Автор: Попова Свтлана Анатольевна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"с.Никольское" МО "Енотаевский район" Населённый пункт: с.Никольское,Енотаевский район,Астраханская область Наименование материала: статья Тема: Восприятие художественной литературы и фольклора. Раздел: дошкольное образование
Детская
художественная
литература —
источник,
из
которого
ребёнок
черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни
и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике
и повадках; о дальних странах, об удивительно мужестве и терпении героев
русских
народных
сказок,
в которых
добро
всегда
побеждает,
а зло
обязательно
наказывается,
и о
многом,
многом
другом.
Между
тем
в последнее
время
исследователи
отмечают
ряд
негативных
тенденций
в области детской литературы и детского чтения.
В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает
бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса
к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном
мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм,
мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из —
за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей
стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные
произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не
могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим
в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности
к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного
человечеством.
Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной
литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, педагоги
начали углублённо работать по данной теме. Свою работу коллектив начал
с изучения образовательной программы МБДОУ, методических рекомендаций
к программе в условиях дошкольного учреждения, подобрала комплект
методического обеспечения к данной программе. Также изучила
образовательную программу «От рождения до школы»/под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.
Таким образом при создание предметно-развивающей игровой среды для
формирования у детей интереса к произведениям художественной
литературы жизни были оформлены книжные уголоки,в которые были
внесены в соответствии с комплексно-тематическим планированием,
примерным календарём праздников, сезонностью научно-популярные книги
для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники
произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
В уголках присутствуют разные типы книг. Для развлечения и забавы детей —
книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства
дошкольников с книгой как самоценным видом искусства — классический
тип книги.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся
эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного,
объёмного, теневого, настольного, пальчикового театров приобрела наборы
готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.),
«Рукавичка» (рус. нар), «Три поросёнка» (англ. нар.), «Три медведя» А.
Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Фигурки небольшого размера,
деревянные, из картона, резины, пластмассы. Для драматизации
литературных произведений с привлечением детей к посильной работе
изготовили элементы костюмов сказочных героев, декораций маски
животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей:
медвежат, поросят и др.
Научить детей различать литературные жанры воспитателям помогли
дидактические игры: «Сочиняем загадки», «Что сначала, что потом», «Герои
заблудились», «Спрячем сказку в геометрические фигуры» лото, домино по
мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору
привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального.
В группе в музыкальном уголке имеется детские музыкальные инструменты:
деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало
педагогам привлечь детей к участию в играх- драматизациях, инсценировках,
музыкальных и литературных концертах.
Благодаря малым формам фольклора, дети усваивали национальный колорит
русской поэзии, отчего литература стала поистине родной для них.
Продолжая знакомить ребят с малыми фольклорными формами, учили детей
отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Произведения художественной литературы помогли нам начать знакомство
дошкольников с обычаями и традициями русского народа, способствовали
формированию у ребят первых представлений о том, что такое родина.
Музыкальный руководитель подобрала для дошкольников музыкальный
репертуар, который способствовал углублению эмоционального восприятия
текстов произведений художественной литературы. Кроме того музыкальный
руководитель в ДОУ ведет фольклорный кружок, где дети приобщаются к
духовной культуре русского народа.
Кроме того, знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие
результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять
интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые
будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь
интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих
чувств.
Для проведения эффективной работы с родителями используются
следующие формы:
Анкетирование
- Беседа
Рекомендации
- Консультации
- Родительские собрания
- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для
домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с
детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.
Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в
домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:
«Знакомство ребенка с художественной литературой”.
“ Роль сказки в развитии речи детей”.
“ Организация бесед по сказкам”.
“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.
Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей
формируется представления об особенностях художественной литературы,
развивается поэтический слух, способность целостного восприятия
произведений разных жанров.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир
человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру
героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети
начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них
начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,
доброта, протест против несправедливости.
Таким образом, могу с уверенностью сказать, что в ходе организации
восприятия художественной литературы и фольклора нам удалось достичь
положительных результатов: дети стали более внимательно слушать
художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы,
самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки, принимать
участие в драматизации.