Напоминание

Элективный курс по литературе для 10-го социально-гуманитарного класса "Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения"


Автор: Копотилова Алла Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нахабинская гимназия № 4"
Населённый пункт: посёлок Нахабино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Элективный курс по литературе для 10-го социально-гуманитарного класса "Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения"
Раздел: полное образование





Назад




Согласовано Утверждаю Директор МКУПДО "КМЦ" Директор МБОУ «Нахабинская гимназия № 4» _________А.Л. Садекова "____" сентября 2014 г. _____________Т.В. Садовская 02 сентября 2014 г.
Рабочая программа

элективного курса по литературе

для 10-го социально-гуманитарного класса

«
Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения
»
Автор-составитель: Копотилова А.В., учитель русского языка и литературы высшей категории

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса "Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения" разработана на основе Программы элективного курса «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» В. Ф. Чертова (отв. редактор), Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблокова, А. М. Антиповой (М., Дрофа, 2005г.) Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся физико-математического 11А класса. Навыки, которые предполага- ется выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочине- ний и других письменных работ по литературе. Программа составлена из расчёта 1 час в неделю (17 часов за год). Основная
цель
курса — развитие умений и навыков анализа эпизода художественного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т.е. предназначается не столько для формирования кругозора знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и пути их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остаётся для учащихся очень сложной, часто неразрешимой задачей. В ходе изучения русской литературы в средних и старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведения, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, поэтому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочитанном, они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе текста. Курс обучения анализу эпизода художественного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художественной формы и художественного содержания и учит делать выводы о содержании произведения на основе внимательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление закономерностей в художественном тексте. Программы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе. Большой объём изучаемого здесь материала часто не даёт учителю возможности совершенствовать те навыки аналитического чтения, которые были получены учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы. Данный курс призван решить следующие
задачи:
 интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;  систематизировать, укрепить, развить и расширить те навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
 обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причём с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка. Итак, учебный курс «Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения» должен дополнить как историко- хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку и процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции). Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими
принципами
: ■ выбор произведений соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования; ■ курс не ставит задачи полного повторения и целостного анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными понятиями; ■ для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 11 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе. В результате обучения учащиеся должны
знать
: тексты программных произведений, а также литературно-критические статьи, посвящённые им.
уметь:
оперировать при анализе эпизода художественного произведения литературоведческими терминами, создавать собственный текст, выражать мысли литературным языком, продумывать композиционное построение письменной работы и отбор фактическо- го материала в соответствии с конкретными темами и жанровыми особенностями сочинения.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени; - выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов; - выстраивать свой текст по определённой модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответ- ствии с темой.
Содержание элективного курса
Введение (1 час)
Задачи и принципы анализа эпизода художественного произведения. Многослойность содержания произведения. Анализ эпизода как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под опре- делённым углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.) Художественное произведение как образ (1 час) Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реально- сти, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, о формах проявления образной природы литературного произведения. Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художественный мир. Единство худо- жественной формы и художественного содержания. Система образов произведения (образ персонажа, образ среды, образ про- странства, образы предметов). Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Сопоставление документального и художественного тек- стов на сходную тему. Сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении. Выявление в произве- дении образов разных видов. Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Изображение Бо- родинской битвы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и их прото- типы. Система образов в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар». Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Художественная форма (1 час) Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы произведения для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокуп- ности художественных средств, определяющих образную природу произведения. Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приёмов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выяв-
ление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, доку- ментализм и дp.) в произведении и выявление их художественной функции. Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М.Ю. Лермонтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушки- на и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Признаки паро- дии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психологизма романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и романс Л.Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Произведение как событие рассказывания (1 час) Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как посреднике между автором и читателем, о роли автора и читателя в создании смыслового целого, о формах взаимодействия автора, текста и читателя. Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь. «Точка зре- ния» и речевая композиция текста. Типы повествования (от первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Моде- ли условного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение типа повествования в конкретном художе- ственном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление пространственного, временного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и определение эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении. Темы для обсуждения. Способы повествования и чередование «точек зрения» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повествователь и слушатели в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Средства создания образа повествователя в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н.С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени». Композиция произведения (1 час)
Главная задача. Сформировать у учащихся представления о композиции художественного текста как средстве организации художественного мира, выявления его ритмической природы. Рассматриваемые проблемы и понятия. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как компо- зиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе- нии. Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Силь- ные позиции» текста. Задания, направленные на формирование навыков анализа эпизода текста. Выявление композиционных единиц текста. Вы- явление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков композиции повествования в данном произведении и художественной роли такой композиции. Обнаружение ретроспективной композиции. Выявление элемен- тов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ эпи- зодов текста. Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Закономерности членения текста на гла- вы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И.С. Тургенева как пример циклизации. Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Наруше- ние единства действия и функции побочных сюжетных линий в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Интерьер в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Лириче- ские отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Песни в драме А.Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога Художественная речь (1 час) Главные задачи. Углубить и систематизировать представления учащихся о зависимости художественного содержания от языковых средств, использованных в литературном тексте, об эстетической функции речи; совершенствовать навык обнаружения в тексте произведения языковых явлений в их эстетической функции. Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художествен- ной речи. Проза и поэзия. Стихотворения в прозе. Ритмическая проза. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, сил- лабо-тоническая). Стопа. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибра- хий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактилическая и др.). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, онегинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительно-выразительные средства языка ху- дожественного произведения. Тропы и риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора,
олицетворение, Метонимия, аллегория, антитеза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподражание). Гротеск. Уровни анализа языка художественного произведения. Семантическое поле. Тематиче- ское поле. Ключевые слова текста. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление ритмических параметров стихотворного тек- ста и определение их эстетической значимости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетиче- ском, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление ключевых слов и семантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характеристика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и рито- рических фигур в стихотворении и фрагменте прозаического текста. Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И.А. Крылова. Признаки художествен- ной речи в «Записках охотника» И.С. Тургенева (на примере описаний природы). Особенности языка романа в стихах А.С. Пуш- кина «Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихотворении В.А. Жуковского «Море». Особенности языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей монолога «А су- дьи кто? .. » из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», одной строфы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворений «Ворон К ворону летит ... », «Бесы», «Мадонна» А. С. Пушкина; «И скучно и грустно ... », «Смерть поэта», «Шотландская песня» М.Ю. Лермонтова; «Не жалею, не зову, не плачу ... » С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных произведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус», «Сон», «Выхожу один Я на дорогу ... »М.Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп .... » М.И. Цвета - евой и др.). Лингвистический анализ стихотворений «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла ... » А.С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива ... » М.Ю. Лермонтова; «Февраль. Достать чернил и плакать ... » Б.Л. Пастернака; «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека ... » А.А. Блок Художественное содержание (1 час) Главные задачи. Сформировать у учащихся навык формулировать своё представление о содержании произведения. Развить умение определять тематику, проблематику произведения, его идейно-эмоциональное содержание (образ автора). Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство содержания и фор- мы. Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи и тематика как крут отображаемых явлений. Проблемати- ка. Типология проблем: нравственная, философская, социально-историческая проблематика (человек в его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; человек и время; человек и нация; духовные поиски, проблемы смысла жиз- ни).Исторически конкретные и вечные проблемы «сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (ге-
роический, романтический, сентиментальный, идиллический, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ автора. Ав- торский замысел и авторская позиция в произведении. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение темы данного произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выявление крута проблем произведения и установление их типологии. Сопоставление те- матики и проблематики разных произведений. Обнаружение диалектики конкретно-исторического и вечного в произведении. Вы- явление ведущего конфликта произведения в его связи с проблематикой, событийным рядом и системой персонажей. Выявление системы конфликтов в произведении. Установление авторской позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок. Об- наружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской по- зиции; сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская проблематика творчества М.Ю. Лермонтова. Трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева. Нравственная проблематика поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Соотношение внешнего и внутреннего конфликтов в дра- ме А.Н. Островского «Гроза». Роль подтекста в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Авторский замысел и творческая история ро - мана Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и способы ее выражения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Основной пафос поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Образ персонажа (1 час) Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли системы персонажей в раскрытии проблематики про изведения. Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание образа - индивидуальное и типическое (универсальное, антропологиче- ское, национальное, историческое, социальное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-сим- вол, прямые оценки (автор - повествователь - персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персона- жи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональ- ные разновидности персонажей: главные, второстепенные эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонёр, субретка и т. п. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и способов выражения авторского от- ношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных отношений между персонажами произведения. Ха- рактеристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойни-
ков» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персонажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух персонажей одного или разных произведений. Со- поставительная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произведении и группе произведений и объяснение их художественной функции. Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая ха- рактеристика персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пейзаж как средства создания образа главного ге- роя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер как средство характеристики персонажа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в персонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литературной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и внесценические персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподы в романе Ф.М. Достоев- ского «Преступление и наказание». Портрет в литературном произведении (1 час) Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях. Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотив- ная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художе- ственное мастерство автора в создании портрета. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление совокупности портретных черт данного пер- сонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей, статических и динамических при- знаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портрета персонажа в его характерологической функции и с точки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная характеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведе- ниях. Темы для обсуждения. Портреты главных героев в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и вариативные детали в женских пор- третах в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Каратаева в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ предмета (2 часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в про изведении. Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов. Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н.В. Гоголя «Ши- нель». Предметы-символы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести А. И. Куприна «Гранато- вый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микро- скопа в рассказе В.М. Шукшина «Микроскоп». Образ события (1 час) Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения. Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие дей- ствия, кульминация, развязка; пролог и эпилог. Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразую- щий элемент. «Бродячие» сюжеты ("сквозные темы и мотивы"). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия). Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Разграничение события рассказывания (сюжет) и изобра- женных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление элементов фабулы в связи с разви- тием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимодействия фабульных линий. Анализ своеобразия ли- рического сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (клас- сицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выяв- ление сюжетообразующих метафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фабyлax разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции. Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Основные фа6ульньre линии и точки их пересечения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения экипажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёрт- вые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворении В.В. Маяковского "Необычайное приключение ...". Свое- образие лирического сюжета в стихотворении С. Л. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ... ». Основные мотивы романтических
стихотворений В.А. Жуковского "Море" и «Вечер». «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова. Смысл названия гла- вы «Раздвоение Ивана» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эпизод в произведении (1 час) Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы. Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде. Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в создании образов персонажей. Анализ точки зрения и авторской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопо - ставление типологически сходных эпизодов в различных произведениях. Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в эпи- зоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской позиции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизода «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сцены дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Л.Н. Тол- стого «Война и мир» (сопоставительный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в pомане И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6). Текст и контекст (2 часа) Главная задача. Совершенствовать навыки aнализа эпизода художественного произведения с учётом контекстов различных типов. Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Aллюзия. Художественная литература и публицистика. Документально- художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (ли- тературный контекст как один из видов художественного контекста). Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление автобиографических элементов в литератур- ном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведе- нии. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисценций в произведении.
Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А.С. Пушкина «Евгений Оне- гин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Литературные цитаты и реминисцен- ции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Библейские образы и ре- минисценции в лирике А.А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Итоговая работа - 2 часа.
Литература:
Ю.Б. Борев. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. Введение в литературоведение под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд., М., 2004. А.Б. Есин. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 1998. А.П. Квятковский. Школьный поэтический словарь. М., 1998. А.Н. Николюкин. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. В. М. Кожевников, П.А. Николаев. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Н.А. Николина. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003. Н.Д. Тамарченко. Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестоматия. М., 2001. Б.В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996. А.Я. Элсанек. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998
Календарно-тематическое планирование элективного курса

«
Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения
»

Неде-

ля

Дата



п/п

Тема урока

Кол-во

часов
1. 02.09.2014 1.
I четверть
Введение. Понятие анализа эпизода художественного произведения 1
2. 09.09.2014 2. Художественное произведение как образ. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. План сравнительного анализа. Сопоставить описание Пугачева в «Истории Пугаче- ва» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина 1 3. 16.09.2014 3. Художественная форма. Художественный стиль. Наблюдение за текстом. Фольклорные тради- ции у Пушкина и Лермонтова 1 4. 23.09.2014 4. Произведение как событие рассказывания. Формирование навыков анализа текста. Средства создания образа повествователя в рассказе 1 5. 30.09.2014 5. Композиция произведения. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. «Сильные позиции» текста 1 6. 07.10.2014 6. Художественная речь. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки ху- дожественной речи. Проза и поэзия. Стихотворения в прозе. Ритмическая проза. Системы сти- хосложения 1 7. 14.10.2014 7. Художественное содержание. Единство содержания и формы. 1 8. 21.10.2014 8. Образ персонажа. Содержание образа - индивидуальное и типическое. Система персонажей и её связь с проблематикой произведения 1 9. 28.10.2014 9. Портрет в литературном произведении. Реалистический и романтический портреты. Доминан- та в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета 1 10 - 11 11-18.11.2014 10.
II четверть
Образ предмета. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Де- таль как лейтмотив. Деталь как символ 3 12. 25.11.2014 11. Образ события. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Фабульная линия. Количество фа- бульных линий в произведении. Эпизод. Сцена. «Бродячие» сюжеты 13. 02.12.2014 12. Эпизод в произведении. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде 1 14 - 15. 09.12 - 16.12.2014 13. Текст и контекст. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Aллюзия. Художественная литература и пуб - лицистика 2 16 -17. 23.12 -30.12.2014 14. Итоговая работа 2


В раздел образования