Развитие речи через знакомство с народными традициями
Автор: Виноградова Ольга Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ детский сад №134 Населённый пункт: г.Тюмень Наименование материала: Статья Тема: Развитие речи через знакомство с народными традициями Раздел: дошкольное образование
Раздел статьи «Развитие речи»
Автор статьи учитель – логопед
Виноградова Ольга Викторовна
МАДОУ детский сад №134 г. Тюмени
Развитие речи через знакомство с народными традициями и
культурой жителей Тюменского региона
Речь занимает центральное место в процессе психического развития,
развитие
речи
внутренне
связано
с
развитием
мышления
и
с
развитием
сознания в целом.
Овладение
родным
языком,
развитие
речи
является
одним
из
важных
приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая
основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек
должен овладеть всеми богатствами родного языка.
Поэтому
одна
из
главнейших
задач
детского
сада
–
формирование
правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка
своего народа.
Важнейшим принципом обучения родному языку является комплекс решения
всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии при ведущей
роли связной речи.
Наш детский сад работает, ориентируясь на идеи народной педагогики.
При
реализации
задач
всех
образовательных
областей
мы
строим
свою
работу с учетом информации о региональных и культурных особенностях
Тюменского региона.
Основными задачами являются:
способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре,
истории народов нашего региона;
формировать
эмоционально-положительное
отношение
к
представителям
культур Тюменского региона;
развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные
знания в разных видах детской жизнедеятельности.
Развитие
речи
напрямую
перекликается
с
областью
«Познавательное
развитие». Дети на занятиях получают первичные представления об истории
заселения людьми территории нашей области, о возникновении городов, о
проживании
разных
народов,
о
появлении
первых
заводов
и
шахт,
о
жизненном
укладе
народов,
их
традициях,
обычаях,
о
службе
казаков,
охраняющих границы Родины, имеющих свои традиции.
Дети
знакомятся
с
природно-географическими
зонами
нашего
региона:
лесная, горная, лесостепная; с названиями природных объектов (озер, гор,
рек), отражающих историю родного края; растениями, животными, птицами,
обитающими в регионе.
Детям дают представления об особенностях взаимоотношениях членов семьи
разных народов о наличиях традиций и обрядов народов нашего региона: с
названиями жилищ, планировки, предметами народного быта; с названиями
утвари
и
ее
назначении;
с
народными
особенностями
режима
семьи;
с
функциями членов семьи у разных народов; с распределением обязанностей
по ведению хозяйства в семьях народов нашего региона.
Эти знания даются посредством использования фольклора, что предполагает
овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных жанров детской литературы.
К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие
фольклорные жанровые формы: потешки, частушки, пословицы, поговорки,
дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные сказки, небылицы- перевертыши,
сказки, легенды. Приобщение детей к народному творчеству начинается в
раннем
возрасте
и
осуществляется
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста. Виды фольклорных произведений, с которыми знакомят детей и
задачами
работы
отличаются
на
разных
возрастных
этапах,
имеют
свои
особенности.
В раннем возрасте детей мы приобщаем к устному поэтическому творчеству,
вызываем эмоционально-положительное отношение к пестушкам, потешкам,
способствуем
сохранению
радостного
настроения
во
время
режимных
процедур.
В
среднем
и
в
старшем
возрасте
дети
знакомятся
с
небылицами-
перевертышами,
закличками,
приговорками,
с
докучными
сказками,
дразнилками, с пословицами и поговорками. Знакомство с пословицами и
поговорками
разных
народов
позволяет
показать
детям
общность
нравственных идеалов представителей разных народов. Детей знакомят с
русскими,
башкирскими,
татарскими,
украинскими,
казахскими
и
т.
д.
пословицами об отношении к труду, семье, дружбе. Так, например, русская
пословица «Без труда не вынешь рыбку из пруда», башкирская «Без труда не
появится еда», татарская пословица «Без труда и зайца не поймаешь».
Исходя из многонационального состава жителей Тюменского региона детей
знакомят с легендами о происхождении названий городов, рек, гор, озер.
Легенды вызывают интерес детей, так как они близки к сказкам, в них
действуют Батыры, богатыри, происходят волшебные превращения. Легенды
будят мысль ребенка, заставляют узнавать о красоте и богатстве родного края.
Их детям лучше рассказывать, соединяя
с конкретными историческими
фактами, с рассказом о происхождении географических названий мест, где
они живут, с экскурсиями к объектам о которых рассказывается в легендах, с
рассматриванием фотографий, иллюстраций, картин. Так, например, золотые
кошки в Тюмени появились в знак благодарности им в спасении города после
войны от крыс.
М ы
з н а ком и м
д е т е й
худ оже с т ве н н ы м и
п р о и з вед е н и я м и ,
н е
предназначенными специально для детей, но содержание которых доступно
детям и позволяет обогатить представления детей о родном крае, его природе,
людях.
Важным условием воспитания на идеях народной педагогики средствами
фольклора
является
создание
развивающей
предметно-
пространственной
среды, что включает в себя два компонента:
- речь педагога, обогащенной фольклорной лексикой;
- предметную среду (предметы народов быта, игрушки, картины, книги),
отражающую содержание фольклорных текстов.
Педагог должен уместно применять фольклорные произведения не только в
запланированных, но и неожиданно возникших ситуациях.
В
старших
группах
мы
привлекаем
детей
к
созданию
предметно-
развивающей
среды,
обогащаем
среду
результатами
изобразительного
и
словесного творчества детей.
Предметно-
пространственная
среда
наших
групп
включает
наглядно-
иллюстративный
материал,
который
позволяет
визуально
познакомить
дошкольников
с
фотографиями
поэтов
и
писателей,
родного
края,
с
иллюстрациями природы, достопримечательностей городов нашего региона,
людей труда и великих подвигов на протяжении нашего столетия. Материал
фонотек содержит записи пения птиц, голосов природного мира, народных
инструментов, отражающих поэтику и красоту родного края.
Еще
одним
важным
условием
воспитания
ребенка
через
народную
педагогику,
является
организация
взаимодействия
с
родителями
и
полноправное участие семьи в этнокультурном образование дошкольников.
Для
этого
мы
организовываем
совместные
праздники,
посиделки
(День
народной культуры, День народных традиций), оформляем различные виды
наглядностей – специальные стенды, рубрики, консультации.
Итогом
нашей
работы
является
использование
приобретенных
знаний
и
умений в повседневной жизни детей.
Только
поэтапная
реализация
поставленных
задач
поможет
обеспечить
мотивационно- ценностную сферу ребенка, его социализацию в будущей
взрослой жизни.