Напоминание

Развитие речи через знакомство с народными традициями


Автор: Виноградова Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №134
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи через знакомство с народными традициями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Раздел статьи «Развитие речи» Автор статьи учитель – логопед Виноградова Ольга Викторовна МАДОУ детский сад №134 г. Тюмени
Развитие речи через знакомство с народными традициями и

культурой жителей Тюменского региона
Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа. Важнейшим принципом обучения родному языку является комплекс решения всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии при ведущей роли связной речи. Наш детский сад работает, ориентируясь на идеи народной педагогики. При реализации задач всех образовательных областей мы строим свою работу с учетом информации о региональных и культурных особенностях Тюменского региона. Основными задачами являются: способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов нашего региона; формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Тюменского региона; развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности. Развитие речи напрямую перекликается с областью «Познавательное развитие». Дети на занятиях получают первичные представления об истории заселения людьми территории нашей области, о возникновении городов, о проживании разных народов, о появлении первых заводов и шахт, о жизненном укладе народов, их традициях, обычаях, о службе казаков, охраняющих границы Родины, имеющих свои традиции.
Дети знакомятся с природно-географическими зонами нашего региона: лесная, горная, лесостепная; с названиями природных объектов (озер, гор, рек), отражающих историю родного края; растениями, животными, птицами, обитающими в регионе. Детям дают представления об особенностях взаимоотношениях членов семьи разных народов о наличиях традиций и обрядов народов нашего региона: с названиями жилищ, планировки, предметами народного быта; с названиями утвари и ее назначении; с народными особенностями режима семьи; с функциями членов семьи у разных народов; с распределением обязанностей по ведению хозяйства в семьях народов нашего региона. Эти знания даются посредством использования фольклора, что предполагает овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые формы: потешки, частушки, пословицы, поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные сказки, небылицы- перевертыши, сказки, легенды. Приобщение детей к народному творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Виды фольклорных произведений, с которыми знакомят детей и задачами работы отличаются на разных возрастных этапах, имеют свои особенности. В раннем возрасте детей мы приобщаем к устному поэтическому творчеству, вызываем эмоционально-положительное отношение к пестушкам, потешкам, способствуем сохранению радостного настроения во время режимных процедур. В среднем и в старшем возрасте дети знакомятся с небылицами- перевертышами, закличками, приговорками, с докучными сказками, дразнилками, с пословицами и поговорками. Знакомство с пословицами и поговорками разных народов позволяет показать детям общность нравственных идеалов представителей разных народов. Детей знакомят с русскими, башкирскими, татарскими, украинскими, казахскими и т. д. пословицами об отношении к труду, семье, дружбе. Так, например, русская пословица «Без труда не вынешь рыбку из пруда», башкирская «Без труда не появится еда», татарская пословица «Без труда и зайца не поймаешь». Исходя из многонационального состава жителей Тюменского региона детей знакомят с легендами о происхождении названий городов, рек, гор, озер. Легенды вызывают интерес детей, так как они близки к сказкам, в них действуют Батыры, богатыри, происходят волшебные превращения. Легенды будят мысль ребенка, заставляют узнавать о красоте и богатстве родного края.
Их детям лучше рассказывать, соединяя с конкретными историческими фактами, с рассказом о происхождении географических названий мест, где они живут, с экскурсиями к объектам о которых рассказывается в легендах, с рассматриванием фотографий, иллюстраций, картин. Так, например, золотые кошки в Тюмени появились в знак благодарности им в спасении города после войны от крыс. М ы з н а ком и м д е т е й худ оже с т ве н н ы м и п р о и з вед е н и я м и , н е предназначенными специально для детей, но содержание которых доступно детям и позволяет обогатить представления детей о родном крае, его природе, людях. Важным условием воспитания на идеях народной педагогики средствами фольклора является создание развивающей предметно- пространственной среды, что включает в себя два компонента: - речь педагога, обогащенной фольклорной лексикой; - предметную среду (предметы народов быта, игрушки, картины, книги), отражающую содержание фольклорных текстов. Педагог должен уместно применять фольклорные произведения не только в запланированных, но и неожиданно возникших ситуациях. В старших группах мы привлекаем детей к созданию предметно- развивающей среды, обогащаем среду результатами изобразительного и словесного творчества детей. Предметно- пространственная среда наших групп включает наглядно- иллюстративный материал, который позволяет визуально познакомить дошкольников с фотографиями поэтов и писателей, родного края, с иллюстрациями природы, достопримечательностей городов нашего региона, людей труда и великих подвигов на протяжении нашего столетия. Материал фонотек содержит записи пения птиц, голосов природного мира, народных инструментов, отражающих поэтику и красоту родного края. Еще одним важным условием воспитания ребенка через народную педагогику, является организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образование дошкольников. Для этого мы организовываем совместные праздники, посиделки (День народной культуры, День народных традиций), оформляем различные виды наглядностей – специальные стенды, рубрики, консультации. Итогом нашей работы является использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни детей. Только поэтапная реализация поставленных задач поможет обеспечить мотивационно- ценностную сферу ребенка, его социализацию в будущей взрослой жизни.


В раздел образования