закружились (руки полусогнуты в локтях)
На головке полежали.
И на плечиках полежим.
На коленях полежим.
И на ножках полежали.
И за спину убежали.
Спрятались.
Где же, где же наши ручки? (ручки остаются спрятанными за спиной. Нету – нету
наших ручек. Где же, где же наши ручки).
Вот, вот, вот пляшут наши ручки (хлопки по коленям), вот-вот пляшут наши ручки.
2. « Веселое одевание»
Цель: способствовать сенсорно-двигательному и познавательному развитию.
Ход игры:
Наденем на ножки теплые сапожки.
Эта с правой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
Эта с левой ножки.
Подтянем штанишки (встаем, подтягиваем штанишки)
Наденем пальтишки (гладим руку от запястья к плечу, потом другую так же)
Пальтишки пуховые (обнимаем себя)
И шапки шерстяные (обхватывают ладонями голову)
И застегнем вот так, вот так, пуговка к пуговке в ряд (в ритм стиха по центру груди
касаемся пальцами тела, будто отмечаем пуговицы)
Что ж, готовы. Это дело! И пойдем гулять мы смело! Берутся за руки, идут по кругу
хороводом – переход к подвижной игре. Игра может служить прелюдией к любой игре.