Автор: Шувакина Раиса Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ "Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области" Населённый пункт: село Шило-Голицыно, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Теорема Виета Раздел: полное образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Урок алгебры в 8 классе
Автор
учитель математики
Шувакина Р.Н.
Тема урока: Теорема Виета.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: проблемно – диалогическая
Цель урока: изучить теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение применять теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета в
приведенных квадратных уравнениях;
- совершенствовать навык решения квадратных уравнений;
- обеспечить мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и
социализации личности учащихся.
Развивающие :
- формировать самостоятельность и коммуникативность;
- создавать условия для проявления познавательной активности учащихся;
- учить формулировать проблему, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение,
формулировать и высказывать суждения.
Воспитательные:
- воспитание личностно значимых ценностей (установка на самообразование,
самооценку);
- воспитывать культуру умственного труда.
Материалы к уроку: презентация, лист самооценки (Приложение), задания на карточках,
эталоны и критерии для проверки и оценки, карточки для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин)
- Приветствие учителя.
- Прочитайте высказывание Бернарда Шоу (ирландский драматург, философ и
прозаик): «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
(Слайд 1)
- Как вы понимаете это высказывание?
-Урок не может быть вне деятельности, мы с вами будем трудиться в поисках научной
истины. Пожелайте друг другу удачи.
II. Актуализация знаний (5 мин)
- Какую тему мы изучаем последние уроки? (Квадратные уравнения)
- Какие уравнения называются квадратными?
- Какие уравнения называются приведенными квадратными?
- Можно ли неприведенное квадратное уравнение представить в виде приведенного?
- Каким образом?
-Запишите на доске и в тетрадях общий вид приведенного квадратного уравнения
( х
2
+ px + q = 0 ) (способ выполнения: 1 ученик у доски, остальные в тетрадях)
1
- Проверим домашнее задание: (Слайд 2)
а) 7х
2
- 9х + 2 = 0
б) 5х
2
= 12х
в) 7х
2
– 28 = 0
г) х
2
+ 20х + 91 = 0
- Задание №2. Решите уравнения (по одному уравнению) (Слайд 4) .
а) х
2
+ 6х + 5 = 0
б) х
2
– х – 12 = 0
в) х
2
+ 5х + 6 = 0
г) х
2
+ 3х – 10 = 0
д) х
2
– 8х – 9 = 0
III. Создание проблемной ситуации (2 мин)
- А сейчас я приглашаю вас в сказку «Попадет ли Золушка на бал»? (Слайд 6)
В
некотором
царстве,
в
некотором
государстве
произошла
такая
история.
Король
пригласил всех жителей своей сказочной страны на бал, но злая мачеха не хотела брать с
собой свою падчерицу Золушку (Слайд 7)
Мачеха: Золушка, ты сможешь поехать на бал, если за 5 минут найдешь сумму и
произведение корней 20 уравнений.
Золушка: Я хорошо решаю уравнения, но за 5 минут мне никак не успеть!!!
Учитель: На помощь Золушке спешит Фея.
Золушка: Здравствуй, дорогая Фея! (Слайд 8)
Фея: Золушка, не горюй. Я открою тебе секрет, и ты справишься с заданием даже
быстрей!
И Фея открыла Золушке секрет. А этот секрет, который вы сами откроете, и будет
являться темой нашего урока.
Золушка: Я все поняла, дорогая Фея! Спасибо! (Слайд 9)
И через 5 минут Золушка дала ответы. А вы сможете найти суммы и произведения корней
этих уравнений так же быстро? (Слайд 10) (Нет)
IV. Выдвижение гипотез (3 мин)
- Почему вы не можете также быстро выполнить это задание? (Не знаем секрета, не знаем
быстрого способа определения суммы и произведения корней приведенных квадратных
уравнений).
- Как вы думаете, с чем могут быть связаны корни квадратного уравнения? (C
коэффициентами).
- Какой у вас возникает вопрос? Что вам предстоит выяснить? (Существует ли связь между
корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения? Если да, то какова эта
связь?) (Слайд 11)
- Сформулируйте цель своей деятельности (Узнать, существует ли связь между корнями и
коэффициентами приведенного квадратного уравнения. Если да, то какова эта связь.)
- Предположите, существует связь между корнями и коэффициентами или нет? Какова
она? (Выдвижение гипотез, учитель все принимает) (Слайд 12)
- Если есть версии, нужно их проверить.
V. Открытие новых знаний (12 мин)
В уравнении х
2
+ pх + q = 0 D>0. Найдите сумму и произведение корней.
- Сейчас мы проведем небольшую исследовательскую работу. Работать будете в парах.
Прочитайте задание на карточке. Вы должны заполнить таблицу, проанализировать ее,
найти закономерность, и определить связь корней с коэффициентами, сделать вывод.
2
Каждая группа получает таблицу.
Проверка выполнения заданий в группах и на доске, выводы (Слайд 13)
Общий вывод:
- Ваше предположение подтвердилось? (да)
- Сделайте вывод (Связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного
уравнения существует) (Слайд 14)
-Какова она? (Сумма корней равна второму коэффициенту р взятому с противоположным
знаком, а произведение равно свободному члену q).
- Вывод: Утверждение верно для всех уравнений, имеющих корни (Слайд15)
- Это утверждение называется теоремой Виета, названной в честь французского
математика Франсуа Виета.
- Послушайте небольшую историческую справку об этом математике. (Выступление
ученика, сопровождающееся презентацией с портретом Виета)
Сообщение. Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. В родном городке Виет был
лучшим адвокатом, но главным делом его жизни была математика. Занимаясь наукой,
Виет пришел к выводу, что необходимо усовершенствовать алгебру и тригонометрию. В
1591 году Виет ввел буквенные обозначения и для неизвестных, и для коэффициентов
уравнения. Ввел формулы. Франсуа Виет отличался необыкновенной
работоспособностью. Иногда, увлекшись каким-нибудь исследованием, он проводил за
письменным столом по трое суток подряд.
- Какой же секрет открыла Фея Золушке (Теорему Виета) (Слайд 16)
- Назовите тему урока.
- Прочитаем теорему в учебнике (стр.127).
- Запишите теорему в виде символов в тетрадь (Слайд 17)
- В этой теореме о каких квадратных уравнениях идет речь? (О приведенных)
-Как быть с неприведенными? (Вначале представить в виде приведенных и применить
теорему Виета). Что вы умеете делать с неприведенными квадратными уравнениями?
- Запишите в виде символов в тетрадь (Слайд 18)
-
Для
закрепления
теоремы
Виета
я
предлагаю
вам
послушать
стихотворение
«Теорема Виета».
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе а;
3
Уравнение
х
2
+ р х + q =0
p
q
Корни
Сумма корней
Произведение
корней
х
2
+ 6х + 5 = 0
6
5
х
1
= -1, х
2
= -5
-6
5
х
2
– х – 12 = 0
-1
-12
х
1
= 4, х
2
= -3
1
-12
х
2
+ 5х + 6 = 0
5
6
х
1
= -3, х
2
= -2
-5
6
-9х
1
= -1, х
2
= 98-9х
2
+ 3х – 10 = 0
3
-10
х
1
= -5, х
2
= 2
-3
-10
-8
х
2
– 8х – 9
= 0
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда –
В числителе b, в знаменателе а.
- Существует и теорема, обратная теореме Виета. Прочитайте ее в учебнике на стр. 128,
а ее доказательство прочитаете дома.
- Запишите теорему в тетрадь (Слайд 19)
VI. Применение новых знаний (18 мин)
Задание №1 (5 мин)
- Теперь вы сможете также быстро, как Золушка, найти суммы и произведения корней 20
уравнений? (Да).
- Что будете применять? (Теорему Виета). Сумму и произведение корней первых 10
уравнений находите, работая в паре, а оставшихся 10 решаете самостоятельно.
№
x
Задание №2. Решите уравнения и выполните проверку по теореме, обратной теореме
Виета(1 ученик на открытой доске с комментированием, остальные на закрытой доске)
а) х
2
– 15х – 16 = 0; х
1
=16, х
2
= -1,
б) х
2
– 9х + 20 = 0; х
1
= 5, х
2
= 4,
в) х
2
+ 11х – 12 = 0; х
1
=1, х
2
= -12,
г) 3х
2
– 4х – 4 = 0; х
1
=2, х
2
= -2/3,
д) х
2
– 2х – 9 = 0; х
1, 2
=2±¬40/2 или х
1, 2
=1±¬10
VII. Рефлексия (2 мин)
- Сформулируйте теорему Виета.
- Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
- Что побудило нас к открытию нового знания? (Поставленная проблема)
- Вы открывали новое знание сами или учитель сам рассказал вам теорему Виета?
- Заполните шкалы в соответствии с вопросами в листе самооценки:
1) я понял(а) тему урока
2) я сделал(а) открытие нового знания сам
3) мне было комфортно на уроке
4) я доволен(а) собой.
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Теорема Виета, №580 (а-г), №581 (в, г)
5