Приобщение детей 4-5 лет к культуре татарского народа
Автор: Шубина Марина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №10" Населённый пункт: Казань Наименование материала: Конспект НОД Тема: Приобщение детей 4-5 лет к культуре татарского народа Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по приобщению детей 4-5 лет к культуре татарского народа на тему:
«Татарский национальный костюм»
Цель: Знакомство с татарским национальным костюмом.
Задачи: Познакомить детей с предметами татарского национального костюма (мужского и
женского). Активизировать в речи детей новые слова (калфак, тюбитейка, ичиги и др.).
Продолжать закреплять в речи детей уже известные детям слова на татарском языке.(УМК
«Говорим по-татарски»). Закрепить знания об элементах татарского орнамента
(колокольчик, тюльпан, лист). Развивать воображение и творчество детей. Воспитывать
любовь и уважение к культуре татарского народа.
Ход НОД: Проводится организационный момент с элементами психогимнастики.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся!
-Здравствуй (исәнме), солнце золотое! – руки вверх.
-Здравствуй (исәнме), небо голубое! – руки вверх.
-Здравствуй (исәнме), легкий ветерок! – качаем руками над головой.
-Здравствуй (исәнме), маленький цветок! – присели и тихо поднимаемся.
-Здравствуй (исәнме), утро! – правая рука в сторону.
-Здравствуй (исәнме), день! – левая рука в сторону.
-Нам здороваться не лень! – дети обнимают друг друга.
Воспитатель: Ребята, скажите, в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)
А в какой республике? (ответы детей).
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к одной татарской семье.
В это время звучит музыка и на заднем плане разыгрывается сценка: двое взрослых
одетые в татарские национальные костюмы (мужской и женский). Мама качает колыбель
и поет колыбельную песню. Папа сидит на лавке и чинит сапоги. По окончании песни
герои подходят детям.
Герои сценки: Исәнмәсез, балалар! Рәхим итәгез!
Дети: Исәнмәсез!
Воспитатель рассказывает детям к кому пришли они в гости (папа – әти Марат, мама – әни
Алсу) и почему на героях такая одежда.
Воспитатель: Это кто – Бу кем?
Дети: Бу әни Алсу. Бу әти Марат.
Затем воспитатель предлагает детям детально рассмотреть национальные костюмы:
мужской и женский. Сначала рассматривают женский костюм (калфак, платье, фартук,
жилет, ичиги). Воспитатель называет элемент одежды, затем дети повторяют хором и
индивидуально. Потом рассматривают мужской костюм (тюбитейка, рубашка, штаны,
кафтан, ичиги).
Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «Одень правильно».
В этой ходе игры дети закрепляют название предметов татарской одежды. Девочки
собирают костюм для папы, а мальчики для мамы (можно с помощью компьютера или
карточек по принципу “одень куклу”). По окончании игры герои проверяют правильность
собранных костюмов ( можно использовать элемент, не относящийся к татарскому
костюму, например бейсболку или шляпу). Для начала игры можно использовать счет (бер,
ике, өч, дүрт, биш).
В качестве физкультминутки дети играют в татарскую национальную игру «Тимербай».
Выбирается водящий (Тимербай). Он становится в центр круга.
- Пять детей у Тимербая,
- Дружно, весело играют (дети идут по кругу)
- В лес под вечер прибежали (останавливаются и размыкают руки)
- Друг на друга посмотрели (повороты вправо, влево)
- Сделали вот так (водящий показывает любое движение, а дети повторяют за ним)
Водящий выбирает того, кто лучше всех повторил движение и тот становится новым
водящим.
В заключении НОД детям предлагается самостоятельно украсить калфак и тюбитейку
национальным орнаментом.