"Особенности и виды конструктивной деятельности детей."
Автор: Горохова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №9 "Теремок" Населённый пункт: г. Усть-Илимск. 03.09.2016 г. Наименование материала: Доклад из опыта работы Тема: "Особенности и виды конструктивной деятельности детей." Раздел: дошкольное образование
Особенности и виды конструктивной деятельности детей в детском саду.
Под
детским
конструированием
принято
понимать
разные
постройки
из
строительного
материала,
изготовление
поделок
и
игрушек
из
бумаги,
картона,
дерева и других материалов.
Конструктивная деятельность направлена на получение определенного, заранее
задуманного
реального
продукта,
соответствующего
его
функциональному
назначению. Конструирование обладает широкими возможностями для умственного,
нравственного, эстетического, трудового воспитания.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1.
конструктивно-технические умения:
сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания,
мосты и т.д.;
делать из бумаги различные поделки – ёлочные игрушки, кораблики и т.д.;
2.
обобщенные умения:
целенаправленно рассматривать предметы;
сравнивать их между собой и расчленять на части;
видеть в них общее и различное;
находить
основные
конструктивные
части,
от
которых
зависит
расположение других частей;
делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет
практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей
конструированию
развивается
планирующая
мыслительная
деятельность,
что
является
важным
фактором
при
формировании
учебной
деятельности.
Дети,
изготавливая
поделку,
мысленно
представляют,
какой
она
будет,
и
заранее
планируют, как её выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная
деятельность
способствует
практическому
познанию
свойств
геометрических
тел,
а
также
является
средством
нравственного
воспитания
дошкольников.
В
процессе
этой
деятельности
формируются
важные
качества
личности:
трудолюбие,
самостоятельность,
инициатива,
упорство при достижении цели,
организованность.
умения
предварительно
договориться
(распределить
обязанности,
отобрать
материал,
необходимый
для
выполнения
поделки,
спланировать
процесс
их
изготовления и т. д.);
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания
эстетических
чувств.
При
знакомстве
детей
с
современными
зданиями
и
с
некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль,
Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус.
А при изготовлении поделок из природного материала у детей появляется особое
отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту
изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев,
чувствовать красоту их сочетаний.
Однако
такое
многостороннее
значение
в
воспитании
детей
конструктивная
деятельность
приобретает
только
при
условии
осуществления
систематического
обучения,
использования
разнообразных
методов,
направленных
на
развитие
не
только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка,
его умственных способностей.
Виды конструктивного материала
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются
строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы.
Строительный
материал
представляет
собой
набор
разнообразных
геометрических
тел
(куб,
цилиндр,
призма
и
т.д.).
Он
делится
на
мелкий
(настольный) и крупный. Во время занятий материала должно быть больше, чем
требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать
детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов,
воспитатель
использует
мелкие
игрушки,
изображающие
людей,
животных,
растения,
транспорт
и
т.
д.
Дети
дошкольного
возраста,
создавая
предметы
окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост
для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании
делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему
развитию игровой деятельности детей.
Хранить
строительный
материал
удобнее
всего
в
специальных
шкафчиках
с
отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть
уложен
строго
по
формам,
чтобы
дети
могли
быстро
взять
любую
из
них.
Раскладывание
материала
по
формам
не
только
облегчает
работу
с
ним,
но
и
способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Бумага, природный и бросовый материалы широко используются в детском
саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных
поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для
детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая,
полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.)
и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.
Бросовый же материал для поделок можно всегда найти у себя дома. Это скорлупа
орехов, ватные диски, пластиковые бутылки, коробки от соков и молока и многое
другое. Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете.
Конструкторы
Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют
также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические. Они
позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными
способами крепления деталей.
Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно
изучить
методические
указания
по
сборке,
приложенные
к
каждому
из
них,
и
продумать, что детям нужно объяснить, а что они будут делать сами. Конструкторы
даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети
под руководством воспитателя освоят тот или иной конструктор, его помещают
вместе с настольными играми и дети используют его в своей самостоятельной
деятельности.
Великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников является
Lego-конструктор.
Актуальность
Лего-технологии
значима
в
свете
внедрения
ФГОС,
так
как
эффективна
для
интеллектуального
развития
дошкольников,
обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация,
труд, социализация).
Н а
с е год н я ш н и й
д е н ь , LEGO-конструкторы
а к т и в н о
используются
воспитанниками моей группы. Ведь с LEGO даже самые маленькие дети могут
почувствовать
себя
творцами.
Собирать,
разбирать
и
выбирать
нестандартные
решения с LEGO максимально просто. Для этой деятельности мы создали LEGO
-центр, где
дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами
крепления
кирпичиков,
учатся
соотносить
с
образцом
результаты
собственных
действий.
Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-
театрализациях,
используют
LEGO
-элементы
в
дидактических
играх
и
упражнениях.
Особенности обучения конструированию в разных
возрастных группах.
Ранний возраст.
Задачи.
1.Познакомить
с
материалами
для
конструирования
(природным,
бросовым, строительным и бумагой).
2.Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб,
цилиндр, конус, пирамида).
3. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.
4. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
5. Воспитывать умение слышать словесные указания педагога.
Особенности обучения.
Ко н с т р у и р о в а н и е
д е т е й
р а н н е го
в о з р а с т а
н а п о м и н а е т
и г р у -
экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических
форм, различных материалов.
В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно как
можно
чаще
называть
фигурки,
давать
им
образную
характеристику,
которая
помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел.
Младший дошкольный возраст.
Задачи.
1.
Познакомить
с
объёмными
геометрическими
телами
и
архитектурными
формами
(крыши,
мосты,
двери,
лестницы,
окна),
входящими
в
состав
строительных наборов.
2.
Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина,
глины, двустороннего скотча, клея, спичек).
3.
Способствовать
овладению
конструктивными
умениями:
соединять
детали,
соотносить постройки со схемами, подбирать приёмы соединения.
4.
Воспитывать умение выполнять коллективную работу.
Особенности обучения.
В
процессе
обучения
детей
младшего
дошкольного
возраста
целесообразно
использовать
частично-поисковый
метод,
позволяющий
детям
самостоятельно
преобразовывать
имеющийся
опыт
в
новые
ситуации.
Безусловно,
младшие
дошкольники
ещё
пока
не
способны
без
помощи
полностью
реализовывать
собственные замыслы. Однако возможность выбора материала, приёма способствует
развитию
творчества
и
умения
придавать
своей
постройке
индивидуальный
характер.
При создании из строительного набора гаража для машины, можно показать
малышам как из одних и тех же деталей получаются разные гаражи, нужные для
каждой отдельной машины. Для этого можно использовать детали из самоклеющейся
бумаги в качестве декора: кирпичи, камни, плиты, глаза (камеры наблюдения) и т.д.,
В
младшей
группе
дети
не
только
пытаются
создавать
самостоятельно
постройки, но активно включать их в игру.
В возрасте трех лет появляется у детей желание проявить свою «самость». С
этим также нужно считаться, не стоит навязывать конкретный, запланированный вид
конструкции только для того, чтобы решить определённую задачу. Нет никакой
разницы на примере какой постройки малыш усвоит нужный приём. Главное, что он
овладеет им, для того чтобы дальше им пользоваться самостоятельно.
Конструирование
из
бумаги,
как
правило,
в
младшей
группе
начинается
с
простых
полосок.
Поделки
делают
с
помощью
взрослых,
поскольку
только
осваивают несложные способы работы с этими материалами. Так с детьми можно
смастерить гусеницу или новогоднюю гирлянду.
Главное приготовить для детей
цветные полоски длиной 10 сантиметров и показать, как их склеивать.
Средний дошкольный возраст.
Задачи.
1.
Закреплять умение называть
разные объёмные геометрические
тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма,) и архитектурные
формы (купола, крыши, двери, лестницы, окна).
2. Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
3.
Закреплять
конструктивные
умения:
соединять
детали,
соотносить
постройки со схемами, подбирать приёмы соединения.
4.
Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями:
масштаб, фактура, пластика, пропорция.
5.
Воспитывать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе
создания общей работы.
Особенности обучения.
В средней группе дети учатся самостоятельно определять этапы выполнения
будущей постройки, что является важным фактором в учебной деятельности. Дети,
мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут
выполнять и в какой последовательности.
В
процессе
работы
с
бумагой
и
картоном
дети
учатся
сгибать
бумагу
в
различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. При
работе
с
бумагой
развивается
воображение
у
детей.
Так,
например,
конус,
выполненный из бумаги, может превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку,
стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д. Вариантов использования
конуса множество. Необходимо только на схемах, педагогических эскизах показать
возможности трансформации.
Необычные
поделки
получаются
в
такой,
достаточно
сложной
технике,
как
оригами, которая требует огромного внимания, терпения и аккуратности со стороны
детей. Ведь неровно сложенные углы не позволят получить им желанный результат.
Первоначальным этапом обучения технике оригами в средней группе является
овладение детьми самыми простыми исходными формами.
Для начала нужно
показать, как складывать квадрат, объяснить названия сторон, что такое углы и центр.
Другой
вид
бумагопластики
заключается
в
использовании
ножниц,
клея,
помимо
приёмов
работы
с
бумагой.
Этот
вид
позволяет
создавать
объёмные
конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь
также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь
для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только
простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают
элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для
создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи
фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа).
Приёмы
аппликации
в
данном
случае
могут
выступать
как
основные
средства
работы, так и дополнительные.
Совместная
конструктивная
деятельность
детей
(коллективные
постройки,
поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в
коллективе
—
умения
предварительно
договориться
(распределить
обязанности,
отобрать
материал,
необходимый
для
выполнения
постройки
или
поделки,
спланировать процесс их изготовления и т. д.).
Старший дошкольный возраст.
Задачи.
1.
Совершенствовать умение работать с различными материалами для
конструирования
(природным,
бросовым,
строительным
и
бумагой),
учитывая
в
процессе
конструирования
их
свойства
и
выразительные
возможности.
2.
Развивать умение использовать различные приёмы и техники в
процессе создания конструктивного образа.
3.
Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.
4.
Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
5.
Воспитывать
эстетическое
отношение
к
произведениям
архитектуры,
дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
Особенности обучения.
Конструктивное
творчество
детей
старшего
дошкольного
возраста
отличает
техническое разнообразие построек и поделок.
В
качестве
активизации
конструктивного
творчества
детей,
желательно
использовать
стимулирующий
материал:
фотографии,
картинки,
схемы,
направляющие их поисковую деятельность.
Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе
занятий
бумагопластикой,
которая
используются
как
самостоятельный
вид
творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и
игрушек.
Здесь,
в
период
образовательной
деятельности,
лучше
соблюдать
последовательность:
сначала
научить
детей
изготавливать
поделки
из
куба
(коробочки, корзиночки).
Затем из цилиндра (ведёрки, фонарики).
И
уже
позже
перейти
к
изготовлению
игрушек,
в
основе
которых
лежит
брусковая форма (здания, автобус, скворечник).
Обилие природного материала позволяет многосторонне применять его в работе
с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает нужный материал.
Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Для создания целостной
поделки или конструкции из природного материала, нужно найти способ крепления.
В
этом
возрасте
дети
в
качестве
дополнительно
средства
могут
уже
использовать:
ножницы,
шило,
иголку,
проволоку,
которые,
в
силу
их
не
безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже
для
старших
дошкольников
необходимо
провести
инструктаж
по
особенностям
работы с этими инструментами.
Природный материал позволяет создавать конструкции как малых, так и больших
размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например,
сооружения
построек
из
песка
или
снега
на
площадке.
В
этом
случае
будет
формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться,
находить общее решение.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны
творческие люди. Конструирование – это первая ступень в подготовке учёных,
инженеров и будущих исследователей.
Спасибо за внимание!