Приемы и методы руководства дидактическими играми для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Автор: Лямкина Наталья Станиславовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ гимназия №642 "Земля и Вселенная". Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Приемы и методы руководства дидактическими играми для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Раздел: дошкольное образование
Приемы и методы руководства дидактическими играми для детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в
ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В
такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как
надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе
игры усваиваются, систематизируются и обобщаются. Прежде чем начать игру,
необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается
различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов,
интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети
охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том,
что педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность
Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Педагог, знающий
особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и
преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ о содержании игры
предельно кратки и четки, но понятны детям. Поэтому в дидактических играх
целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые
отличаются выразительностью и краткостью.
Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход:
отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает
застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо
быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, педагог
использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения.
Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить
его как победителя. В
некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести
фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание
фантов - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные
задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные
действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее
веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения,
скуки. Анализируя игру, педагог
обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры,
дружно играли, радовались победе не только своей, но и других [4].
Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их
возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения
выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений,
сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать
суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к
учению, желание учиться в школе.
Но и в обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет
большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с
шестилетними детьми, описанный Ш.А. Амонашвили в его интересной книге
«Здравствуйте, дети!», и научные исследования в этой области [24].
Руководя дидактическими играми детей шести лет, педагог опирается на их
возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно
и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых
развиваются математические представления, способность к слуховому анализу
устной речи, сообразительность, выдержка и воля. Как игровой
метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения
определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения
знаний детей. Инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому
воспитателю. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-
образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными
требованиями того или иного вида занятий.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются
развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений.
Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования
и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное
звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу [28].
Однако у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко
задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика,
лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и
определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с ОНР всегда
недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании
словарного запаса и грамматического строя. ОНР может проявляться в разной
степени. Поэтому выделяют 3 уровня речевого развития [49].
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-
фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой
речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении
предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки
при построении сложноподчиненных предложений с союзами.
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат -
«часы», донышко - «чайник»);
б) подмена названий профессий названиями действий (балерина - «тетя
танцует», певец - «дядя поет»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка», деревья -
«елочки»);
г) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой»,
короткий - «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и
наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы
действий.
Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик - «столенок»,
вазочка - «вазка»).
Большое число ошибок приходится на образование относительных
прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания,
материалами, растениями и т.д. («пуховный», «пухный» - платок, «клюкин»,
«клюкный», «клюконный» - кисель…)
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны
следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»).
б) неправильное согласование численных с существительными («три
медведем», «двух карандаши»).
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривания
(«Ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал из полки»).
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я
был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).
Фонетическое оформление речи у детей с 3 уровнем речевого развития
значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений
звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и
смягчения).Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения
слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке»).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому,
что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и
синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в
школе, без помощи логопеда.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и
лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием
для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и
программой общеобразовательной школы.
Таким образом, анализ теоретических источников по проблеме исследования
позволяет сформулировать следующие выводы: игра является основной
деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе
игра служит средством воспитания и обучения.В игре совершенствуется
физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его
познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами,
игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие
всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостаточно четкое
восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или
частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее
плавности - все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность,
порождает у них и особенности поведения в игре.
Таким образом, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед
логопедом в его работе с дошкольниками.
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при
этом следует помнить об их значении в целом как средство физического,
умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру,
отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для
обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу.
Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается
определенными игровыми действиями. Обязательным
компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе
игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с детьми старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня при коррекции лексико-грамматических
нарушений:
- научить правильному образованию множественного числа существительных;
- научить самостоятельному образованию новых форм слова;
- научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения
глаголов;
- научить правильному образованию притяжательных и относительных
прилагательных;
- научить правильному согласованию существительных с прилагательными,
числительными, местоимениями;
- научить правилам согласования слов в предложениях с использованием
предлогов
- научить детей грамматически правильно строить предложения (простые,
сложносочиненные и сложноподчиненные);
- формировать навыки связной речи.
Формирование словообразования глаголов рекомендуется осуществлять в
следующей последовательности.
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
А) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),
-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),
-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),
-про- (читать - прочитать);
Б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных
суффиксов –ива-, –ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать,
заталкивать - затолкнуть).
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: -в- -вы-,
под – от-, при-, у-, пере-, за- - от-, на- -вы-:
Входит – выходит, подходит – отходит,
Влетает – вылетает, подлетает – отлетает,
Въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,
Прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,
Приезжает – уезжает, закрывает – открывает,
Прилетает – улетает, наливает – выливает,
Приходит – уходит, насыпает – высыпает
Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета,
называя действия, которые может совершать тот или иной предмет, логопед
стимулирует употребление (и формирование) слов различных лексико-
грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова,
полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой
материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если
собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются
словосочетания и короткие предложения.
Главная задача на этом этапе обучения научить детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня правильному согласованию прилагательных с
существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное
внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение
словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым
можно группировать предметы. «кто первый узнает?», «кто скорее соберет
игрушки?», «что такого же цвета?», «овощи», «угадай, что это?», «найди 2 слова
неприятеля» и др.
Игры «слушай команду», «холодно - жарко», «когда это бывает?», «что
справа?», «найди игрушку», « куда пойдешь?», «найди флажок» помогают детям
понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только
закрепляется правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о
расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) И направления
собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове
пространственно-временные отношения. Отработка этих понятий до занятий по
теме «предложение» уменьшает в дальнейшем количество структурных и
лексико-семантических ошибок в предложении.
При работе над простым предложением, основной акцент делается на
составление предложений и определение количества слов. Предложение
составляется с опорой на картинку и даётся его схема. Работа с предложением
должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать
задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В
работе с простым предложением учитывается, что в процессе обучения дети
должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение,
перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от
интонации. Далее детям предлагается
распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи
таких игр, как «чья вещь?», «чей хвост?», «составь предложение», «чем?» и др.,
дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе этих
словосочетаний, предлагается детям самим придумать предложения. Эти игры
учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым
дополнением. Так в игре «человек и животные», дети при инсценировке сказки
имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется
умение детей пользоваться простым распространенным предложением с
прямым дополнением.
Работая над предлогами в предложениях, основной нашей задачей является:
научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их
значение и пользоваться ими в собственной речи. Предлоги, как известно,
помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей
действительности и являются орудием, при помощи которого достигается
сочетаемость слов, и строится высказывание. Дети с нарушениями речи, как
выяснилось на констатирующем этапе, опускают предлоги или воспринимают
их как часть слова. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и
маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного
предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет
действие с предметом. Поэтому на занятиях предлагается детям выполнить,
например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда
положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на
поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо
что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагается поиграть в загадки,
отвечая на вопрос «у кого?» например: «у кого рога? У кого длинные уши? У
кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и
длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т.д. Игры «когда это
бывает?», «найди такое дерево», «ключи» и др., помогают детям правильно
употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».
Также в работе можно использовать сказочных героев, литературных
персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой.
Участниками занятий становятся незнайка, петрушка, карлсон, пингвиненок ,
солнечный зайчик. Игровая ситуация создается путем введения сказочного
героя. Общее
недоразвитие речи третьего уровня характеризуется нарушением всех
компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой
сторонам речи.
К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР IIIуровня имеется ряд других проблем: трудности формирования
познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
Общее недоразвитие речи третьего уровня сказывается на формировании у
детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь речевого нарушения
с другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных
дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза),
дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают
мыслительными операциями.