Элективный курс по литературе для 10-го социально-гуманитарного класса "Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения"
Автор: Копотилова Алла Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Нахабинская гимназия № 4" Населённый пункт: посёлок Нахабино Наименование материала: Методическая разработка Тема: Элективный курс по литературе для 10-го социально-гуманитарного класса "Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения" Раздел: полное образование
Согласовано
Утверждаю
Директор МКУПДО "КМЦ" Директор МБОУ
«Нахабинская гимназия № 4»
_________А.Л. Садекова
"____" сентября 2014 г. _____________Т.В. Садовская
02 сентября 2014 г.
Рабочая программа
элективного курса по литературе
для 10-го социально-гуманитарного класса
«
Пишем сочинение:
анализ эпизода художественного произведения
»
Автор-составитель: Копотилова А.В., учитель русского языка и литературы высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса "Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения" разработана на
основе Программы элективного курса «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» В. Ф.
Чертова (отв. редактор), Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблокова, А. М. Антиповой (М., Дрофа, 2005г.)
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся физико-математического 11А класса. Навыки, которые предполага-
ется выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочине-
ний и других письменных работ по литературе. Программа составлена из расчёта 1 час в неделю (17 часов за год).
Основная цель курса — развитие умений и навыков анализа эпизода художественного произведения, полученных в 5-9 классах
на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую
направленность, т.е. предназначается не столько для формирования кругозора знаний учащихся, сколько для развития их умений и
навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество
изданий,
в
которых
даются
примеры
анализа
литературных
произведений.
Но
без
системы
специальных
упражнений,
отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и пути их соединения в целостное рассмотрение литературного
произведения, переход от теории к практике остаётся для учащихся очень сложной, часто неразрешимой задачей.
В
ходе
изучения
русской
литературы
в
средних
и
старших
классах
внимание
преимущественно
сосредоточено
на
содержательной стороне литературного произведения, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных
авторов. Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с
опорой на выявление закономерностей художественной формы, поэтому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочитанном,
они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе текста.
Курс обучения анализу эпизода художественного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художественной
формы и художественного содержания и учит делать выводы о содержании произведения на основе внимательного изучения
текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно
выявление закономерностей в художественном тексте.
Программы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе. Большой объём изучаемого здесь
материала часто не даёт учителю возможности совершенствовать те навыки аналитического чтения, которые были получены
учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для
учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.
Данный курс призван решить следующие задачи:
интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем
звене школы;
систематизировать, укрепить, развить и расширить те навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих
категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в
средних и старших классах;
обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на
основе анализа художественной формы, причём с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре
текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Итак, учебный курс «Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения» должен дополнить как историко-
хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения
литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с
текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позволит систематизировать
знания по русскому языку и процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами :
■ выбор произведений соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования;
■ курс не ставит задачи полного повторения и целостного анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому
отбор
литературного
материала
обусловлен
необходимостью
развития
навыков
самостоятельного
анализа
текста
в
связи
с
конкретными теоретико-литературными понятиями;
■ для
иллюстрации
теоретико-литературных
понятий
используются
по
возможности
литературные
произведения,
которые
должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 11
класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.
В результате обучения учащиеся должны
знать :
тексты программных произведений, а также литературно-критические статьи, посвящённые им.
уметь:
оперировать при анализе эпизода художественного произведения литературоведческими терминами, создавать собственный
текст, выражать мысли литературным языком, продумывать композиционное построение письменной работы и отбор фактическо-
го материала в соответствии с конкретными темами и жанровыми особенностями сочинения.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени;
- выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов;
- выстраивать свой текст по определённой модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответ-
ствии с темой.
Содержание элективного курса
Введение (1 час)
Задачи и принципы анализа эпизода художественного произведения. Многослойность содержания произведения. Анализ
эпизода как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под опре-
делённым углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.)
Художественное произведение как образ (1 час)
Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реально-
сти, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, о формах проявления образной
природы литературного произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и
художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художественный мир. Единство худо-
жественной формы и художественного содержания. Система образов произведения (образ персонажа, образ среды, образ про-
странства, образы предметов).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Сопоставление документального и художественного тек-
стов на сходную тему. Сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении. Выявление в произве-
дении образов разных видов.
Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Изображение Бо-
родинской битвы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и их прото-
типы. Система образов в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар». Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Художественный мир
романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Художественная форма (1 час)
Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы произведения
для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокуп-
ности художественных средств, определяющих образную природу произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль.
Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей
и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля данного художественного
произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приёмов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выяв-
ление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, доку-
ментализм и дp.) в произведении и выявление их художественной функции.
Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М.Ю. Лермонтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушки-
на и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Признаки паро-
дии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психологизма романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и
романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и романс Л.Н. Толстого «Война и
мир». Гротеск в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Произведение как событие рассказывания (1 час)
Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как посреднике
между автором и читателем, о роли автора и читателя в создании смыслового целого, о формах взаимодействия автора, текста и
читателя.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь. «Точка зре-
ния» и речевая композиция текста. Типы повествования (от первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское,
объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Моде-
ли условного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или
письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма,
мемуары и др.). Диалог и монолог.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение типа повествования в конкретном художе-
ственном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и
образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление
средств создания образа адресата. Выявление пространственного, временного, идеологического и фразеологического признаков
«точки зрения» в произведении. Распознавание и определение эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится
текст произведения. Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении.
Темы для обсуждения. Способы повествования и чередование «точек зрения» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени». Повествователь и слушатели в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Средства создания образа повествователя в рассказе
Л.Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н.С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С.
Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего вре-
мени».
Композиция произведения (1 час)
Главная задача. Сформировать у учащихся представления о композиции художественного текста как средстве организации
художественного мира, выявления его ритмической природы.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как компо-
зиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе-
нии. Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Силь-
ные позиции» текста.
Задания, направленные на формирование навыков анализа эпизода текста. Выявление композиционных единиц текста. Вы-
явление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков композиции повествования в
данном произведении и художественной роли такой композиции. Обнаружение ретроспективной композиции. Выявление элемен-
тов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ эпи-
зодов текста.
Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Закономерности членения текста на гла-
вы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в
романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки
охотника» И.С. Тургенева как пример циклизации. Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Наруше-
ние единства действия и функции побочных сюжетных линий в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема выделения
узловых элементов фабулы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Интерьер в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Лириче-
ские отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в
поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Песни в драме А.Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога
Художественная речь (1 час)
Главные задачи. Углубить и систематизировать представления учащихся о зависимости художественного содержания от
языковых средств, использованных в литературном тексте, об эстетической функции речи; совершенствовать навык обнаружения
в тексте произведения языковых явлений в их эстетической функции.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художествен-
ной речи. Проза и поэзия. Стихотворения в прозе. Ритмическая проза. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, сил-
лабо-тоническая). Стопа. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибра-
хий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактилическая и др.).
Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен,
терцина, октава, онегинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительно-выразительные средства языка ху-
дожественного произведения. Тропы и риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора,
олицетворение, Метонимия, аллегория, антитеза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония,
аллитерация, звукоподражание). Гротеск. Уровни анализа языка художественного произведения. Семантическое поле. Тематиче-
ское поле. Ключевые слова текста.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление ритмических параметров стихотворного тек-
ста и определение их эстетической значимости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетиче-
ском, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление ключевых слов и
семантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характеристика их роли в
художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и рито-
рических фигур в стихотворении и фрагменте прозаического текста.
Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И.А. Крылова. Признаки художествен-
ной речи в «Записках охотника» И.С. Тургенева (на примере описаний природы). Особенности языка романа в стихах А.С. Пуш-
кина «Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихотворении В.А. Жуковского «Море». Особенности
языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей монолога «А су-
дьи кто? .. » из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», одной строфы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворений
«Ворон К ворону летит ... », «Бесы», «Мадонна» А. С. Пушкина; «И скучно и грустно ... », «Смерть поэта», «Шотландская песня»
М.Ю. Лермонтова; «Не жалею, не зову, не плачу ... » С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ
их эстетической функции в художественных произведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус»,
«Сон», «Выхожу один Я на дорогу ... »М.Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп .... » М.И. Цвета -
евой и др.). Лингвистический анализ стихотворений «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла ... » А.С. Пушкина; «Когда
волнуется желтеющая нива ... » М.Ю. Лермонтова; «Февраль. Достать чернил и плакать ... » Б.Л. Пастернака; «Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека ... » А.А. Блок
Художественное содержание (1 час)
Главные задачи. Сформировать у учащихся навык формулировать своё представление о содержании произведения. Развить
умение определять тематику, проблематику произведения, его идейно-эмоциональное содержание (образ автора).
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство содержания и фор-
мы. Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи и тематика как крут отображаемых явлений. Проблемати-
ка. Типология проблем: нравственная, философская, социально-историческая проблематика (человек в его отношении к обществу,
природе, универсуму; взаимоотношения поколений; человек и время; человек и нация; духовные поиски, проблемы смысла жиз-
ни).Исторически конкретные и вечные проблемы «сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт.
Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (ге-
роический, романтический, сентиментальный, идиллический, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ автора. Ав-
торский замысел и авторская позиция в произведении.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение темы данного произведения и ключевых
слов, в которых она обнаруживает себя. Выявление крута проблем произведения и установление их типологии. Сопоставление те-
матики и проблематики разных произведений. Обнаружение диалектики конкретно-исторического и вечного в произведении. Вы-
явление ведущего конфликта произведения в его связи с проблематикой, событийным рядом и системой персонажей. Выявление
системы конфликтов в произведении. Установление авторской позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок. Об-
наружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской по-
зиции; сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора.
Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская проблематика творчества
М.Ю. Лермонтова. Трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева.
Нравственная проблематика поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Соотношение внешнего и внутреннего конфликтов в дра-
ме А.Н. Островского «Гроза». Роль подтекста в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Авторский замысел и творческая история ро -
мана Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и способы ее выражения в романе М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Основной пафос поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Образ персонажа (1 час)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания
образа персонажа, о роли системы персонажей в раскрытии проблематики про изведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание образа - индивидуальное и типическое (универсальное, антропологиче-
ское, национальное, историческое, социальное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая
характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-сим-
вол, прямые оценки (автор - повествователь - персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персона-
жи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями
противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональ-
ные разновидности персонажей: главные, второстепенные эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п.
Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонёр, субретка и т. п.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Характеристика содержания образа данного персонажа.
Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и способов выражения авторского от-
ношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных отношений между персонажами произведения. Ха-
рактеристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойни-
ков» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персонажей (их систематизация и
функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух персонажей одного или разных произведений. Со-
поставительная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произведении и
группе произведений и объяснение их художественной функции.
Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное
в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая ха-
рактеристика персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пейзаж как средства создания образа главного ге-
роя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер как средство характеристики персонажа в поэме Н.В. Гоголя
«Мертвые души». Гамлетовские черты в персонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ
Базарова в оценке литературной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и
внесценические персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподы в романе Ф.М. Достоев-
ского «Преступление и наказание».
Портрет в литературном произведении (1 час)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных
функциях.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотив-
ная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художе-
ственное мастерство автора в создании портрета.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление совокупности портретных черт данного пер-
сонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей, статических и динамических при-
знаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа.
Анализ портрета персонажа в его характерологической функции и с точки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и
авторское отношение к персонажу. Сопоставительная характеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведе-
ниях.
Темы для обсуждения. Портреты главных героев в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая
информация в портрете главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и вариативные детали в женских пор-
третах в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ведущая черта портрета
Платона Каратаева в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Образ предмета (2 часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания
образа предмета, о предметном мире и его роли в про изведении.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как
лейтмотив. Деталь как символ.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного
мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа.
Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.
Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н.В. Гоголя «Ши-
нель». Предметы-символы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести А. И. Куприна «Гранато-
вый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микро-
скопа в рассказе В.М. Шукшина «Микроскоп».
Образ события (1 час)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие дей-
ствия, кульминация, развязка; пролог и эпилог. Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные,
любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое
единство места, времени и действия в сюжете. Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразую-
щий элемент. «Бродячие» сюжеты ("сквозные темы и мотивы"). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Разграничение события рассказывания (сюжет) и изобра-
женных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление элементов фабулы в связи с разви-
тием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимодействия фабульных линий. Анализ своеобразия ли-
рического сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (клас-
сицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выяв-
ление сюжетообразующих метафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фабyлax разных произведений. Интерпретация
сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.
Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Основные фа6ульньre линии
и точки их пересечения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения экипажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёрт-
вые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворении В.В. Маяковского "Необычайное приключение ...". Свое-
образие лирического сюжета в стихотворении С. Л. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ... ». Основные мотивы романтических
стихотворений В.А. Жуковского "Море" и «Вечер». «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова. Смысл названия гла-
вы «Раздвоение Ивана» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эпизод в произведении (1 час)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства,
состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде.
Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в создании образов персонажей.
Анализ точки зрения и авторской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопо -
ставление типологически сходных эпизодов в различных произведениях.
Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в эпи-
зоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и
авторской позиции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизода
«Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сцены дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Л.Н. Тол-
стого «Война и мир» (сопоставительный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в pомане И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и
диалог Андрея и Пьера в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).
Текст и контекст (2 часа)
Главная задача. Совершенствовать навыки aнализа эпизода художественного произведения с учётом контекстов различных
типов.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст.
Прототип и прототипическая ситуация. Aллюзия. Художественная литература и публицистика. Документально- художественные и
публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (ли-
тературный контекст как один из видов художественного контекста).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление автобиографических элементов в литератур-
ном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведе-
нии. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических
реминисценций в произведении.
Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автобиографические элементы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А.С. Пушкина «Евгений Оне-
гин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Литературные цитаты и реминисцен-
ции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Библейские образы и ре-
минисценции в лирике А.А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Итоговая работа - 2 часа.
Литература:
Ю.Б. Борев. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.
Введение в литературоведение под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд., М., 2004.
А.Б. Есин. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 1998.
А.П. Квятковский. Школьный поэтический словарь. М., 1998.
А.Н. Николюкин. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
В. М. Кожевников, П.А. Николаев. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Н.А. Николина. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.
Н.Д. Тамарченко. Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестоматия. М., 2001.
Б.В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996.
А.Я. Элсанек. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998
Календарно-тематическое планирование элективного курса
« Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения »
Неде-
ля
Дата
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1.
02.09.2014
1.
I четверть
Введение. Понятие анализа эпизода художественного произведения
1
2.
09.09.2014
2.
Художественное произведение как образ. Соотношение жизненной правды и художественного
вымысла. План сравнительного анализа. Сопоставить описание Пугачева в «Истории Пугаче-
ва» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина
1
3.
16.09.2014
3.
Художественная форма.
Художественный стиль. Наблюдение за текстом. Фольклорные тради-
ции у Пушкина и Лермонтова
1
4.
23.09.2014
4.
Произведение как событие рассказывания.
Формирование навыков анализа текста.
Средства
создания образа повествователя в рассказе
1
5.
30.09.2014
5.
Композиция произведения.
Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная
форма. «Сильные позиции» текста
1
6.
07.10.2014
6.
Художественная речь.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки ху-
дожественной речи. Проза и поэзия. Стихотворения в прозе. Ритмическая проза. Системы сти-
хосложения
1
7.
14.10.2014
7.
Художественное содержание. Единство содержания и формы.
1
8.
21.10.2014
8.
Образ персонажа.
Содержание образа - индивидуальное и типическое. Система персонажей и
её связь с проблематикой произведения
1
9.
28.10.2014
9.
Портрет в литературном произведении.
Реалистический и романтический портреты. Доминан-
та в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета
1
10 - 11
11-18.11.2014
10.
II четверть
Образ предмета. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Де-
таль как лейтмотив. Деталь как символ
3
12.
25.11.2014
11.
Образ события.
Сюжет и фабула. Внефабульные элементы.
Фабульная линия. Количество фа-
бульных линий в произведении.
Эпизод. Сцена. «Бродячие» сюжеты
13.
02.12.2014
12.
Эпизод в произведении.
Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и
пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде
1
14 - 15.
09.12 -
16.12.2014
13.
Текст и контекст.
Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический
контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Aллюзия. Художественная литература и пуб -
лицистика
2
16 -17.
23.12
-30.12.2014
14.
Итоговая работа
2