Напоминание

Программа кружка по рисованию "Волшебный карандаш"


Автор: Двоеглазова Марина Михайловна
Должность: воспитатель разновозрастной группы
Учебное заведение: МБОУ "Елыкаевская СОШ"
Населённый пункт: село Силино, Кемеровский район, Кемеровская область
Наименование материала: Кружковая работа
Тема: Программа кружка по рисованию "Волшебный карандаш"
Раздел: дошкольное образование





Назад







Программа кружка по рисованию «Волшебный карандаш»

Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее
развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно–творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский.

Цель:
Совершенствовать технические умения и навыки рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Развивающие: - Формировать т во рч е с ко е м ы ш л е н и е , у с то й ч и в ы й и н т е р е с к х у д о ж е с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и , -Развивать художественный в к у с , фантазию, изобретательность, пространственное в о о б р а ж е н и е . - Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: - Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); - Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); - Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному
этапу, нельзя миновать предыдущий); - Принцип динамичности (от самого простого до сложного); - Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); - Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); - Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода); - Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками); - Принцип интегративности (синтез искусств).
Перспективный план работы кружка «Волшебный карандаш»

в средней группе
Дата Тема Задачи «Нарисуй про лето» Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. «Гроздья рябины» Учить рисовать на ветке ягодки и листики. Освоить технику рисования – прикладывание. Закрепить д а н н ы е п р и ё м ы р и с о в а н и я . Развивать световосприятие, чувство композиции. «На яблоне поспели яблоки» Развивать умение рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви; передавать в рисунке образ фруктового дерева; закреплять приемы рисования. Рисование на мятой бумаге «Дары осени (овощи)» Развивать композиционные умения. Показать, что рисование на мятой бумаге дает самые неожиданные эффекты и объемность. «Красивая тарелочка» Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. «Золотая осень» Развивать умение изображать осень; упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветви, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.) . Подводить к образной передаче явлений. Во спитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.
«По замыслу» Развивать умение определять содержание своей работы, использовать в рисовании знакомые приемы, воспитывать самостоятельность, активно сть; развивать воображение, творческие способности. «Мой любимый дождик» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности). Воспитывать аккуратность. «Веселые матрешки» Учить рисовать с натуры. «Розовый букет» Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Познакомить детей с «тычком». Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. «Чашка для друга» Учить детей рисовать разными по величине кистями. Учить рисовать подмалевок. «Плюшевый медвежонок» Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, р а с п о л а г ат ь изображение в соответствии с размером листа. «Украшение свитера» Закреплять умение украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками «одежду, вырезанную из бумаги». Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Р а з в и в а т ь э с т е т и ч е с к о е в о с п р и я т и е , самостоятельность, инициативу. «Первый снег» Продолжать учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге. «Елочка пушистая, нарядная» Учить рисовать ёлочку. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Упражнять в технике рисования «тычком» полусухой, жёсткой кистью. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и рисунков товарищей, созданию радостной атмосферы при восприятии рисунков. «Белочка на ветке» Учить рисовать фигуру животного в движении. «Снегурочка» Развивать умение изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение - рисовать кистью и красками; - накладывать одну краску на другую по высыхании при украшении шубки, чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку.
«Новогодняя игрушка» Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования красками. У ч и т ь р а с с м ат р и в ат ь р и су н к и , в ы б и р а т ь понравившие ся, объяснять, что н р а в и т с я . Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. «Мои рукавички» Упражнять в технике печатания. Закреплять умение украшать предмет не сложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. «Летят самолеты» Учить передавать форму летящего самолета. «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи) Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни). Учить: - выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки) ; - равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета. «Веселый Снеговичок» Упражнять в технике рисования «тычком» полусухой, жёсткой кистью. Продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура. «Красивая птичка» :развивать умение рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления. «Рисование по замыслу» Развивать умение определять содержание своей работы, использовать в рисовании знакомые приемы, воспитывать самостоятельность, активно сть; развивать воображение, творческие способности. «Мимоза для мамы» Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. «Мое любимое солнышко» Развивать образные представления, воображение. Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений. «Мамин портрет» Познакомить детей с особенностями портрета как живописного жанра. «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» :продолжать учить детей рисовать четвероногих животных. Закреплять: - знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы; - приемы работы кистью и красками.
Учить: - сравнивать животных, видеть общее и различное; - передавать сказочные образы. Развивать образные представления, воображение, творчество. «Дом в котором ты живешь» Развивать умение рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон, дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним. «Цветик- семицветик» Развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие. «Ракета летит в космос» Учить рисовать карандашами штриховку. «Роспись дымковского индюка» Учить рисовать на силуэте подмалевки и пользоваться разными кистями по диаметру. «Подснежник» Продолжать учить детей рисованию «тычками»; учить рисовать, создавая форму цветка. «Звезды Кремля» Развивать умение рисовать звезды с помощью трафарета; закреплять умение пользоваться карандашом, навыки закрашивания. «В гостях у художника» Выявить знания, умения и навыки детей. «Бабочки» Познакомить детей с техникой «монотипия». П о з н а к о м и т ь с с и м м е т р и е й , р а з в и в а т ь пространственное мышление. «Разноцветная поляна» Закрепить у детей навык рисования «тычками», создавать форму цветка.
Перспективный план работы кружка «Волшебный карандаш»

в подготовительной группе.

Дата Тема Задачи «Улетает наше лето» Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений(самостоятельность, оригинальность, адекватные выразительно-изобразительные средства). «Я шагаю по ковру из осенних листьев» Закрепить умение работать с техникой печатания листьями, по трафарету, набрызгом, развивать цветовосприятие. Продолжать учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном. «На яблоне поспели яблоки» Учить рисовать яблоки на ветке, Закреплять умение наносить один слой краски на другой. Развивать эстетическое восприятие. «Скатерть самобранка» Закрепить представления о натюрморте. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов, развивать стремление дополнять свой рисунок предметами по своему же л а н и ю . Продолжать учить работать дружно, аккуратно. «Красивая тарелочка» П р од ол ж ат ь з н а ком и т ь с д е ко р а т и в н ы м и оформительскими техниками (мозаика) для создания многоцветной гармоничной композиции. «Деревья смотрят в озеро» Рисование в технике «по мокрому с отражением». Ознакомление детей с новой техникой рисования д в о й н ы х и з о б р а ж е н и й а к в а р е л ь н ы м и красками(монотипия, отпечатки). «Картинки на песке» Выявление уровня развития художественных способностей и изобразительной деятельности. Готовность к переносу одного вида деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге). «Унылая пора очей очарованье…» Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, в соответствии с поэтическими строками. Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении. «Расписные ткани» Учить рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаги (рисовать ткань), находить красивые сочетания красок в зависимости от фона, использовать в своем творчестве элементы декоративно-прикладного искусства (растительные. зооморфные, геометрические ) «Букет цветов» Рисование с натуры. Учить возможно точно передавать формы и колорит цветов в букете как можно точнее. Развивать способность к передаче композиции с определенной точки зрения. «Красивые картинки из разноцветной нитки»(рисование нитками) Познакомить с новым необычным изобразительным материалом, развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Учить аккуратно пользоваться клеем. «Плюшевый медвежонок» Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную
величину, расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. «Веселые кляксы» Учить дорисовывать детали объектов, полученные в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. «Волшебные снежинки» Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Использовать в узоре разнообразные прямые и округлые линии, формы, растительные элементы. «Еловые веточки» Учить рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности ее строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. «Ожившая сказка» Развивать образную память, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом. Развивать воображение, фантазию. «Дед Мороз» рисование солью Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей , их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка. Побуждать детей к творческой активности. «Новогодний праздник» Освоение смешанной техники с использование парафина (набрызг и процарапывание). «Морозные узоры» Рисование морозных узоров в с т и л и с т и ке кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и т.д.). «Автобус» Закреплять умение передавать в рисунке форму и строение автобуса, состоящего из нескольких частей прямоугольной круглой формы. «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской росписи) Освоение дымковского узора. «Веселый Снеговичок» рисование смятой Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со
бумагой снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся у с и д ч и в о с т ь , в н и м а н и е , а к к у р ат н о с т ь и настойчивость в достижении поставленной цели. «Красивая птичка» Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать речь - описания, развивать воображение, логическое мышление, память, инициативу и творческие способности детей, овладения изобразительными умениями и навыками. «Рисование по замыслу» Учить детей отбирать из полученных впечатлений н а и б о л е е интересные, развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить наиболее полно, выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое д е л о д о к о н ц а . Развивать воображение. «Мимоза для мамы» Продолжать учить детей рисовать цветы, используя нетрадиционные материалы: ватные палочки, штампы, кисти от туши, жатую бумагу, свою ладонь, пальчики; закрепить знания детей об основных цветах, о получении новых цветов и их оттенков; Р а с ш и р я т ь к р у г о з о р д е т е й , р а з в и в а т ь познавательные интересы путем знакомства с жизнью растений - цветов; закрепить знания о весенних явлениях в природе; развивать память воображение, фантазию; воспитывать уважение к женщине, маме, умение видеть красоту в окружающем, чувствовать музыку, проникаться настроением увиденных картин; «Мое любимое солнышко» Учить детей рисовать восход солнца акварельными красками. Совершенствовать технику рисованию по мокрому, вливая цвет в цвет и подбирая красивое цветосочетание. Закрепить знание о теплых и холодных цветах и оттенках. Упражнять в смешивании красок на палитре. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение; развивать творческие способности детей. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске художественной выразительности. «Мы с мамой улыбаемся» Парный портрет анфас. Рисование портрета в анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и мамы). «Мое любимое домашнее животное» Учить выразительно передавать в рисунке образы домашних животных (форму тела, расположение и форму частей, их величину, пропорции) с опорой на схему. Учить смешивать цвета, для получения нужного оттенка.
«Дом в котором ты хотел бы жить» Учить изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементах, упражнять детей в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша. Развивать творческое воображение, дополнять рисунок необходимыми деталями. Побуждать детей к высказываниям относительно проделанной работы. «Цветик- семицветик» Познакомить с хроматическими и ахроматическими цветами; расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, развивать чувственно- эмоциональное восприятие окружающего мира; развивать творчество и воображение. «Мы в космосе» Научить детей самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел, передавая в рисунке различные виды космического пейзажа, транспорта или инопланетян. Развивать фантазию, воображение и наблюдательность. Продолжать закреплять технику рисования простыми и цветными карандашами, и фломастерами. Штриховать ровно, сильно не надавливая на карандаш. «Радуга-дуга» Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои предоставления о красивых природных явлениях разными изобразительно- выразительными средствами. Вызывать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. «Подснежник» Стимулировать создание выразительных изображений, передающих образ первого весеннего цветка – подснежника. Развитие художественного восприятия посредством использования ИКТ, умения выделять средства выразительности в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство композиции. «Кремлевские башни» Продолжать учить детей использовать в рисовании отдельных частей Кремля геометрические фигуры. Продолжать формировать умение работать с цветными карандашами. Развивать творческое мышление, воображен «Мы художники» закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет); расширять знания о портретном жанре на примере нескольких портретов, показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение) «Бабочки» С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую
радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. «Букет ромашек» Продолжить знакомить детей с натюрмортами смешанного вида. Учить передавать характерные особенности цветов ромашек, их формы и строения, величина распределения на стебле и положения в вазе, передавать цвет натуры.


В раздел образования