Напоминание

Восприятие художественной литературы и фольклора.


Автор: Попова Свтлана Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"с.Никольское" МО "Енотаевский район"
Населённый пункт: с.Никольское,Енотаевский район,Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: Восприятие художественной литературы и фольклора.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, педагоги начали углублённо работать по данной теме. Свою работу коллектив начал с изучения образовательной программы МБДОУ, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения, подобрала комплект методического обеспечения к данной программе. Также изучила образовательную программу «От рождения до школы»/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. Таким образом при создание предметно-развивающей игровой среды для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы жизни были оформлены книжные уголоки,в которые были внесены в соответствии с комплексно-тематическим планированием, примерным календарём праздников, сезонностью научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. В уголках присутствуют разные типы книг. Для развлечения и забавы детей — книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой как самоценным видом искусства — классический тип книги. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, теневого, настольного, пальчикового театров приобрела наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (рус. нар), «Три поросёнка» (англ. нар.), «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Фигурки небольшого размера,
деревянные, из картона, резины, пластмассы. Для драматизации литературных произведений с привлечением детей к посильной работе изготовили элементы костюмов сказочных героев, декораций маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей: медвежат, поросят и др. Научить детей различать литературные жанры воспитателям помогли дидактические игры: «Сочиняем загадки», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», «Спрячем сказку в геометрические фигуры» лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений. Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе в музыкальном уголке имеется детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало педагогам привлечь детей к участию в играх- драматизациях, инсценировках, музыкальных и литературных концертах. Благодаря малым формам фольклора, дети усваивали национальный колорит русской поэзии, отчего литература стала поистине родной для них. Продолжая знакомить ребят с малыми фольклорными формами, учили детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Произведения художественной литературы помогли нам начать знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа, способствовали формированию у ребят первых представлений о том, что такое родина. Музыкальный руководитель подобрала для дошкольников музыкальный репертуар, который способствовал углублению эмоционального восприятия текстов произведений художественной литературы. Кроме того музыкальный руководитель в ДОУ ведет фольклорный кружок, где дети приобщаются к духовной культуре русского народа. Кроме того, знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств. Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы: Анкетирование - Беседа Рекомендации - Консультации - Родительские собрания - Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы) В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.
Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «Знакомство ребенка с художественной литературой”. “ Роль сказки в развитии речи детей”. “ Организация бесед по сказкам”. “ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п. Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Таким образом, могу с уверенностью сказать, что в ходе организации восприятия художественной литературы и фольклора нам удалось достичь положительных результатов: дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки, принимать участие в драматизации.


В раздел образования