Автор: Залялиева Разиля Ахатовна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6 г.Азнакаево" Республики Татарстан Населённый пункт: город Азнакаево Наименование материала: конспект урока Тема: Природные компоненты Австралии Раздел: среднее образование
Открытый урок в 7 Б классе
Дата: 23.12.15г.
Тема урока:
"Австралия. Компоненты природы"
Цели и задачи урока:
1. показать особенности природы материка через самостоятельную работу
учащихся с картами атласа; научить их работать и добывать географические
знания по картам, научить сопоставлять карты и делать выводы;
2. способствовать нравственному воспитанию: развивать чувства
коллективизма, взаимопомощи,
3. спосбствовать развитию мышления учащихся, развивать умения
выявлять причинно-следственные связи, развивать умение преодолевать
трудности в изучаемом, развивать эмоции и чувства победы и торжества.
Учебно-наглядный комплекс
: проектор, экран, динамики, физическая
карта Австралии на экране.
на доске: тема и план главных этапов изучения нового материала. На доске
написано : "Урок-утверждений. Докажи - обоснуй!" карты атласа: стр.2-
3,12,28-29.
На партах: атласы, листы бумаги и ручки.
Звезды для награждения уч-ся.
Ход урока:
I.
Организационный момент и приветствие.
II. Проверка домашнего задания : выполенение тестов по предыдущей
теме.
III. Постановка цели
занятия перед учащимися.
Учитель
:
Ребята, сегодня у нас необычный урок!
Мы сегодня работаем без учебников, поэтому учебники я попрошу убрать
со столов в сумки. На парте оставьте, пожалуйста только атласы, листы
бумаги, ручки. На доске написано: "Урок-утверждений".
В течение урока я буду что-то утверждать, а вы будете соглашаться или
оспаривать с помощью своих знаний , размышлений и обсуждений.
Помогут в этом вам сегодня только географические карты атласа .
Работаем в команде по 4 человека. Самым активным ребятам буду вручать
медали в виде вот таких звездочек, а самым лучшим сплоченным командам-
вот такие золотые ордена.
IV. Усвоение новых знаний, умений, навыков.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами рассмотрели географическое
положения материка Австралия.
Зачем изучение материка мы начали с определения географического
положения материка? Значит, какова сегодня цель нашего урока: изучить
особенности природы материка!
Начнем с рельефа.
Первое моё утверждение :
1. Австралия-единственный материк, где не бывает
землетрясений и нет здесь вулканов" .
Соглашаетесь ли с этим?
Работаем со страницей атласа "Строение земной коры". Изучите,
подумайте, поразмышляйте. Минута времени вам на это(таймер)!
Ответ от учащихся : Австралия находится в центре Индо-Австралийской
литосферной плиты, далеко от края, поэтому здесь не бывает вулканизма и
землетрясений.
Учитель : По физической карте Австралии, определите, равнины здесь
преобладают или все же горы?
Ответ: равнины.
Учитель:
Какова высота данных равнин(определите по шкале высот).
Ответ: 250-500 метров, есть и ниже.
Учитель : Есть ли в Австралии горы? Как они называются? Какова высота
этих гор?
Ответ : Большой водораздельный хребет. Высота чуть выше 2000 метров
Учитель: Как думаете, почему эти горы невысокие?
Ответ : Разрушены.
Учитель: почему они сильно разрушены? Ответ даст изучение карты
"Строение земной коры" (каков возраст данных гор?)
Ответ: древние горы, поэтому сильно разрушены и имеют небольшую
высоту.
Учитель: сделайте вывод: Австралия -равнинный или горный материк?
Почему?
Ответ: Австралия - это часть древнего материка Гондваны, и с тех пор
сильно разрушалась. Находясь в центре литосферной плиты поднятий не
испытывала, только разрушалась и разрушалась, поэтому поверхность
почти выровнилась.
Учитель: а какие-нибудь движения рельеф материка все же испытывает?
Посмотрите на низменность, лежащую в центре материка. Как она
называется?
Ответ: Центральная низменность. Медленные колебательные движения
земной коры.
Учитель: Хорошо, ребята,сейчас главный вопрос по рельефу: зачем на
уроках мы с вами изучаем геологические процессы и рельеф, вообщем-то
земную кору под Австралией?
Какую выгоду Человек может извлечь из этого?
Ответ : полезные ископаемые.
У: Какие полезные ископаемые есть на материке? найдите иназывайте.
Давайте сделаем вывод о строении поверхности данного материка:
Австралия - равнинный, низкий материк, где не бывает вулканов и
землетрясений, с сильно разрушенными горами на востоке и с большим
количеством полезных ископаемых.
Видеофизкультминутка!!!!!!!!
Следующее утверждение о климате:
1)Австралия- самый сухой материк Земли? Так ли это? Докажите это
с помощью карт атласа: "климатические пояса " и "физическая карта
Австралии" . Какие карты нам в этом помогут?
Ответ: Австралия посередине пересекается южным тропиком, значит
большая часть ее лежит в южном полушарии. На физической карте мы
видим пустыни.
У: Следующее утверждение:
2) В Австралии, средние температуры июля +15°, а средние температуры в
декабре +30°. Верное ли моё утверждение. С помощью карт докажи и
обоснуй!
Ответ: в южном полушарии все наоборот.
У: Живут ли в Австралии крокодили? Где?
Есть ли в Австралии влажные
места? Если есть где, приведи два довода: почему там влажно?
Сколько же осадков там выпадает?
Ответ: восточные склоны Большого водораздельного хребта. 1 довод: С
Тихого океана дуют влажные ветра, 2 довод: на наветренных склонах гор
выпадают орографические осадки.
У : Есть ли в Австралии места схожие с нашим климатом, ну например,
погода похожая на погоду нашей осени или весны? Рассмотрите
температуры.
Ответ: есть, на юге, в субтропическом поясе зимой.
Сделаем вывод о климате Австралии.
Ответ : Самый сухой материк с тропическим климатом на большей части
территории.
Гидрография: работа с проектором!
Я сейчас покажу вам несколько снимков! Что это?
Мое утверждение по этому поводу: что в Австралии не может быть
такого явления. Права ли я? Обсудите в команде. Какие у вас
предположения?
Ответ : это озера с солью и высохшие реки.
У: Почему озера Австралии соленые?
Ответ : климат сухой и жаркий, вода испаряется соль остается.
У: реки тоже по этому пересыхают, а высохшие их русла называются
криками. Найдите подтверждение этому на физической карте .
Ответ:
Купер-крик, Уорберт-крик, Барроу-крик.
Сделаем вывод : значит реки и озера на большей части Австралии
сильно мелеют, часто высыхают и их конечно мало.
Следующее утверждение: на материке есть проблема с пресной водой,
поэтому Австралия не заселена. Там невозможно вести сельское
хозяйство и заниматься животноводством. Права ли я?
Ответ : нет, в Австралии живут, занимаются сельским хозяйством и не только
сельским хозяйством.
У: где же жители берут воду?
Ответ: в восточной части ее много, на западе-подземных вод много.
Общий вывод : реки и озера в Австралии есть, а подземных вод очень
много-поэтому Австралия населена.
V . Итак подведем итоги урока: кто работал лучше всех?
Какая команда проявила лучшую активность?
VI. Домашнее задание: прочитать параграф 29 и ответить на вопросы после
параграфа.
Спасибо за урок!