Напоминание

"Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в школе".


Автор: Глухова Елена Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Чистоозерная средняя школа №2
Населённый пункт: р.п. Чистоозеоное
Наименование материала: статья
Тема: "Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в школе".
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное казенное образовательное учреждение

Чистоозерная средняя общеобразовательная школа №2

р. п.Чистоозерное Новосибирской области

РАБОТА

на тему:
«ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ» Выполнила: Педагог- психолог 1квалификационной категории МКОУ ЧСОШ №2 Глухова Елена Геннадьевна 2016 г
АННОТАЦИЯ Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов сегодня является приоритетным направлением деятельной системы образования в Российской Федерации. Модернизация российского образования предполагает и создание образовательной среды, обеспечивает доступность качественного образования для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07). Уже сегодня во всех регионах страны ведется активная работа по созданию в школах безбарьерной среды, совершенствуется материально- техническая база, особое внимание уделяется кадрам. Данная работа посвящена психолого- педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта. Структура работы включает в себя три раздела, которые раскрывают суть психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Ф Г О С
- федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
Ограниченные возможности здоровья
- это недостатки в физическом и ( или) психическом развитии.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья
– это ребенок с недостатками в физическом и ( или) психическом развитии.
Психолого

-

педагогическое

сопровождение
- это система профессиональной деятельности педагога- психолога , направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения;
Психолого- медико- педагогический консилиум
- это комиссия , в состав которой входят специалисты медицинского и педагогического профиля;
Взаимодействие

с

семьей

-
модель « ученик-учитель-родитель»- ориентирована на партнерские отношения.
СОДЕРЖАНИЕ Актуальность........................................................................................................... 5 Раздел I..................................................................................................................... 6 1.1 Цель психолого- педагогического сопровождения........................................6 1.2 Нормативно- правовая база.............................................................................. 6 Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья............................................................9 2.1 Основные принципы российской концепции инклюзивного обучения.......9 2.2 Характеристика контингента обучающихся с овз.......................................... 9 2.3 Структура и базовые компоненты психолого-педагогического сопровождения.......................................................................................................10 Р а з д е л III. Описание практического опыта применения психолого- педагогических технологий в общеобразовательном учреждении..................12 3.1 Постановка проблемы.....................................................................................12 3.2 Достигнутые результаты.................................................................................13 Заключение.............................................................................................................18 Библиографический список..................................................................................19
АКТУАЛЬНОСТЬ Все дети должны учиться вместе. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий доступности качественного образования каждого обучающегося. В организацию процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развитию образования. Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания, развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования является усиление внимания к проблемам социализации и интеграции в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием всей общественности. Наше общество переживает коренную систему подходов к образованию. К этим изменениям можно отнести понятие «инклюзивное образование».
РАЗДЕЛ I. Психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. 1.1 ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Целью психолого-педагогического сопровождения являются создание психологических условий для нормального и успешного развития и обучения каждого ребенка. 1.2 НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ БАЗА В России накоплена достаточно серьезная нормативная база в области инклюзивного образования. Документы, которые необходимо учесть при разработке локальных нормативных актов образовательного учреждения и принятия управленческих решений: 1.Устав. Федеральный уровень: ¾ Закон об образовании РФ (статьи № 3, 5,12,17) ФГОС. Региональный уровень: ¾ Законодательно-правовые документы Новосибирской области. 2. Образовательная программа. Федеральный уровень: ¾ Приказ Министерства образования и науки HA от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ¾ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3. Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении. Федеральный уровень:
¾ Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении Федерального го сударственного образовательного стандарта общего образования»; ¾ Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования»; ¾ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидов»; Региональный уровень: ¾ «Развитие образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 г. (утвержден приказом Минобнауки НСО от 04.03.2013г. №618. 4. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленными недостатками в их физическом и психическом развитии с окружной ПМПК. Федеральный уровень: ¾ Приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2009 г. №95 «Об утверждении Положения о психолого- медико – педагогическом консилиуме»; 5. Индивидуальные учебные планы: Федеральный уровень: ¾ Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Региональный уровень: ¾ Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 23.07.2012г. № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных ОУ классов коррекционной направленности для обучающихся с ОВЗ Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2014-2015г.»

РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Концептуальной основой деятельности сопровождения является педагогика успеха. 2.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе и своевременное оказание необходимой помощи ребенка с ОВЗ и его семье; 2. Это создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей. Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые школы предусматривает специализированную коррекционную помощь и поддержку, задачами которой являются контроль развития ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде сверстников; 3. Обоснованный отбор детей для инклюзивного образования, опирающийся на дифференцированные показания к интегрированному обучению. Таким образом, инклюзивное образование- это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ). 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В настоящее время в школе обучаются 320 учеников, из них 17 детей с ОВЗ. Из них обучаются по специальной (коррекционной) программе 8 вида
четыре человека, по специальной (коррекционной) программе 7 вида с полной инклюзией обучаются 10 детей, по специальной (коррекционной) программе с частичной инклюзией обучаются четыре ребенка. Присутствие в школе детей с ОВЗ не вызывает негатива у других детей. С сентября 2011 г. все дети с ОВЗ включены в инклюзивное обучение, в основу которого помещена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям . 2.3 СТРУКТУРА И БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Психолого-педагогической помощью детям с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы являются следующие компоненты: диагностический, консультативный, практический, прогностический, социально- реабилитационный.
Диагностический компонент
представляет собой изучение личности ребенка и его взаимодействие со средой. Реализация этого компонента предполагает: ¾ изучение личности самого ребенка; ¾ состояние его интеллекта, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаются возможности, способности ребенка. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, дать общую характеристику развития его личности и отношения с окружающей средой.
Практический

компонент
предполагает выбор и реализацию конкретных мер, средств, форм помощи детям. Реализация этого компонента включает несколько этапов: 1. Подготовительный - на данном этапе осуществляется подготовка ребенка с ОВЗ и членов его семьи к обучению в условиях общеобразовательной школы;
2. Основной – решение возникающих в процессе обучения проблем. Такому ребенку нужно научиться вместе со здоровыми детьми включаться в разнообразную деятельность; 3. Этап сопровождения ребенка – это процесс своевременной помощи на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития.
Прогностический

компонент
- это определение потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ к обучению в условиях общеобразовательной школы. При прогнозировании таких возможностей нужно изучить особенности дефекта, имеющегося у ребенка.
Социально- реабилитационный компонент
- это целенаправленный процесс возвращения ребенка, имеющего какие-нибудь ограничения в продуктивную полноценную жизнь, создание для этого оптимальных условий, а также комплекса педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями для получения образования в пределах образовательных стандартов для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
РАЗДЕЛ III. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Последнее время все большая часть родителей изъявляет желание по обучению и воспитанию детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Педагогический коллектив решил, что необходимо в дальнейшей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования и выделил приоритетные направления деятельности школы: Организация работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ: ¾ создан и работает ПМПк; ¾ разрабатываются и реализовываются коррекционно- развивающие программы для индивидуальных и групповых занятий; ¾ внедряются индивидуальные листы обучения, с тем, чтобы учебная деятельность стала личностно- значимой для ребенка; ¾ введены в учебный план предметы: ритмика, СБО, ЛФК; ¾ проводятся дополнительные индивидуальные внеучебные занятия. 3.1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 1. Отсутствие новых подходов к проведению методической работы с учителями; 2. Отсутствие программ сопровождения ребенка с ОВЗ, учебных программ, учитывая физические и умственные возможности каждого ребенка учебном процессе; 3. Отсутствие соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ; 4. Отсутствие правил составления индивидуальных программ обучающихся; 5. Отсутствие правил ведения мониторинга динамики развития ребенка с ОВЗ; 6. Отсутствие критериев эффективности деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
3.2 ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : Технология психолого-педагогического сопровождения родителей ребенка с ОВЗ: ¾ проведение родительского собрания « Права ваших детей»; ¾ проведение анкетирования по изучению потребности семьи; ¾ проведение опро са « Мнение родителей по кач е с т ву предоставляемых образовательных услуг»; ¾ проведение семинаров, круглых столов по различным темам; ¾ организовано психолого-педагогическое сопровождение, консультации, обучение родителей приемам организации развития процесса в условиях семьи. Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого- педагогического сопровождения: ¾ межшкольный круглый стол по теме: «Индивидуальная оценочная система детей с ОВЗ» ; ¾ семинар «Социализация учащихся с ОВЗ в условиях современной общеобразовательной школы»; ¾ День открытых дверей «Направления деятельности школы в рамках федерального государственного образовательного стандарта». ¾ пед.совет на тему: « Обучение и социализация детей с ОВЗ в школе, о целях и задачах инклюзивного образования». Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом- психологом: ¾ проведение консультаций; ¾ конкурс детских рисунков по различным темам; ¾ изучение межличностных отношений в классе с детьми с ОВЗ через анкетирование; ¾ работа по инновационным технологиям - проектная и исследовательская деятельность. В нашей школе, также как и по всей стране, наблюдается рост таких обучающихся. Если таким детям не оказать вовремя помощь, то возникает проблема дезадаптации личностных изменений. Поэтому целью психолого-
педагогического сопровождения является: улучшение образовательных результатов детей с ОВЗ. В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения , дети с ОВЗ имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни, повысить уровень мотивации. Действенным средством повышения мотивации является творческое проектирование, а также научно- исследовательская деятельность. Это позволяет развивать познавательный интерес, умение самостоятельно констатировать знания, ориентироваться в информации, проявлять компетенцию в вопросах, связанной с темой исследовательского проекта. В своей работе с детьми ОВЗ я использую следующий тип опытно- исследовательской деятельности: научно- исследовательские работы. Это работа по определенной проблеме, которая интересна ребенку, четко обозначены цели, задачи работы, высказывается гипотеза, и в дальнейшем она подтверждается. Использование в работе с детьми с ОВЗ проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Про ектно- исследовательская деятельность- это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения таких детей. Научно- исследовательская деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключается в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять,
анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную опытно- исследовательскую деятельность. Необходимо создавать для детей с ОВЗ, с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе. Востребованностью в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая создает условия для формирования познавательной активности учащихся и тем самым способствует развитию и индивидуализации личности ребенка. Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно- исследовательского метода в процессе обучения. Психолого-педагогическим основанием данного метода является моделирование в учебном процессе естественного процесса познания ребенком окружающего мира. Для того, чтобы открытие состоялось, чтобы получение знания психологически переживалось как открытие. Ребенку необходимо самостоятельно обозначить проблему проекта. После того, как проекты готовы, участники защищают его перед своим классом. Их выступления слушают одноклассники, а также приглашаются их родители и администрация школы. И заслуженные дипломы ребята получают перед всеми присутствующими. Мною учащиеся с ОВЗ задействованы в проектно – исследовательской деятельности по различным темам. В 2014/2015учебном году обучающиеся с ОВЗ отравляли свои исследовательские проекты на Всероссийский конкурс « Рассударики», где стали Лауреатами и Дипломатами; на Международный конкурс « Радуга талантов», где заняли первые и вторые места, а в 2015/2016 учебном году отправляли на Всероссийский конкурс « Корабль успеха», где также заняли первые и вторые места. В результате опытно- исследовательской работы в процессе обучения детей с ОВЗ наблюдается положительное влияние эксперимента на эмоциональную сферу учащегося, развитие его творческих способностей , на
укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка. Вовлечение ребенка в индивидуальную креативно- исследовательскую работу, проектную деятельность позволяет также у с т а н о в и т ь дополнительный коммуникативный контакт и определенное дополнительное образование и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительного продуктов социальных связей, состоятся как полноценной , независимым и успешным членом общества. Направления развития в работе с детьми с ОВЗ: ¾ создать профессиональную команду по реализации психолого- педагогического сопровождения в школе; ¾ изменить сознание учебного образовательного процесса по отношению к детям с ОВЗ с нормативно - развивающимися детьми; ¾ систематически вести психолого- педагогическое просвещение родителей по воспитанию и обучению детей с ОВЗ; ¾ систематизировать работу по диагностике и мониторингу эффективности процессов коррекции, адаптации, социализации. Ожидаемые результаты: ¾ создание профессиональной команды, владеющей специальной педагогикой и психологией, методами и приемами коррекционно- р а з в и в а ю щ е го о бу ч е н и я , р е а л ь н о о с у щ е с т в л я ю щ е г о индивидуальный подход в процессе обучения; ¾ воспитание у нормативно обучающихся детей адекватного отношения к ребенку с ОВЗ; ¾ создание педагогически комфортного психологического климата в классе; преодоление негативных стереотипов у родителей; ¾ вовлечение в учреждении каждого ученика с помощью образовательной программы, соответствующей его способностям; ¾ построение в школе целостной системы по преемственности , обеспечивающей оптимальные условия для адаптации; ¾ разработка индивидуальных программ для детей с ОВЗ .
¾ вовлечение родителей как партнеров в организации коррекционно- развивающего обучения и воспитания, участие в заседании ПМПк, помощь в проведении массовых мероприятий, особенно тех родителей, чьи дети обучаются индивидуально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленная работа была проведена в рамках пилотного проекта на базе МКОУ СОШ №2 р. п. Чистоозерного. Споры на семинарах дали возможность педагогическому коллективу понять саму идею инклюзивного образования, овладеть технологий психолого-педагогического сопровождения и обеспечить педагогов, родителей и учащихся необходимыми способами поддержки. Многим учителям стало понятно, что инклюзивный процесс профессионально развивает самого учителя и обогащает процесс познания всех учащихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Федеральный государственный образовательный стандарт нач. об.обр./ Министерство образования и науки РФ.- М. Просвещение, 2011г. 2. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015г./ Раздел 1/ Интернет-портал Правит. РФ; 3. Федеральный гос. Обр. стандарт нач. об.обр./ Мин-во обр и науки РФ.- М. Просвещение,2011г. 4. Акатов, Л.И. « Социальная реабилитация детей с ОВЗ». Псих.основы: Учеб.пос. для студ.вузов. М:- Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2015; 5. Зварыгина, Ю.В. Из опыта работы по обучению учащихся с ОВЗ» Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ран. шк .возраста в условиях ФГОС 2 поколения»; 6. Маллер, А. Р. «Новое в оказании помощи детям- инвалидам»/ Дефектология, -2014.-№1.-С.83-85; 7. Панова, И.Г. «Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: детско-род игра « Школа понимания»// Фес.пед идей «открытый урок»2013-2014 уч.год; 8. Семаго, М.М., Семаго Н. Я. « Организация и содержательная деятельность психолога спец. обр –М.: Из-во « Арки». 2015; 9. «Система образования для детей с проблемами в здоровье» под ред. Курнешовой. – М. Центр « Школьн.книга», 2014; 10. Семаго, Н. Я. «Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образ. маршрута для ребенка с ОВЗ».-М., «МИРОС», 2013.


В раздел образования