Элективный курс "Общие математические методы решения задач"
Автор: Борисовская Ольга Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1" Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: Элективный курс "Общие математические методы решения задач" Раздел: полное образование
Рабочая программа
элективного курса по алгебре и началам анализа
«Общие математические методы решения задач»
для обучающихся 11 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
элективного
курса
по
алгебре
и
началам
анализа
«Общие
математические методы решения задач» для обучающихся 11 класса составлена на основе
ФЗ
№273
от
29.12.2012г.
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
федерального
(регионального) компонента государственного стандарта общего образования, УМК по
алгебре и началам математического анализа для 10–11 классов. А.Г. Мордкович, П.В.
Семенов и коллектив авторов. Базовый уровень. Издательство «Мнемозина».
Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня
математической подготовки через решение большого класса различных задач. Умение
решать задачи – один из основных показателей математического развития учащихся,
глубины
усвоения
ими
учебного
материала,
четкости
в
рассуждениях,
понимании
логических аспектов различных вопросов.
Необходимость формирования целого ряда специальных математических навыков требует
частого привлечения образца работы в учебных ситуациях, называемых стандартными. В
этих
условиях
организация
работы
учащихся
достаточно
сложна,
жестко
ограничена
рамками
учебного
времени,
нередко
затруднена
наличием
психологической
инерции,
возникающей при частом и необходимом повторе задач и упражнений. Между тем, наряду
с усвоением основ математических знаний, школа должна обеспечить формирование у
учащихся
умений
активно
применять
эти
знания,
прививать
им
умение
трудиться
творчески.
Основу данного курса составляют решения разных по степени важности и трудности
задач, поэтому занятия элективного курса способны повысить познавательный интерес
учащихся к математике.
Цель и задачи изучения:
Формирование
представлений
об
универсальных
и
нестандартных
уравнениях
и
неравенствах,
и
универсальных
и
нестандартных
методах
их
решения,
углубление
знаний
учащихся
по
теме
«Решение
уравнений
и
неравенств»,
овладение
универсальными и нестандартными методами решения задач.
Прочное и осознанное овладение учащимися системы математических знаний и умений
по теме «модуль», которые ученики могли бы применить в нестандартных ситуациях.
Формировать
практические
навыки
и
умения
при
применении
универсальных
и
нестандартных методов решения уравнении и неравенств на основании знаний свойств
функции.
Расширить
знания
и
умения
в
решении
различных
текстовых
задач,
подробно
рассмотреть возможные или более универсальные методы их решения. Формировать
умения
и
навыки
решения
различных
типов
задач.
Привить
умение
правильно
анализировать содержание задач.
Формирование практических навыков и умений у учащихся при построении графиков
функций, решении уравнений и неравенств с использованием различных методов и
приемов.
Данная программа предназначена для обучающихся 11 класса, рассчитана на 34 часа,
продолжительность курса – 1 учебный год.
Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно
только одним путем – постоянно, систематически решая задачи.
Формы организации учебной деятельности: лекции, групповая и индивидуальная работа,
практикумы по решению задач.
Формы контроля: итоговый тест в форме ЕГЭ.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На
проведение
курса
«Общие
математические
методы
решения
задач»
в
11
классе
отводится 34 часа в год (1ч в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должна:
знать/понимать
универсальные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
выполнять
построения
и
проводить
исследования
математических
моделей
для
описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции
на
математическом
материале,
выполнять
расчеты
практического
характера,
использовать
математические
формулы
и
самостоятельно
составлять
формулы
на
основе обобщения частных случаев и эксперимента;
добывать нужную информацию из различных источников;
проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;
обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих
результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других
участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тригонометрические уравнения – 5ч
Решение тригонометрических уравнений с помощью формул суммы и разности. Решение
тригонометрических
уравнений
с
помощью
формул
суммы
и
разности.
Решение
тригонометрических
уравнений
с
помощью
формул
суммы
и
разности.
Решение
неоднородных тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений с
помощью
формул
понижения
степени.
Решение
тригонометрических
уравнений
с
помощью
формул
понижения
степени.
Решение
неоднородных
тригонометрических
уравнений второй степени. Решение тригонометрических уравнений способом оценки.
Тригонометрические неравенства – 3ч
Решение
тригонометрических
неравенств,
сводящихся
к
квадратным.
Решение
тригонометрических неравенств методом интервалов.
Иррациональные уравнения – 2ч
Основные
понятия
и
определения.
Решение
иррациональных
уравнений
с
помощью
векторов. Решение иррациональных уравнений с помощью подстановки.
Иррациональные неравенства – 2ч
Основные
понятия
и
определения.
Решение
иррациональных
неравенств.
Решение
двойных неравенств.
Функциональные уравнения – 2ч
Решение
функциональных
уравнений.
Решение
систем
функциональных
уравнений.
Уравнения-следствия – 2ч
Возведение уравнения в четную степень. Потенцирование уравнений.
Показательные уравнения и неравенства – 6ч
Решение показательных уравнений с помощью вынесения общего множителя за скобки.
Решение
показательных
уравнений
с
помощью
подстановки.
Решение
показательных
неравенств. Решение систем показательных неравенств.
Текстовые задачи – 10ч
Задачи
на
движение.
Задачи
на
работу.
Основные
задачи
на
проценты:
прямо-
пропорциональные величины, обратно-пропорциональные величины. Задачи на сложные
проценты.
На
десятичную
форму
записи
числа.
На
концентрацию
смеси
и
сплава.
Комбинированные задачи на геометрическую и арифметическую прогрессию.
Итоговый тест – 2ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Кол-во часов
Тригонометрические уравнения
5 ч
1
Решение тригонометрических уравнений с помощью формул
суммы и разности.
1
2
Решение неоднородных тригонометрических уравнений.
1
3
Решение тригонометрических уравнений с помощью формул
понижения степени.
1
4
Решение неоднородных тригонометрических уравнений
второй степени.
1
5
Решение тригонометрических уравнений способом оценки.
1
Тригонометрические неравенства
3 ч
6
Решение тригонометрических неравенств, сводящихся к
квадратным.
1
7,8
Решение тригонометрических неравенств методом
интервалов.
2
Иррациональные уравнения
2 ч
9
Решение иррациональных уравнений с помощью векторов.
1
10
Решение иррациональных уравнений с помощью
подстановки.
1
Иррациональные неравенства
2 ч
11
Решение иррациональных неравенств.
1
12
Решение двойных неравенств.
1
Функциональные уравнения
2 ч
13
Решение функциональных уравнений.
1
14
Решение систем функциональных уравнений.
1
Уравнения-следствия
2 ч
15
Возведение уравнения в четную степень
1
16
Потенцирование уравнений. Другие преобразования,
приводящие к уравнению-следствию
1
Показательные уравнения и неравенства
6 ч
17
Решение показательных уравнений с помощью вынесения
общего множителя за скобки.
1
18,1
Решение показательных уравнений с помощью подстановки.
2
9
20,2
1
Решение показательных неравенств.
2
22
Решение систем показательных неравенств.
1
Текстовые задачи
10 ч
23,2
4
Задачи на движение.
2
25,2
6
Задачи на работу
2
27
Основные задачи на проценты: прямо пропорциональные
величины, обратно пропорциональные величины.
1
28,2
9
Задачи на сложные проценты
2
30,3
1
На концентрацию смеси и сплава.
2
32
Комбинированные задачи на геометрическую и
арифметическую прогрессию.
1
33,3
4
Итоговый тест.
2 ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Бродский
И.Л.
Решение
экзаменационных
заданий
повышенной
сложности
по
алгебре
и
началам
анализа
за
курс
средней
школы:
Пособие
для
учителей
и
учащихся. – М: АРКТИ, 2011.
2.
Башарин Г.П. Элементы финансовой математики. М. Математика
3.
Высоцкий И.Р. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий
ЕГЭ: 2010: Математика. - М: Астрель. 2013 -(ФИПИ).
4.
В ы с о ц к и й
И . Р.
и
д р .
Е д и н ы й
го с уд а р с т в е н н ы й
э к з а м е н
2 0 1 0 .
Универсальные материалы для подготовки учащихся (ФИПИ-М.: Интеллект-Центр,
2013).
5.
Водинчар
М.И.
и
др.
Решение
задач
на
смеси,
растворы
и
сплавы
методом
уравнений. «Математика в школе», 2011г, № 4.
6.
Глазков Ю.А. Математика. Решение задач группы В.-М.: Издательство «Экзамен»,
2010.
7.
Канашева Н.А. О решении задач на проценты. «Математика в школе», 2013г, № 5
8.
Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика: репетитор – М.: Эксмо, 2012.
9.
Кац М. Проценты. Старшекласснику и абитуриенту М.: Математика, приложение к
газете «Первое сентября» № 20. 2014г).
10. Компьютерные программ для оценки качества знаний учащихся по математике:
тест ЕГЭ онлайн: eqe.qo-test
11. Куланин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. 3000 конкурсных задач по
математике. – М.: Рольф, 2011.
12. Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства.
Нестандартные методы решения. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2011.
13. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике.
– М.: Столетие, 2013.
14. Родионов
Е.М.
Математика:
Решение
задач
с
параметрами:
Пособие
для
поступающих. - М.: Учебный центр «Ориентир» при МГТУ, 2012.
15. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты. «Математика в школе», 2012г, № 1
16. Семенов А., Юрченко Е. «Система подготовки к ЕГЭ по математике». Издательский
дом «Первое сентября» газета «Математика» 2011 г. №17- №24.
17. Сергеев И.Н. ЕГЭ. Математика. Задания типа С. –М.: Издательство «Экзамен»,
2012.
18. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты. «Математика в школе», 1998г, № 4.
19. Симонов
А.С.
Сегодняшняя
стоимость
завтрашних
платежей.
«Математика
в
школе». 2013г , № 6.
20. Симонов А.С. Сложные проценты. «Математика в школе», 12012г, № 5.
21. Соломатин О.Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси. «Математика
в школе»,2011г, № 1
22. Ткачук В.В. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2011.
23. УМК по алгебре и началам математического анализа для 10–11 классов.
А.Г. Мордкович, П.В. Семенов и коллектив авторов. Базовый уровень. Издательство
«Мнемозина»-2014.
24.
Шорина
С.П.
Обоснование
старинного
способа
решения
задач
на
смеси.
«Математика в школе», 2013г, № 6,
25. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике
для средней школы. – М.: Наука, 2014.