Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики
Автор: Бондарева Анна Александровна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ №77 Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: Публикация Тема: Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики Раздел: среднее образование
обучения на уроках информатики
Согласно принципам федерального государственного образовательного
стандарта общего образования, основная цель образования направлена на
формирование и развитие самостоятельности учебных действий. Так как
наиболее актуальными и необходимыми навыками в нашей современной
жизни являются коммуникативная и информационная компетентности,
гибкость мышления, умение ориентироваться в большом потоке информации,
умение решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой
социальной роли. В связи с этим требования к образованию меняются:
развивающая составляющая обучения приходит на смену знаниевой. Именно
поэтому становится актуальным вопрос использования системно-
деятельностного подхода, так как он направлен не на передачу готовых
знаний, а на стимулирование поиска новых, необходимых для решения задач,
знаний, развитие умений применять полученные знания на практике.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики
способствует повышению качества обучения, обеспечивает включение
учащегося в деятельность, формирует умения самоконтроля и самооценки,
создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения.
Основной целью системно-деятельностного подхода является не
обеспечить готовыми знаниями, а создать благоприятные условия для
самостоятельного открытия новых знаний.
Для достижения этой цели
учителю информатики необходимо отобрать и обработать учебный материал,
выбрать подходящие методы и средства обучения, продумать организацию
собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, спланировать
условия для взаимодействия учащихся друг с другом с целью успешного
решения учебных проблем.
Разработка урока информатики с использованием системно-
деятельностного подхода включает следующие этапы:
Автор: Бондарева Анна Александровна
учитель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую к открытию
нового знания;
учащиеся принимает проблемную ситуацию для дальнейшего
исследования;
учащиеся совместно с учителем формулируют учебную проблему и
обдумывают способы её решения;
учитель управляет поисковой деятельностью учащихся;
учащиеся осуществляет самостоятельный либо групповой поиск
решения поставленной учебной проблемы;
учащиеся совместно с учителем проводят обсуждение результатов
поиска и подводят итоги урока.
Какие же методы обучения наиболее эффективны для повышения качества
учебного процесса при использовании системно-деятельностного подхода на
уроках информатики? Наиболее результативными для этих целей являются
активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную
деятельность учащихся.
Применение активных методов обучения в образовательном процессе
способствует образованию обстановки на уроке, необходимой для успешного
саморазвития учащихся. Активные методы обучения, прежде всего,
ориентированы на личность учащегося, его активное участие в саморазвитии
и самосовершенствовании, на получение качественных знаний, на
нахождение творческих решений конкретных проблем. Также активные
методы обучения обеспечивают многоуровневое и разностороннее
взаимодействие всех участников образовательного процесса. Грамотное
построение активных методов обучения, как правило, предусматривает
диалоги, предполагающее свободный обмен мнениями о способах решения
той или иной учебной проблемы. Различают несколько видов диалога:
Автор: Бондарева Анна Александровна
побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных
стимулирующих реплик, способствующих развитию творческих
способностей учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему
вопросов для учащихся, которая активно развивает их логическое мышление.
Так как эти виды диалогов имеют разную структуру и обеспечивают разную
учебную деятельность, то выбор вида диалога зависит от того какой тип
мышления учащихся будет задействован на уроке. Чаще всего, на уроках
информатики используется подводящий диалог как активный метод
обучения. Подводящий диалог способствует определению учебной проблемы
и нахождению наиболее рационального пути её решения. Данный метод
формирует качества личности, предъявляемые современным миром, такие
как гибкость, мобильность, самостоятельность, коммуникабельность, умение
взаимодействовать с коллективом, что ведёт к формированию успешной
личности.