Влияние экологических игр на познавательную активность дошкольников
Автор: Моторкина Анастасия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Дубок" Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: Влияние экологических игр на познавательную активность дошкольников Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 125 «Дубок» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по познавательно -
речевому развитию детей» г.Чебоксары Чувашской Республики
Статья на тему:
«Влияние экологических игр на познавательную
активность дошкольников».
Подготовила воспитатель
средней группы
Моторкина А.А.
Чебоксары 2016
Познавательная
активность
-
состояние
внутренней
готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в
поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений
об окружающем мире.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность
все
чаще
является
стимулом
для
развертывания
познавательной
деятельности,
которая,
как
любая
деятельность,
характеризуется
определенной структурой.
Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение
первичного
образа
в
мире
благодаря
познавательной
активности
ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1. Познавательные процессы. Сюда относятся - восприятие,
внимание, память, воображение, мышление;
2.
Информация.
Включает
в
себя
опыт
и
достижения,
накопленные
человечеством
на
пути
познания
мира.
Сюда
же
относятся и источники информации.
3.
Отношение.
Рассматривается
как
чувственно-
эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных
эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и
события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом
связаны между собой, они заполняют и определяют друг друга .
Процесс познания маленького ребенка отличается от процесса
познания взрослого.
Взрослый познает мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для
взрослых
людей
информация
первична,
отношение
вторично,
а
у
детей - наоборот.
Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе
его жизни. Отношению к миру дети учатся у взрослых, а какое но
будет
зависит
от
нас
(на
созидание
или
на
расточительство
и
разрушение).
Необходимо, чтобы это отношение было познавательным -
мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу узнать и разгадать;
бережным - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода
и
даже
охраны,
я
хочу
защитить
мой
мир,
ему
нельзя
вредить;
созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и преумножить
эту красоту.
Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, надо
стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения,
чтобы
богатейшие
эмоционально-чувственное
восприятие
мира
позволило малышу стать ЧЕЛОВЕКОМ.
В возрасте 4-6 лет можно выделить четыре направления
развития познавательной активности детей.
1.
Знакомство
с
предметами,
явлениями
и
событиями,
выходящими
за
пределы
непосредственного
восприятия
и
опыта
детей.
2. Установление связей и зависимостей между предметами,
явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка
целостной системы представлений.
3.
Удовлетворение
первых
проявлений
избирательных
интересов детей.
4. Формирование положительного отношения к окружающему
миру.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала
внимание
педагогов.
Ф.Д.Ушинский
неоднократно
подчеркивал,
с
которой дети усиливают знания, если их сопровождать игрой. Такого
же
мнения
придерживались
ведущие
отечественные
педагоги
А.С.Макаренко, Е.И.Тикеева, Р.И.Жуковская, А.П.Усова и др. Позиция
понимания целесообразности использования игры в обучении детей
дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработка
дидактических игр, цель которых - обеспечение наилучших условий
для усвоения различных понятий, выработка навыков и умений, т.е. на
познавательскую активность.
С помощью дидактических игр решаются различные учебные
задачи:
формирование
навыков
умственной
деятельности
детей,
умение
использовать
приобретенные
знания
в
новых
ситуациях.
Дидактическая
игра
может
быть
формой
организации
обучения,
методом
закрепления
знаний,
средством
воспитания
нравственно-
волевых, коллективистских качеств.
Специфика
дидактической
игры
как
игры
обучающей
заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные
задачи.
Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее
занимательности
под
натиском
учебных
задач,
направленность
главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на
сообщение им новой информации побуждают расширить поиск связей
обучения дошкольников с игрой.
С помощью дидактических игр с экологическим содержанием
дошкольники
лучше
усваивают
новые
знания,
информацию,
впечатления об окружающем мире.