Напоминание

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы


Автор: Швецова Лия Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Курбатовская СОШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Нижнедевицкий район, п. Курбатово
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы Личностно-ориентированное обучение – это генеральная доктрина, в рамках которой призван действовать современный учитель, предполагает коренное изменение в звене «учитель-ученик». Ученик – не объект, а субъект процесса, а учитель - наставник, который сопровождает продвижение учащегося по образовательной траектории. Идея личностно-ориентированного обучения очень не нова сама по себе. Ретроспекция становления идеи этого обучения позволяет проследить явление этой идеи, облаченной в другие слова, в другие технологии. Пусть не вызовет у нас снисходительную улыбку то, что впервые упоминание этой идеи осуществлено в речи вождя мирового пролетариата, В. И. Ленина. А произошло это в 1920 году в речи «Задачи союзов молодежи». «Необходимо, -сказал Ленин, - создать совершенно новую школу, ибо старая школа, школа муштры и насилия способна в лучшем случае сформировать послушного исполнителя, тогда как нам необходим человек инициативный, мыслящий.» Шло время, и появилась новое декларирование этой идеи образования, кстати, многие присутствующие могут вспомнить ее сейчас: ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Далее следуют акмеологи с генеральной идеей раскрепощения учащегося. В 2000 году появилась доктрина гуманизации и гуманитаризации образования, которая декларировала следующее: во главе образовательного процесса должна стоять личность обучаемого со всеми запросами и интересами, а образовательный процесс должен быть организован так, чтобы эта личность испытывала удовлетворение от успешного продвижения по своей образовательной траектории. Современная деятельность учителя осуществляется в антураже инновационных политехнологий, что существенно детерминирует успешность обучения. Современный учитель владеет технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации. Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова писателя, философа Ральфа Уолда Эмерсона: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими». И с каждым годом работы в школе я всё больше убеждаюсь в том, что реальным путём к достижению такой цели становится индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию,
творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Я считаю, что в этих условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями п о з вол я е т активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу личностно – ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно, является частью индивидуализации учебного процесса. Самой распространенной формой инновационной деятельности можно назвать работу с компьютерными презентациями. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Вторая функция - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Самостоятельная работа учащихся по созданию проектов развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. В рамках дополнительного образования довольно эффективна в аспекте достижения успешности при написании части С ЕГЭ такая деятельность, как вовлечение обучающихся в кружковую работу. Можно с уверенностью сказать, что работа в рамках этого кружка полипрагматична: участие в конкурсах сочинений разных уровней, сотрудничество со средствами массовой информации районного уровня, выпуск школьной газеты нацеливают личность обучаемого на профессионализм в будущем, высокую культуру речи, на социализацию во взрослое общество. Необходимо подчеркнуть, что дополнительное образование такого рода - мощный рычаг воздействия на мотивационную сферу деятельности обучающегося, и, как
следствие, определяет успешность сдачи ЕГЭ в целом. Эффективность применяемых современных подходов к достижению результатов личностного роста обучающихся подтверждены следующими цифрами: 2011 г- средний балл-57, 6, доля выше 70 баллов-38%; 2014г –средний балл – 63,5; доля выше 70 баллов -49%. 2016г- средний балл- 64,3; доля выше 70 баллов-48%. " " " " " " " " 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Результаты ОГЭ по русскому языку учителя Швецовой Л.Г.
2012 год 2014 год 2016 год 100 баллов 90-100 баллов 80-90 баллов 70-80 баллов 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Результативность ЕГЭ по русскому языку учителя Швецовой Л. Г.
2011 год 2014 год 2016 год
Деятельность учителя, к сожалению, мягко говоря, не всегда обречена на тотальную успешность, но не конструктивно отчаиваться – такова наша профессиональная жизнь. Потому закончить мне хотелось бы такой притчей. «Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. - Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Высокая миссия учителя, на мой взгляд, вполне сравнима с миссией этого священника.


В раздел образования