рабочая программа по предмету "Физическая культура"
Автор: Шеина Елена Владимировна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Верхнегородковская СОШ" Населённый пункт: п.Верхнечусовские Городки Чусовской район Пермский край Наименование материала: программа Тема: рабочая программа по предмету "Физическая культура" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа»
пос.Верхнечусовские Городки
г.Чусовой, Пермский край
Согласовано:
заместитель директора по УВР
МБОУ «Верхнегородковская СОШ»
_________________М.А.Чугайнова
«____» ____________ 2015 г
Утверждаю:
Директор МБОУ «Верхнегородковская СОШ»
______________ Ю.В.Грудина
Приказ № _______ от «____» ____________ 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
Физическая культура
1- 4 класс, базовый уровень
на 2015-2016 учебный год
Разработана Шеиной Е.В.
учителем физической культуры первой
квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11 классов» В. И.Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2012).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание
отводится: 99 часов в 1 классе,102часа в 2-4 классах в год. В настоящее время в школе отводится: 66 часов в 1 классе, 68 часов в 2 – 4 классах в год.
Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник: Лях В. И.Физическая культура. 1-4кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012.
Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими
разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка». При этом каждый
тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с
соответствующим видом спорта.
Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать
физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в
программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание начинается со второго класса.
Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод в 1 четверти. Большинство заданий
учащимся первого класса нужно давать в форме игры.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной
результат образования (умение учиться - субъект учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культуры является усвоение
учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для
удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).
Образовательный процесс в начальной школе строится таким образом, чтобы были решены следующие задачи:
-создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий;
-создание успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры;
-формирование способов оценки собственного физического состояния;
-формирование способов планирования, конструирования комплексов движений для достижения определённого качественного физического состояния;
-формирование умения формулировать проблему и делать запрос специалисту;
-формирование умения контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять,
устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности);
-рефлексировать выполнение замысла.
Ориентируясь на реализацию теории учебной деятельности, программа основана на:
-принципе преемственности, понимаемой как связь качественно различных стадий обучения – как по содержанию, так и по способам его
преподнесения детям;
-принципе развивающего обучения, т.е. такого обучения, которое должно «вести за собой» развитие, внутри себя создавать условия и предпосылки
психического развития;
-принципе деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения знаний;
-принципе предметности, фиксирующий возможность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы последующего
выведения его частных проявлений;
-усвоении теоретических знаний в процессе физкультурной деятельности;
-понимании содержания образования как системы учебных задач и системы универсальных учебных действий;
-положении, что предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины является освоение основ физкультурной деятельности.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта для начального общего образования, основой содержания по физической
культуре является опыт практической деятельности, который приобретается в процессе решения учебных задач. В рамках школьного образования
происходит активное освоение физкультурной деятельности, что позволяет не только развивать физические качества и укреплять здоровье, но и
успешно развивать интеллект, психические процессы и нравственные качества, формировать теоретическое мышление, творческие способности и
самостоятельность в использовании физических упражнений для достижения поставленных целей.
Результатом сформированности универсальных учебных действий в области физической культуры для выпускника начальной школы станет:
Осознание (видение) и формулировка проблем.
Умение анализировать проблемы.
Умение планировать способы и подбирать средства для решения проблем.
Способность принимать решения.
Действия с осуществлением контроля.
Умение получать запланированный результат и рефлексировать выполнение замысла
.
Содержание и тематический план курса
В результате обучения в начальной школе выпускник должен знать :
- историю возникновения, становления и развития основных видов передвижений (ходьба, бег, прыжки, ходьба и бег на лыжах, ползание, лазание) и
видов спорта (метания, гимнастика, подвижные и спортивные игры);
- отличия движений от двигательных действий, двигательных действий от физических упражнений;
- технику (состав входящих в неё элементов) ходьбы, бега, прыжков, метаний, гимнастических и акробатических упражнений, передвижения на лыжах,
элементов игры в футбол, волейбол, баскетбол;
- влияние физических упражнений на организм человека (кувырков на вестибулярный аппарат и гибкость позвоночника; бега и ходьбы на лыжах на
работу сердечной мышцы; ходьбы и бега на лыжах на равновесие; подвижных и спортивных игр на точность, быстроту, выносливость; занятий
физкультурой на здоровье, двигательную подготовленность).
Уметь:
- объяснить причинно-следственные связи между элементами техники упражнений, входящих в программу;
- объяснять причины появления ошибок в выполнении физических упражнений;
- предсказывать результаты применения упражнений.
Владеть:
- способами, определяющими эффективность элементов целостного двигательного действия;
- приёмами подбора упражнений для отработки элементов техники физических упражнений;
- способами определения критериев контроля и оценки правильности выполнения техники физических упражнений.
Таблица 1
Учебные задачи для первого класса по физической культуре
№п/п
Тема
Тезис (что должны усвоить учащиеся)
Действия, на которых решается
задача.
Прим. кол-во
часов
1.
Чем отличается произвольная
двигательная активность от
непроизвольной?
Произвольное движение – такое,
которое зачем-то выполняется (имеет
цель: быстро добежать, незаметно
изменить положение, увернуться от
столкновения, не получить травму при
падении, преодолеть препятствие,
бросить предмет).
Построение. Ползание, перемещение
на четвереньках, тихая, быстрая
ходьба и бег, упражнения в условиях
большой
скученности, упражнения в падении,
кувырки, перелезание,
перепрыгивание
6
2.
Диагностика двигательных качеств.
Каждый человек должен знать о своих
физических возможностях, о своих
рекордах.
Нормативы для девочек и мальчиков
7, 8 лет. Индивидуальные карточки
личных рекордов.
4
3.
Наблюдение.
Чем отличаются разные способы
передвижения? Чем отличается
ползание от ходьбы? Ходьба от бега?
Ходьба от прыжков? Бег от
прыжков? Прыжки вверх от прыжков
в длину?
Что общего в разных видах бега,
ходьбы, кувырках?
Классификация.
Способы передвижения отличаются
друг от друга участием разных
конечностей, усилиями,
продолжительностью. Это можно
увидеть, услышать, прочувствовать.
Общими в разных видах передвижения
могут быть отдельные элементы.
Нужно выбрать один признак и
Ходьба, бег, прыжки, метания,
ползание, передвижение на
четвереньках (разными способами:
галопом, иноходью, рысью).
22
Как построить классификацию?
выстроить классификацию.
4.
Состояния.
От чего зависит состояние на уроке?
Как разные упражнения влияют на
состояние организма человека?
Состояние может зависеть от нагрузки
на уроке, от упражнений
(однообразных, разнообразных,
быстрых, медленных).
Упражнения, в которых задействовано
большее количество мышц, вызывают
большее увеличение пульса.
Упражнения, которые выполняются с
большой скоростью, вызывают большее
увеличение пульса.
Передвижения на лыжах.
14
№п/п
Тема
Тезис (что должны усвоить учащиеся)
Действия, на которых решается
задача.
Прим. кол-во
часов
5.
Диагностика двигательных качеств.
Каждому человеку необходимо знать,
как растут показатели физических
возможностей.
Нормативы для девочек и мальчиков
7, 8 лет. Индивидуальные карточки
личных рекордов.
4
6.
Процессы.
Сравнение результатов диагностики
двигательных качеств.
Учебный процесс влияет на развитие
двигательных качеств.
Гимнастические и легкоатлетические
упражнения.
13
7.
Диагностика двигательных качеств.
Что можно узнать по
индивидуальной карте-графику?
Занимающийся физкультурой должен
знать, как идёт процесс его физической
подготовленности.
Каждому человеку необходимо знать
как изменяются показатели физических
возможностей, если он
целенаправленно занимался физ.
нагрузками длительное время (в
течение учебного года).
Нормативы для девочек и мальчиков
7,8 лет.
Индивидуальная карточка-график
движения рекордов. Определение
роста, определение прогресса,
определение самого сильного и
самого слабого места по
индивидуальной карте-графику.
3
ВСЕГО
66
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования (далее – система оценки).
1) Классификация видов двигательного действия (прыжков, бега, метаний, и т.д.). Например, если берётся за основу классификации постановка стопы
на опору, то бег может быть: с постановкой стопы с передней части; с пятки; одна нога с передней части, другая с пятки; с постановкой стопы на
внешнюю поверхность, на внутреннюю поверхность.
2) Оценка правильности выполнения элемента. Начинается работа над умением оценивать действия другого. Полгруппы по очереди выполняют
упражнение, полгруппы – оценивает их действия по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты. Это
даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других.
3) Самооценка правильности выполнения элементов.
3) Правильное выполнение элемента.
4) Описание какого-либо вида изучаемого действия. Описание производится в виде инструкции.
Таблица 2
Учебные задачи для второго класса по физической культуре
№п/п
Тема
Тезис
Действия, на которых решается
задача.
Прим. кол-во часов
1.
Как выявить эффективность
разных видов двигательного
действия?
Нужно в полную силу выполнить
двигательное действие разными
способами и сравнить их
результаты.
Гимнастические и
легкоатлетические упражнения.
6
2.
Диагностика двигательных
качеств.
Каждому человеку необходимо
знать, как растут показатели
физических возможностей.
Нормативы для девочек и
мальчиков 8, 9 лет.
Индивидуальные карточки
личных рекордов.
3
3.
Как научиться контролировать
двигательные действия (оценка
и самооценка)?
Нужно выявить эффективные
элементы техники, которые и
станут критериями оценки
Ходьба, бег, прыжки, метания,
лыжные хода.
22
3.
Как улучшить результат в
двигательном действии?
Нужно в целостном упражнении
выделить элемент, в котором
допускается ошибка, и отработать
его в «чистом виде» в специально
подобранном упражнении
Передвижения на лыжах,
гимнастические и
легкоатлетические упражнения.
33
4.
Диагностика двигательных
качеств.
Каждому человеку необходимо
знать, как растут показатели
физических возможностей.
Нормативы для девочек и
мальчиков 8, 9 лет.
Индивидуальные карточки
личных рекордов.
4
ВСЕГО
68
Система оценки :
1) умение выявить проблему;
2) умение выдвигать гипотезу;
3) постановка задач исследования;
4) анализ литературы(работа с учебником, дополнительной литературой, интернет ресурсами)
Диагностика: Умение поставить цель упражнения. Умение описывать ощущения. Написание инструкций. Объективность оценки. Объективность
самооценки. Уровень сформированности объяснительных (теоретических) знаний.
Результатом первых трёх этапов мы имеем: знание, от чего зависит эффективность двигательного действия (элементы, обусловливающие
эффективность); умение видеть ошибки других и собственные. Определив ошибки (неправильные элементы), нужно подобрать упражнения для их
отработки.
Таблица 3
Учебные задачи для третьего класса по физической культуре
№п/п
Тема
Тезис
Действия, на которых решается
задача.
Прим. кол-во часов
1.
Как влияет бег на организм
человека?
Нужно выявить как изменяется
ЧСС после бега в разном темпе,
как изменяется ЧСС в покое после
цикла уроков, посвящённых
продолжительному бегу в среднем
темпе.
Бег и беговые упражнения.
6
2.
Диагностика двигательных
качеств.
Каждому человеку необходимо
знать, как растут показатели
физических возможностей.
Нормативы для девочек и
мальчиков 9 -10 лет.
Индивидуальные карточки
личных рекордов.
3
3.
Как влияют гимнастические и
акробатические упражнения
на организм человека?
Нужно определить действия
(тесты) для проверки степени
развития функций органов (напр.,
вестибулярного аппарата) и после
занятий гимнастикой и
акробатикой сравнить исходные и
конечные данные
Гимнастические и
акробатические упражнения.
14
3.
Как влияют занятия лыжной
подготовкой на организм
человека?
Нужно выявить как изменяется
ЧСС после ходьбы на лыжах в
разном темпе, как изменяется ЧСС
в покое после цикла уроков,
направленных на
совершенствование лыжных ходов
и продолжительному
передвижению на лыжах в
среднем темпе.
Передвижения на лыжах.
14
4.
Как влияют занятия
подвижными и спортивными
играми на организм человека?
Нужно определить тесты,
выявляющие степень развития
психомоторных качеств и
проследить изменения, которые
происходят в процессе занятий
спортивными играми.
Подвижные и спортивные игры.
Футбол: удар по неподвижному и
катящемуся мячу; остановка
мяча; ведение мяча; подвижные
игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные
передвижения без мяча; ведение
мяча; броски мяча в корзину;
подвижные игры на материале
баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча;
подача мяча; приём и передача
мяча; подвижные игры на
материале волейбола.
Подвижные игры разных
народов.
27
5.
Диагностика двигательных
качеств.
Каждому человеку необходимо
знать, как растут показатели
физических возможностей.
Нормативы для девочек и
мальчиков 9-10 лет.
Индивидуальные карточки
личных рекордов.
4
ВСЕГО
68
Диагностика. Умения подобрать упражнения для исправления ошибок в двигательном действии и правильно их выполнять, правильное выполнение
целостного двигательного действия. Умение поставить цель и найти средства (упражнения) для её достижения. Достижение результата и его оценка.
Рефлексия.
Учебные задачи для четвёртого класса по физической культуре Таблица 4
№п/п
Тема
Тезис
Действия, на которых решается
задача.
Прим. кол-во часов
1.
Как влияет бег на организм
человека?
Нужно выявить как изменяется
ЧСС после бега в разном темпе,
Бег и беговые упражнения.
6
как изменяется ЧСС в покое после
цикла уроков, посвящённых
продолжительному бегу в среднем
темпе.
2.
Диагностика двигательных
качеств.
Каждому человеку необходимо
знать, как растут показатели
физических возможностей.
Нормативы для девочек и
мальчиков 10-11 лет.
Индивидуальные карточки
личных рекордов.
3
3.
Как влияют гимнастические и
акробатические упражнения
на организм человека?
Нужно определить действия
(тесты) для проверки степени
развития функций органов (напр.,
вестибулярного аппарата) и после
занятий гимнастикой и
акробатикой сравнить исходные и
конечные данные
Гимнастические и
акробатические упражнения.
14
3.
Как влияют занятия лыжной
подготовкой на организм
человека?
Нужно выявить как изменяется
ЧСС после ходьбы на лыжах в
разном темпе, как изменяется ЧСС
в покое после цикла уроков,
направленных на
совершенствование лыжных ходов
и продолжительному
передвижению на лыжах в
среднем темпе.
Передвижения на лыжах.
14
4.
Как влияют занятия
подвижными и спортивными
играми на организм человека?
Нужно определить тесты,
выявляющие степень развития
психомоторных качеств и
проследить изменения, которые
происходят в процессе занятий
спортивными играми.
Подвижные и спортивные игры.
Ф у т б о л : у д а р
п о
неподвижному
и
катящемуся
мячу;
остановка
мяча;
ведение
мяча;
подвижные
игры
н а
материале футбола.
Б а с к е т б о л : специальные
передвижения без мяча; ведение
мяча;
броски
мяча
в
корзину;
подвижные
игры
на
материале
баскетбола.
В о л е й б о л : подбрасывание
мяча;
подача
мяча;
приём
и
27
передача мяча; подвижные игры
н а
м а т е р и а л е
в о л е й б о л а .
П о д в и ж н ы е
и г р ы
р а з н ы х
народов.
5.
Диагностика двигательных
качеств.
Каждому человеку необходимо
знать, как растут показатели
физических возможностей.
Нормативы для девочек и
мальчиков 10 11 лет.
Индивидуальные карточки
личных рекордов.
4
ВСЕГО
68
Диагностика сформированности УУД учащихся начальной школы
УУД
Действия
Диагностика
ЛУУД
Знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие
морального сознания как переходного от
доконвенционального к конвенциональному
уровню.
Учебная мотивация.
Соблюдение конвенциональных норм.
Количество случаев нарушения
договорённостей.
Тест «Оценка школьной мотивации учащихся
начальных классов»
Отметки не выставляется.
РУУД
Целеполагание
1. Цели передвижений.
2. Цели упражнений для разминки.
3. Цель упражнений для отработки элементов.
4. Определение цели каждого элемента ДД.
1. Устный опрос,
тестирование.
2. Оценка практических действий.
Результаты работы в рабочей тетради, оценка
умения.
Устный, письменный опрос.
Планирование
(определение промежуточных целей).
1. Умение подобрать упражнения для
качественной самостоятельной разминки.
2. Умение составить план эксперимента.
1. Письменная работа,
оценка практических действий.
2. Соответствие плана проблеме и выдвинутой
гипотезе.
Прогнозирование (увидеть то, что будет)
Прогноз личных рекордов
Подтверждение прогноза.
Контроль
Выделение контрольных точек отдельных
Правильность выполнения элементов.
элементов ДД.
Коррекция
1. Умение вносить изменения в выполняемые
виды ДД.
Управление движениями.
2. Исправлять ошибки в ДД,
корректировать ход работы над УЗ.
3. Умение подобрать упражнения для
исправления ошибок
1. Правильное выполнение разных видов ДД.
2. Положительная динамика техники
выполнения ДД.
3. Качество упражнений. Положительная
динамика техники выполнения ДД
Оценка
1. Умение выбрать критерии для оценки.
2. Умение оценить правильность выполнения
элемента ДД другого и себя.
1. Степень обоснованности критериев оценки.
2. Объективность оценки и самооценки.
ПУУД
Классификация
Умение классифицировать виды ДД
1. Обоснованность выбора основания для
классификации.
2. Полнота классификации.
Постановка и формулирование проблемы.
Умение сформулировать проблему.
Тест «Формулировка проблем».
Знаково-символические действия.
1. Умение составить схему ДД.
2. Умение выявить сущностное отношение в ДД
и изобразить его в знаково-символической
форме.
1. Правильность схемы ДД.
2. Соответствие выполненного задания сути
результативности ДД.
Выдвижение гипотезы.
Умение выдвинуть гипотезу.
Соответствие гипотезы сформулированной
проблеме.
КУУД
Действие по инструкции
Умение правильно выполнить действие по
инструкции.
Количество ошибок при выполнении действия
по инструкции.
Составление инструкций.
Умение составить устную и письменную
инструкции ДД.
Степень совпадения инструкции с эталоном ДД.
Контроль действий другого.
Умение контролировать действия другого.
Степень объективности контроля.
Знания
Эмпирические
Знание техники Д.Д.
Полнота описания техники ДД.
Теоретические
Объяснение причинно-следственных связей.
Правильность объяснения причин выполнения
эффективных элементов ДД.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной
деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у
обучающихся
универсальных
способностей
(компетенций).
Эти
способности
(компетенции)
выражаются
в
метапредметных
результатах
образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая
культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
—
активно
включаться
в
общение
и
взаимодействие
со
сверстниками
на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
—
технически
правильно
выполнять
двигательные
действия
из
базовых
видов
спорта,
использовать
их
в
игровой
и
соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры,
характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
—оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
—
характеризовать
физическую
нагрузку
по
показателю
частоты
пульса,
регулировать
ее
напряженность
во
время
занятий
по
развитию
физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре по четвертям
(1-4 классы)
Количество часов (уроков)
№ п/п
Вид программного материала
Класс
1
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
1
Базовая часть
57
64
65
66
1.1
Основы знаний о физической культуре
3
3
2
1
1.2
Подвижные игры с элементами спортивных игр
6
9
11
10
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
20
21
21
24
1.4
Легкая атлетика
16
19
19
19
1.5
Лыжная подготовка
12
12
12
12
2
Вариативная часть
9
4
3
2
2.1
Подвижные игры
9
4
3
2
Итого
66
68
68
68
Тестирования
Физические способности
Физические упражнения
Скоростные
Бег 30 м с высокого старта, сек
Силовые, скоростно - силовые
Прыжок в длину с места, см
Подъем туловища за 30 сек
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, количество раз
Вис, сек
Выносливость
Бег 1000 м
Координация
Челночный бег 3 x 1 0 м, 4 х 9м, сек
Метания: на дальность и точность
Гибкость
Наклоны вперед, см
Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы.
Календарно – тематическое планирование составлено ситуационно. Порядок уроков может быть изменен из – за климатических условий.
Методические пособия:
1.
В.И.Лях. Физическая культура.1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 13 – изд. – М.: Просвещение, 2012.
2.
А.Ю. Патрикеев. Поурочные разработки по физической культуре. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2014.
3.
В.И.Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.: Просвещение, 2012.
4.
Коллектив авторов: Тихонов А.М., Полякова Т.А. Кечкин Д.Д., Волосатых О.О. Примерная программа по физкультуре для начальной школы.-
ПГГПУ.
5.
Тихонов А.М. Особенности учебного процесса по физической культуре на разных ступенях образования. – Пермь.: ПГГПУ.
6.
Интернет – ресурсы.
Календарно – тематическое планирование по комплексной программе
физического воспитания при 2 – урочных занятиях в неделю в 2 – 4 классах
на 2015 – 2016 учебный год
Условные обозначения форм урока по физической культуре
Тип урока: Методы ведения урока:
Вводный (В.у.) Фронтальный (Ф.м.)
Урок ознакомления с новым материалом (Н.у.) Поточный метод (П.м.)
Смешанный урок (См.у.) Посменный метод (Пс.м.)
Учетный урок (У.у.) Групповой метод (Г.м.)
Урок совершенствования с выполнением
пройденного материала (С.у.)
ДУ – двигательные умения, РКК – развитие координационных и кондиционных способностей, ОФК – основные физические качества
Планирование учебного материала по четвертям
Раздел программы
общее
2 кл
1 ч
2 ч
3 ч
4 ч
общее
3 кл
1ч
2ч
3ч
4ч
общее
4 кл
1ч
2ч
3ч
4ч
Знания о физической культуре
3
3
0
0
0
2
2
0
0
0
1
1
0
0
0
Гимнастика с элементами акробатики
21
2
14
2
3
21
2
14
2
3
24
2
14
5
3
Легкая атлетика
19
8
0
2
9
19
8
0
3
8
19
8
0
3
8
Лыжная подготовка
12
0
0
12
0
12
0
0
12
0
12
0
0
12
0
Подвижные и спортивные игры
13
5
0
4
4
14
6
0
3
5
12
7
0
0
5
Всего
68
18
14
20
16
68
18
14
20
16
68
18
14
20
16
№
2
кл
асс
3
кла
сс
4
кла
сс
Наименование
раздела
программы,
темы урока
Кол-
во
часо
в
Форма
урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки обучающихся
(результат)
Вид контроля
Информаци
онное
сопровожде
ние
Дата проведения
Д/З
Рекомендации для
работы дома
План
Факт
1.
1.
1.
Знания о
физической
культуре.
Организационн
о-методические
указания на
уроках
1
В.у.
Ф.м.
Основы
т/безопасности,
профилактика
травматизма
Фронтальный
опрос
Инструкции
, журнал по
ТБ
2.
2.
2.
Легкая
атлетика
Тестирование
бега на 30м с
высокого
старта
4
У.у.
П. м
ОФК
Владеть навыком
систематического
наблюдения за своим
физическим состоянием за
счет отслеживания
изменений показателей
развития ОФК – быстроты,
беговая разминка, ПИ
Фиксирование
результата
2.Повторить дома
повороты направо
и налево
3. стр.18-19
4. стр.95
«Выполни»
3.
3.
3.
Техника
челночного
бега.
Челночный бег.
См.у.
Г.м.
П. м.
ОФК
Иметь представление о
технике челночного бега
Углубленное
представление о технике
челночного бега
Корректировка
техники бега
2.Повторить
технику
челночного бега.
3.стр.20
4.Техника
поворота в
челночном беге.
4.
4.
4.
Тестирование
челночного
бега.
У.у.
Пс.м.
П.м.
ОФК
Владеть навыком
-//-быстроты и
координации движений
Фиксирование
результата
2.Упражнения на
равновесие.
3.стр.21-22
4.Техника
высокого старта
5.
5.
5.
Техника
метания мяча
на дальность.
Способы
метания мяча
на дальность.
Тестирование
См.у.
Г.м.
У.у.
ДУ и навыки
ОФК
Иметь представление о
технике метания мяча на
дальность.
Владеть навыком
Корректировка
техники
метания.
Фиксирование
2. стр.100-102
3.стр.22-25
4. История
Заметки учителя
Календарно – тематическое планирование по комплексной программе
физического воспитания при 2 – урочных занятиях в неделю в 1 классе (66 часов)
на 2015 – 2016 учебный год
Условные обозначения форм урока по физической культуре
Тип урока: Методы ведения урока:
Вводный (В.у.) Фронтальный (Ф.м.)
Урок ознакомления с новым материалом (Н.у.) Поточный метод (П.м.)
Смешанный урок (См.у.) Посменный метод (Пс.м.)
Учетный урок (У.у.) Групповой метод (Г.м.)
Урок совершенствования с выполнением
пройденного материала (С.у.)
ДУ – двигательные умения, РКК – развитие координационных и кондиционных способностей, ОФК – основные физические
качества
Планирование учебного материала по четвертям
Раздел программы
общее
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Знания о физической культуре
3
3
0
0
0
Гимнастика с элементами акробатики
20
2
14
1
3
Легкая атлетика
16
7
0
2
7
Лыжная подготовка
12
0
0
12
0
Подвижные игры
15
6
0
3
6
Всего
66
18
14
18
16
№
Наименование
раздела
программы,
темы урока
1 класс
Кол-во
часов
Форма
урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
(результат)
Вид контроля
Информаци-
онное
сопровожде-
ние
Дата проведения
Д/З
Рекомендации для
работы дома
План
Факт
1.
Знания о
физической
культуре.
Организационно
-методические
указания.
1
В.у.
Ф.м.
Основы
т/безопасности,
профилактика
травматизма
Фронтальный
опрос
Инструкции,
журнал по ТБ
2.
Легкая
атлетика
Тестирование
бега на 30м.
3
У.у.
П. м
ОФК
Иметь представление о
том, как проводится
тестирование бега на
30 м
Фиксирование
результата
Повторить дома
повороты направо
и налево
3.
4.
Техника
челночного бега.
Тестирование
челночного бега.
Н.у.
Г.м.
У.у.
П. м.
Иметь представление о
дистанции, ее
значении для ТБ на
уроках физкультуры
Корректировка
техники бега
Фиксирование
результата
Повторить
технику
челночного бега,
повороты
5.
6.
Знания о
физической
культуре.
Возникновение
физической
культуры и
спорта.
Подвижные
игры.
Русская
народная
подвижная игра
1
1
Н.у.
Ф.м.
См.у.
Г.м.
Социально-
культурные и
исторические
основы
Социально-
культурные и
исторические
основы
Иметь представление о
возникнов. фк и
спорта. Знать правила
русской народной игры
«Гуси-лебеди»
Иметь представление о
культуре русского
народа, переданной
через подвижные игры
Фронтальный
опрос
Визуальная
оценка действий
Материал для
учителя
(приложение)
Повторить слова
стихотворного
сопровождения к
игре «Гуси-
лебеди»
Олимпийские
игры
1 класс
Проверьте свою силу
Контрольные
упражнения
мальчики
девочки
отлично
хорошо
удовл.
отлично
хорошо
удовл.
Подтягивание, раз
12
9-11
Менее 9
9
7-8
Менее 7
Сгибание
и
разгибание
рук
в
упоре
лежа, раз
Поднимание
туловища
из
положения
лежа руки за головой за 30с, раз
15
8-14
Менее 8
15
8-14
Менее 8
Вис на время, с
60
30-59
0-29
60
30-59
0-29
Проверьте свою быстроту и скоростно-силовые способности
Бег30м, с
6,2
6.3-6.7
6,8и более
6,3
6,4-6.9
7,0 и более
Броски
мяча
в
горизонтальную
цель,
количество раз
5-6
3-4
2 и менее
5-6
3-4
2 и менее
Прыжки в длину с места, см
118
115-117
Ближе 115
116
113-115
Ближе 113
М е т а н и е
т е н н и с н о г о
м я ч а
н а
дальность, м
8
4-8
Ближе 4м
8
4-8
Ближе 4м
Проверьте свою ловкость
Бег 3х10 м, с
10,5
10,6-10,9
11,0
10,7
10,8-11,2
11.3
Проверь свою гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
+6
От 0 до +5
-
+6
От 0 до
+5
-
2 класс
Проверьте свою силу
Контрольные
упражнения
мальчики
девочки
отлично
хорошо
удовл.
отлично
хорошо
удовл.
Подтягивание, раз
14
10-13
Менее 10
13
9-12
Менее 9
Сгибание
и
разгибание
рук
в
упоре
лежа, раз
Поднимание
туловища
из
положения
лежа руки за головой за 30с, раз
16
10-15
Менее 10
16
10-15
Менее 10
Вис на время, с
70
40-69
0-39
60
30-59
0-29
Проверьте свою быстроту и скоростно-силовые способности
Бег30м, с
6,0
6.1-6.6
6,7и более
6,2
6,3-6.7
6,8 и более
Броски
мяча
в
горизонтальную
цель,
количество раз
5-6
3-4
2 и менее
5-6
3-4
2 и менее
Прыжки в длину с места, см
143
128-142
Ближе 128
136
118-135
Ближе 118
М е т а н и е
т е н н и с н о г о
м я ч а
н а
дальность, м
10,1
6-10
Ближе 6м
10,1
6-10
Ближе 6м
Проверьте свою ловкость
Бег 3х10 м, с
10,0
10,1-10,5
10,6
10,2
10,3-10,8
10,9
Проверь свою гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
+6
От 0 до +5
-
+6
От 0 до
+5
-
Проверь свою выносливость
Бег 1000м без учета времени
3 класс
Проверьте свою силу
Контрольные
упражнения
мальчики
девочки
отлично
хорошо
удовл.
отлично
хорошо
удовл.
Подтягивание, раз
20
19-15
Менее 15
19
18-14
Менее 14
Сгибание
и
разгибание
рук
в
упоре
лежа, раз
Поднимание
туловища
из
положения
лежа руки за головой за 30с, раз
21
13-20
Менее 13
21
13-20
Менее 13
Вис на время, с
70
40-69
0-39
60
30-59
0-29
Проверьте свою быстроту и скоростно-силовые способности
Бег30м, с
5,8
5,9-6.3
6,4и более
6,2
6,3-6,5
6,6 и более
Броски
мяча
в
горизонтальную
цель,
количество раз
5-6
3-4
2 и менее
5-6
3-4
2 и менее
Прыжки в длину с места, см
150
149-131
Ближе 130
143
142-126
Ближе 125
М е т а н и е
т е н н и с н о г о
м я ч а
н а
дальность, м
12
8-12
Ближе 8м
12
8-12
Ближе 8м
Проверьте свою ловкость
Бег 3х10 м, с
9,5
9.6-10,0
10,1
9,9
10,0-10,4
10,5
Проверь свою гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
+6
От 0 до +5
-
+6
от 0 до +5
-
Проверь свою выносливость
Бег на 1000м на время
5,30
5,31-6,00
6,01
6,30
6,31-7,00
7,01
Ходьба на лыжах 1 км на время
8,00
8,01-8,30
8,31
8,30
8,31-9,00
9,01
4 класс
Проверьте свою силу
Контрольные
упражнения
мальчики
девочки
отлично
хорошо
удовл.
отлично
хорошо
удовл.
Подтягивание(м), раз
4
2-3
1
Сгибание
и
разгибание
рук
в
упоре
лежа, раз
30
20-29
Менее 20
Поднимание
туловища
из
положения
лежа руки за головой за 30с, раз
21
16-20
Менее 15
21
16-20
Менее 15
Вис на время, с
71
60-70
0-59
71
60-70
0-59
Проверьте свою быстроту и скоростно-силовые способности
Бег30м, с
5,5
5,6-6,0
6,1и более
6,0
6,1-6,3
6,4 и более
Броски
мяча
в
горизонтальную
цель,
количество раз
5-6
3-4
2 и менее
5-6
3-4
2 и менее
Прыжки в длину с места, см
160
145-159
Ближе 144
152
137-151
Ближе 136
М е т а н и е
т е н н и с н о г о
м я ч а
н а
дальность, м
14
10-14
Ближе 10м 14
10-14
Ближе 10м
Бег 60м,с
10.3
10,4-10,8
10,9
10,6
10,7-11,1
11.2
Проверьте свою ловкость
Бег 3х10 м, с
9,0
9,1-9,4
9.5
9,4
9,5-9,9
10,0
Проверь свою гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
+7
От 0 до +6
Менее 0
+7
от 0 до +6
Менее 0
Проверь свою выносливость
Бег на 1000м на время
5,00
5,01-5,30
5,31
5,30
5,31-6,00
6,01
Ходьба на лыжах 1 км на время
7,30
7,31-8,00
8,01
8,00
8,01-8,30
8,31