Автор: Новокрещенова Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №4 "Уголёк" Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Здоровьесбережение Раздел: дошкольное образование
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный
путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно
в
этот
период
идёт
интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются
основные
черты
личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Превалирование
в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов
зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной
группе
6-7
лет)
в
большинстве
случаев
указывает
на
неизбежную
причастность
детей
дошкольного
возраста
к
веку
информационных
технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным
играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за
собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной
нервной
системе,
опорно-двигательному
аппарату,
а
также
повышенные
нагрузки
на
зрительный
анализатор,
подчёркивают
актуальность
всех
оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения -
одна из главных задач нашего детского сада.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к
познанию
самого
себя,
формированию
культуры
здоровья
делаются
в
дошкольном учреждении.
В
н а ш е м
с а д у
к о м п л е к с н ы й
п о д х о д
к
о р г а н и з а ц и и
здоровьесберегающего
пространства:
укрепление,
сохранение
здоровья
наших воспитанников. Коллектив сотрудников целенаправленно работает над
созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые
современные
методы
и
приемы,
адекватные
возрасту
дошкольников,
использует в работе передовой опыт.
В
нашем
детском
саду
постоянно
осваивается
комплекс
мер,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития.
Существуют
разнообразные
формы
и
виды
деятельности,
направленные на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.
И х
ком п л е кс
п ол у ч и л
в
н а с т оя щ е е
в р е м я
о б щ е е
н а з в а н и е
«здоровьесберегающие технологии».
Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка - это поступление в
детское
дошкольное
учреждение.
В
детском
саду
созданы
оптимальные
условия
для
комфортного
пребывания
детей,
а
также
их
всестороннего
развития.
Разнообразные
лечебно
-
оздоровительные
м е р о п р и я т и я ,
осуществляемые
в
рамках
программы
по
здоровьесбережению,
наряду
с
активно проводимой разносторонней санитарно - просветительной работой,
позволяют
максимально
использовать
все
доступные
средства
для
достижения главной цели - формирование, сохранение и укрепление здоровья
всех детей дошкольного учреждения.
В
детском
саду
проводится
обширный
комплекс
оздоровительных
мероприятий:
Соблюдение
температурного
режима,
проветривание,
согласно
СанПиН.
Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения).
Утренняя гимнастика.
Гимнастика после сна.
Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия.
Правильная организация прогулок и их длительность.
*соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с
родителями).
Мытье прохладной водой рук по локоть – средний-старший возраст.
Комплекс контрастных закаливающих процедур - старший возраст.
Самомассаж
Витаминотерапия
Неделя здоровья (2 раза в год). Три раза в неделю дети посещают
физкультурные занятия, которые проводят воспитатели, в том числе один раз
(в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся
на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того,
проводятся спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.
Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком)
в целях профилактики вирусных инфекций.
В
период
повышенной
заболеваемости
ОРВИ
и
ОРЗ
–
проводится
вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников.
В
группах
воспитатели
проводят
с
детьми
корригирующую
и
дыхательную гимнастику после дневного сна. Осуществляется воздушное,
солнечное закаливание (летом).
Систематически
проводится
гимнастика
для
глаз
с
целью
профилактики близорукости. Важная роль в рамках здоровьесберегающих
программ
отводится
противоэпидемической
работе
и
медицинскому
контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-
гигиеническими правилами.
Осуществляется
витаминопрофилактика
(витаминизация
третьих
блюд).
Также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики;
логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).
Вышеперечисленные
оздоровительные
мероприятия
направлены
на
сохранение
имеющегося
потенциала
здоровья
и
на
своевременную
коррекцию
возникающих
отклонений.
Для
этой
цели
дети,
посещающие
детский сад, ежегодно осматриваются врачом педиатром, старшие группы
узкими специалистами.
Большинство
детей
дошкольного
возраста
относятся
по
состоянию
здоровья
к
так
называемой
«группе
риска»
-
II
группе
здоровья
(дети,
имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального
характера).
Именно
поэтому
становится
понятной
значимость
всех
оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.
Цель детского сада вовремя откорректировать возникающие отклонения
в состоянии здоровья и не допустить перехода II группы здоровья в III. В
случае же наличия у ребенка хронической патологии важно не допустить
обострения
основного
заболевания
в
важный
для
ребёнка
период
-
поступление в первый класс.
Здесь большое значение имеет наличие непрерывной преемственности в
работе между дошкольно-школьным отделением, родителями и участковой
педиатрической службой.
Большое
внимание
уделяется
санитарно-просветительной
работе.
Оформляются папки передвижки, ширмы для родителей на различные темы:
«Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в
домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки -
источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний»,
«Профилактические прививки и их значение» и др.
Таким
образом,
каждая
из
рассмотренных
технологий
имеет
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к
здоровому образу жизни.
В
целях
всестороннего
развития,
раскрытия
каждого
ребенка
как
личности, подготовке детей к школе, с ними занимается логопед. Кроме того,
в детском саду работают разнообразные кружки.
Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических
дефектов.