Роль театральной деятельности в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Автор: Бутко Юлия Анатольевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ №77 Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: статья Тема: Роль театральной деятельности в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №77 Г. ТОМСКА
Роль театральной деятельности в развитии музыкальных
способностей детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель Бутко Юлия Анатольевна
Исследования
известных
учёных
и
педагогов
доказывают
возможность
и
необходимость
формирования
у
ребёнка
памяти,
мышления,
воображения
с
очень
раннего
возраста.
Не
является
исключением и возможность раннего развития
у детей музыкальных
способностей.
Музыкальность
подразумевает
под
собой
комплекс
способностей, позволяющих активно проявлять себя в различных видах
музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, игре на
музыкальных инструментах, музыкальном творчестве. Эти способности
включают в себя звуковысотный слух, чистоту интонирования, чувство
ритма, ладовое чувство. Музыкальность ребёнка не развивается сама по
себе, она формируется в самой музыкальной деятельности, в том числе и в
театрализованной.
Театр
–
это
синтез
искусств,
универсальное
средство
воспитания
дошкольника.
Театрализованная
деятельность
способствует
активному
самовыражению и самореализации ребенка, помогает осуществлять его
эмоциональное
развитие.
Дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями
героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины
того или иного поведения. Музыка, в свою очередь, позволяет более полно
и глубоко раскрыть образ персонажа.
В
своей
работе
мы
используем
театрализованные
музыкальные
представления, которые предполагают движение под музыку, пение, игру
на детских музыкальных инструментах. Всё это способствует, в конечном
счёте,
развитию
музыкальной
одарённости.
Театрализация
позволяет
ребёнку в песне, танце, мимике, пантомиме передать характер, основные
черты
и
особенности
сказочного
персонажа.
Театрализованная
деятельность
также
помогает
сделать
процесс
развития
музыкальных
способностей более интересным, ярким и результативным для ребёнка.
Создание
спектакля
с
дошкольниками
-
очень
увлекательное
и
полезное
занятие.
Совместная
творческая
деятельность
вовлекает
в
процесс
постановки
даже
недостаточно
активных
детей,
помогая
им
преодолеть трудности в общении, раскрыть творческий потенциал.
Как
правило,
материалом
для
сценического
воплощения
служат
сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие
как
на
речевую
деятельность,
так
и
эмоциональную
сферу
ребенка.
Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции
детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных
корнях
и
обладает
богатым
социальным,
нравственно-педагогическим
потенциалом.
Сказка
как
музыкально-театрализованное
представление
выполняет
следующие функции:
1.
Обогащает музыкально - двигательный опыт ребёнка благодаря
использованию фольклорного репертуара: песен, плясок, игр, хороводов,
частушек, прибауток, закличек и др.);
2.
Приобщает
новое
поколение
к
общечеловеческому
и
этническому опыту;
3.
Развивает
и
реализует
творческий
потенциал
личности,
образное и абстрактное мышление;
4.
Формирует
языковую
культуру
личности,
активизирует
и
развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
5.
Развиваются основные языковые функции - экспрессивная и
коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу).
При работе над спектаклем формируются такие качества личности,
как:
1.
Творческая активность, предполагающая способность ребёнка
действовать самостоятельно и проявлять инициативу;
2.
Социальная
компетентность,
связанная
с
сопереживанием
и
содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций,
способов общения и поведения.
3.
Уверенность в себе, позволяющая ребёнку более ярко раскрыть
свой внутренний потенциал.
Нашей
приоритетной
задачей
в
работе
над
спектаклем
является:
развитие музыкальной и творческой одарённости ребёнка. Работа в этом
направлении ведётся систематически и планомерно начиная с младшего
дошкольного возраста.
В
младшей
группе
у
детей
формируются
простейшие
образно
–
выразительные
умения
(умение
имитировать
характерные
движения
животных). Под музыку «Цыплята» муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной
дети изображают строгую курочку и послушных цыплят, пьеса «Медведь»
В.Ребикова помогает передать образ неуклюжего медведя, произведение
«Кошка и котята» В.Витлина позволяет передать в движениях спокойную
маму-кошку и непослушных, непоседливых котят и т.д.
В
средней
группе
дети
обучаются
элементам
художественно
–
образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Дети
могут не только подражать сказочным животным, но и исполнять короткие
песенки,
простейшие
движения
под
музыкальное
сопровождение,
передавая
тем
самым
характерные
черты
персонажа.
В
этом
возрасте
начинаем
разыгрывать
самые
простые
сказки:
«Теремок»,
«Колобок»,
«Репка».
В
старшей
группе
совершенствуются
художественно
–
образные
исполнительские
умения.
Движения
танца
усложняются,
песни
исполняются
сольно,
дуэтом,
трио,
ансамблем.
Активно
используются
музыкальные инструменты как для танцевальных номеров, так и в качестве
аккомпанемента:
это
деревянные
ложки,
трещётки,
колокольчики,
музыкальные
молоточки
и
др.
Дети
стремятся
исполнять
не
только
положительные,
но
и
отрицательны
образы
сказки.
Мы
с
детьми
разыгрываем такие произведения как: «Маша и медведь», «Три медведя»,
«Заюшкина избушка» и др.
В
подготовительной
к
школе
группе
развивается
творческая
самостоятельность
в
передаче
образа,
выразительность
речевых
и
пантомимических
движений.
Усложняется
содержание
сказок:
«Гуси
–
лебеди»,
«По
щучьему
велению»,
«Крошечка
Хаврошечка»
и
др.,
усложняется также и музыкальный материал.
На этапе обсуждения спектакля детям предлагается право выбора
роли.
Педагогами
учитывается
не
только
желание
ребёнка,
но
и
его
внутренний темперамент и психологические особенности.
Постепенно отрабатываются отдельные сцены сказки, разучивается
музыкальный репертуар (песни и танцы). Когда весь текст и репертуар
разучен,
проходит
репетиция
всей
сказки
целиком
с
атрибутами
и
декорациями.
Работа над сказкой ведётся не только с детьми, но и с родителями.
Проводятся беседы о ценности подобных постановок, о необходимости
участия родителей в работе над образом, ролью, подготовкой костюмов и
декораций.
В своей работе мы используем не только русские народные сказки,
авторские, но и сочинённые мною: «Снеговик собирает друзей», «Кот
рыболов», «Грибная сказка».
Совместно с воспитателем старшей группы в течение 2015- 2016
учебного
года
был
разработан
и
реализован
проект
«Сказки
народов
Сибири». Мы знакомили детей с народами, проживающими на территории
Сибири.
Изучали
их
традиции,
особенности
национальных
костюмов,
своеобразие фольклорных образов и музыкальных мотивов. В результате
был поставлен авторский музыкальный спектакль, основанный на трёх
сказках: эвенкийской, ненецкой и алтайской. Текст сказок был обработан
мною
и
переложен
в
стихотворную
форму
для
лучшего
запоминания
детьми,
подобран
соответствующий
музыкальный
репертуар.
Для
постановки были сшиты национальные костюмы, изготовлены декорации
отображающие природу и быт народов Сибири.
Первыми благодарными зрителями стали, конечно же, родители той
группы детей, с которыми готовилась сказка. Их эмоциональная поддержка
и позитивное настроение помогли ребятам почувствовать себя настоящими
артистами и вызвали желание ещё и ещё выступать на сцене. Атмосфера
праздника, радостное настроение, совместные переживания помогли детям
сплотиться, почувствовать себя одной командой, в которой каждый был
ответственен за свою роль и переживал за других ребят.
В
процессе
работы
над
спектаклем,
на
репетициях
дети
учатся
общаться
между
собой,
познают
отношения
героев,
видят
стереотипы
поведения
людей,
как
в
обществе,
так
и
на
сцене.
Педагог
решает
проблемы
взаимоотношений
детей
в
коллективе
сверстников,
т.к.
встречаются ребята с эмоциональными проблемами, которые плохо идут на
контакт, бывают замкнутыми иногда даже отверженными. Танцевальные,
песенные,
инструментальные
номера
позволяют
им
активно
взаимодействовать, развивают музыкальные способности дошкольников.
Безусловно,
такие
мероприятия,
их
подготовка
и
проведение,
не
проходят бесследно в жизни ребёнка. Как показывает практика нашей
работы,
театрализация
является
хорошим
стимулом
для
развития
музыкальных способностей детей.