Напоминание

Роль театральной деятельности в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста


Автор: Бутко Юлия Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №77
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: Роль театральной деятельности в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №77 Г. ТОМСКА

Роль театральной деятельности в развитии музыкальных

способностей детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель Бутко Юлия Анатольевна Исследования известных учёных и педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Музыкальность подразумевает под собой комплекс способностей, позволяющих активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, музыкальном творчестве. Эти способности включают в себя звуковысотный слух, чистоту интонирования, чувство ритма, ладовое чувство. Музыкальность ребёнка не развивается сама по себе, она формируется в самой музыкальной деятельности, в том числе и в театрализованной. Театр – это синтез искусств, универсальное средство воспитания дошкольника. Театрализованная деятельность способствует активному самовыражению и самореализации ребенка, помогает осуществлять его эмоциональное развитие. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного поведения. Музыка, в свою очередь, позволяет более полно и глубоко раскрыть образ персонажа. В своей работе мы используем театрализованные музыкальные представления, которые предполагают движение под музыку, пение, игру на детских музыкальных инструментах. Всё это способствует, в конечном счёте, развитию музыкальной одарённости. Театрализация позволяет ребёнку в песне, танце, мимике, пантомиме передать характер, основные черты и особенности сказочного персонажа. Театрализованная деятельность также помогает сделать процесс развития музыкальных способностей более интересным, ярким и результативным для ребёнка. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, раскрыть творческий потенциал. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных
корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Сказка как музыкально-театрализованное представление выполняет следующие функции: 1. Обогащает музыкально - двигательный опыт ребёнка благодаря использованию фольклорного репертуара: песен, плясок, игр, хороводов, частушек, прибауток, закличек и др.); 2. Приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту; 3. Развивает и реализует творческий потенциал личности, образное и абстрактное мышление; 4. Формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка; 5. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). При работе над спектаклем формируются такие качества личности, как: 1. Творческая активность, предполагающая способность ребёнка действовать самостоятельно и проявлять инициативу; 2. Социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения. 3. Уверенность в себе, позволяющая ребёнку более ярко раскрыть свой внутренний потенциал. Нашей приоритетной задачей в работе над спектаклем является: развитие музыкальной и творческой одарённости ребёнка. Работа в этом направлении ведётся систематически и планомерно начиная с младшего дошкольного возраста. В младшей группе у детей формируются простейшие образно – выразительные умения (умение имитировать характерные движения животных). Под музыку «Цыплята» муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной дети изображают строгую курочку и послушных цыплят, пьеса «Медведь» В.Ребикова помогает передать образ неуклюжего медведя, произведение «Кошка и котята» В.Витлина позволяет передать в движениях спокойную маму-кошку и непослушных, непоседливых котят и т.д. В средней группе дети обучаются элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Дети могут не только подражать сказочным животным, но и исполнять короткие песенки, простейшие движения под музыкальное сопровождение, передавая тем самым характерные черты персонажа. В этом возрасте начинаем разыгрывать самые простые сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка».
В старшей группе совершенствуются художественно – образные исполнительские умения. Движения танца усложняются, песни исполняются сольно, дуэтом, трио, ансамблем. Активно используются музыкальные инструменты как для танцевальных номеров, так и в качестве аккомпанемента: это деревянные ложки, трещётки, колокольчики, музыкальные молоточки и др. Дети стремятся исполнять не только положительные, но и отрицательны образы сказки. Мы с детьми разыгрываем такие произведения как: «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др. В подготовительной к школе группе развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических движений. Усложняется содержание сказок: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Крошечка Хаврошечка» и др., усложняется также и музыкальный материал. На этапе обсуждения спектакля детям предлагается право выбора роли. Педагогами учитывается не только желание ребёнка, но и его внутренний темперамент и психологические особенности. Постепенно отрабатываются отдельные сцены сказки, разучивается музыкальный репертуар (песни и танцы). Когда весь текст и репертуар разучен, проходит репетиция всей сказки целиком с атрибутами и декорациями. Работа над сказкой ведётся не только с детьми, но и с родителями. Проводятся беседы о ценности подобных постановок, о необходимости участия родителей в работе над образом, ролью, подготовкой костюмов и декораций. В своей работе мы используем не только русские народные сказки, авторские, но и сочинённые мною: «Снеговик собирает друзей», «Кот рыболов», «Грибная сказка». Совместно с воспитателем старшей группы в течение 2015- 2016 учебного года был разработан и реализован проект «Сказки народов Сибири». Мы знакомили детей с народами, проживающими на территории Сибири. Изучали их традиции, особенности национальных костюмов, своеобразие фольклорных образов и музыкальных мотивов. В результате был поставлен авторский музыкальный спектакль, основанный на трёх сказках: эвенкийской, ненецкой и алтайской. Текст сказок был обработан мною и переложен в стихотворную форму для лучшего запоминания детьми, подобран соответствующий музыкальный репертуар. Для постановки были сшиты национальные костюмы, изготовлены декорации отображающие природу и быт народов Сибири. Первыми благодарными зрителями стали, конечно же, родители той группы детей, с которыми готовилась сказка. Их эмоциональная поддержка и позитивное настроение помогли ребятам почувствовать себя настоящими артистами и вызвали желание ещё и ещё выступать на сцене. Атмосфера
праздника, радостное настроение, совместные переживания помогли детям сплотиться, почувствовать себя одной командой, в которой каждый был ответственен за свою роль и переживал за других ребят. В процессе работы над спектаклем, на репетициях дети учатся общаться между собой, познают отношения героев, видят стереотипы поведения людей, как в обществе, так и на сцене. Педагог решает проблемы взаимоотношений детей в коллективе сверстников, т.к. встречаются ребята с эмоциональными проблемами, которые плохо идут на контакт, бывают замкнутыми иногда даже отверженными. Танцевальные, песенные, инструментальные номера позволяют им активно взаимодействовать, развивают музыкальные способности дошкольников. Безусловно, такие мероприятия, их подготовка и проведение, не проходят бесследно в жизни ребёнка. Как показывает практика нашей работы, театрализация является хорошим стимулом для развития музыкальных способностей детей.


В раздел образования