Напоминание

Анализ участия в чемпионате WorldSkills Приморского края по компетенции "Преподавание в младших классах"


Автор: Русакова Ольга Александровна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: Профессиональный колледж ДВФУ
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Анализ участия в чемпионате WorldSkills Приморского края по компетенции "Преподавание в младших классах"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Русакова

О.А.,

преподаватель

Профессионального колледжа ДВФУ

г. Владивосток

Анализ участия в чемпионате WorldSkills Приморского края по

компетенции «Преподавание в младших классах»
World Skills International – международное движение, целью которого является популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Соревнования профессиональных навыков проводится по более чем 45 специальностям каждые два года. В октябре 2011 года проект «Проведение Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills» был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина, что дало старт движению WorldSkills в России. Задачу участия российских команд в WorldSkills поставил Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию на 2015 год: «Разработать и утвердить комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, установив в качестве одного из его целевых показателей осуществление подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций». Основной деятельностью WSI является организация в разных странах конкурсов профессионального мастерства WorldSkills, где молодые специалисты имеют возможность заявить о себе и продемонстрировать свои профессиональные навыки. Каждые два года под эгидой WorldSkills International проходит чемпионат мира по профессиональному мастерству. Со времени проведения первого конкурса в 1946 году количество участников
увеличилось с 24 конкурсантов из двух стран до более полутора тысяч соревнующихся. Сегодня в движение WSI входят более шестидесяти стран. WorldSkills International (WSI) – это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. WSI существует с 1946 года, её создатели поставили перед собой амбициозные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки, а также для сравнения навыков и способностей людей из разных стран. 17 мая 2012 года на Генеральной ассамблее WSI, проходившей в Южной Корее на острове Чеджу, Россия официально стала 60-м членом международной организации WorldSkills International. В России национальным оператором решением Совета директоров WorldSkills International стал Фонд «Образование обществу». За время, прошедшее с момента вступления России в международную организацию, более 50 субъектов РФ вступили в движение. Сейчас в России действует 21 региональный центр WorldSkills Russia. Помимо очевидного вклада WorldSkills в популяризацию рабочих профессий, движение является самой быстрой и эффективной системой распространения международных профессиональных стандартов по всей России. WORLDSKILLS RUSSIA сегодня: - 56 Региональных координационных центра (РКЦ); - 93 региональных чемпионата (25 чемпионатов в 2014 г., 30 чемпионатов в 2015 г.); - более 10 000 конкурсантов, 15 000 экспертов, 500 000 зрителей; - 3 национальных чемпионата. С 17 по 19 ноября 2015 в Приморском крае проводился чемпионат WorldSkills. Конкурсы реализовались по 7 компетенциям: ремонт и обслуживание легковых автомобилей, поварское дело, парикмахерское искусство, сварочные
технологии электромонтажные работы, фрезерные работы на станке с ЧПУ и преподавание в младших классах.
Описание

профессиональной

компетенции

«Преподавание

в

младших

классах».
Учитель начальных классов должен владеть следующими видами деятельности: - создание условий для сохранения и укрепления здоровья младших школьников предусматривает: планирование мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка с использованием здоровьясберегающих и здоровьеразвивающих технологий; - формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; - организацию образовательного процесса с учетом требований санитарных правил и норм к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; - проведение физкультурно-оздоровительной работы; - проведение просветительско-методической работы с педагогами и родителями по формированию у учащихся мотивации к собственному здоровью, ценности здоровья и здорового образа жизни; - осуществление педагогического наблюдения за состоянием здоровья каждого ребенка. Проектирование и реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования включает в себя: - владение содержанием учебных дисциплин; - владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания; - знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности. Организация различных видов деятельности и общения детей включает в себя:
- постановку различных видов учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организацию их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания; - анализ процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей; - организовывать различные виды внеурочной деятельности: проектную, игровую, учебно-исследовательскую, художественно- продуктивную, культурно-досуговую и др. с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения характеризуется: - определением цели, задач и планирование работы с родителями; - проведение индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка; - проведение родительских собраний, привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в классе и в образовательном учреждении; - оценивание и анализ результатов работы с родителями, коррекция процесса взаимодействия с ними; координация деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя: - разработку методических материалов на основе примерных программ с учетом психолого-физиологических особенностей младшего школьного возраста (класса и отдельных обучающихся) и современных образовательных технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Организация самоанализа, построение проектов личностного и профессионального роста включает в себя: - систематизацию и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; - потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности; - оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений; участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. Конкурсная программа чемпионата по компетенции «Преподавание в младших классах» осуществлялась на базе Профессионального колледжа ДВФУ в г. Владивостока. Анализ итогов проведения чемпионата Worldskills Приморского края по компетенции «Преподавание в младших классах» показал, что обеспечение оборудованием, оформление, организация и участие волонтеров, учеников гимназии, обеспечение отдыха конкурсанток и экспертов, дежурство преподавателей, обеспечение подарков от ДВФУ, и прошла на достаточно высоком уровне. Без сомнения, можно отметить положительные результаты итогов всех конкурсных заданий чемпионата Worldskills по компетенции «Преподавание в младших классах». Участники, не получившие призовых мест, были стимулированы на дальнейшее развитие, увидели более высокий уровень педагогического мастерства, к которому нужно стремиться. Преподаватели колледжей, выполнявшие роли экспертов, смогли пообщаться и сверить качество подготовки современного учителя начальных классов по стандартам ФГОС НОО. Увидеть достоинства и недочёты в формировании профессиональных компетенций своих студентов.
Но, тем не менее, после участия в двух чемпионатах спецификации WS по компетенции «Преподавание в младших классах» (в Хабаровском и Приморском крае), можно сделать определённые выводы и пожелания организаторам будущих чемпионатов данной компетенции. 1. Каждый эксперт представляет свою участницу от учебной организации (УО) и оценивает работу других конкурсанток. С одной стороны – это рационально, т.к. не нужно приглашать независимых экспертов. Но в итоге получается не вполне объективная оценка, т.к. некоторые УО привозят по 2 участницы и выставляют по 2 эксперта. Создаётся ситуация перевеса голосов и больше баллов набирают конкурсантки с большим количеством экспертов от УО. 2. День открытия и закрытия чемпионата проводится прямо в тот же день, когда проходят этапы конкурсной программы. А желательно их организовывать до и после конкурсных дней, т.е. не в дни проведения заданий, т.к. это очень сильно перегружает участников, мешает сосредоточиться на их выполнении. Нельзя забывать, что это совсем молодые люди. 3. Возникает вопрос, правомерно ли ставить на один уровень участие студенток колледжа и уже поработавших выпускников? (Допускается участие до 23 лет). Студенты колледжа получили фактически только теоретическое обучение и провели по 2 урока русского языка, литературного чтения и математики. Даже преддипломной практики (на целый месяц) ещё не было. Конечно, мы с радостью посмотрели, как представляют свою работу выпускники, но шансов на призовое место студенты не имели. 4. К сожалению, просмотр конкурсных заданий на чемпионате не предусмотрен, кроме экспертов. Даже для колледжа-организатора это запрещено, но запрет ограничивает возможность обучения и передачи опыта. Было бы полезно разрешить присутствовать зрителям: преподавателям колледжей и студентам, желающим повысить своё мастерство.
По сле завершения чемпионата Worldskills по ком п е т е н ц и и «Преподавание в младших классах» состоялось заседание ПЦК Профессионального колледжа ДВФУ, на котором были проанализированы итоги и результаты конкурсных дней, сделаны определённые выводы. Предложено при подготовке конкурсантов преподавателям ПЦК работать в команде – прослушивать задания вместе и анализировать и давать рекомендации. Учитывать ошибки прошедшего чемпионата и работать над ними. Для чемпионата необходимо приготовить 8 сложнейших заданий, поэтому подготовку важно начинать заранее, до получения приглашения к участию в чемпионате. Рекомендовано в конце марта в начале апреля проводить аналогичный чемпионат на местном уровне в своём колледже, где можно выявить талантливых студентов, способных представлять данную компетенцию на чемпионате WORLDSKILLS RUSSIA.


В раздел образования