Напоминание

Приобщение детей 4-5 лет к культуре татарского народа


Автор: Шубина Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Приобщение детей 4-5 лет к культуре татарского народа
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД по приобщению детей 4-5 лет к культуре татарского народа на тему:

«Татарский национальный костюм»

Цель:
Знакомство с татарским национальным костюмом.
Задачи:
Познакомить детей с предметами татарского национального костюма (мужского и женского). Активизировать в речи детей новые слова (калфак, тюбитейка, ичиги и др.). Продолжать закреплять в речи детей уже известные детям слова на татарском языке.(УМК «Говорим по-татарски»). Закрепить знания об элементах татарского орнамента (колокольчик, тюльпан, лист). Развивать воображение и творчество детей. Воспитывать любовь и уважение к культуре татарского народа.
Ход НОД:
Проводится организационный момент с элементами психогимнастики.
Воспитатель:
Ребята, давайте с вами поздороваемся! -Здравствуй (исәнме), солнце золотое! – руки вверх. -Здравствуй (исәнме), небо голубое! – руки вверх. -Здравствуй (исәнме), легкий ветерок! – качаем руками над головой. -Здравствуй (исәнме), маленький цветок! – присели и тихо поднимаемся. -Здравствуй (исәнме), утро! – правая рука в сторону. -Здравствуй (исәнме), день! – левая рука в сторону. -Нам здороваться не лень! – дети обнимают друг друга.
Воспитатель:
Ребята, скажите, в каком городе мы с вами живем? (ответы детей) А в какой республике? (ответы детей). Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к одной татарской семье. В это время звучит музыка и на заднем плане разыгрывается сценка: двое взрослых одетые в татарские национальные костюмы (мужской и женский). Мама качает колыбель и поет колыбельную песню. Папа сидит на лавке и чинит сапоги. По окончании песни герои подходят детям.
Герои сценки:
Исәнмәсез, балалар! Рәхим итәгез!
Дети:
Исәнмәсез! Воспитатель рассказывает детям к кому пришли они в гости (папа – әти Марат, мама – әни Алсу) и почему на героях такая одежда.
Воспитатель:
Это кто – Бу кем?
Дети:
Бу әни Алсу. Бу әти Марат.

Затем воспитатель предлагает детям детально рассмотреть национальные костюмы: мужской и женский. Сначала рассматривают женский костюм (калфак, платье, фартук, жилет, ичиги). Воспитатель называет элемент одежды, затем дети повторяют хором и индивидуально. Потом рассматривают мужской костюм (тюбитейка, рубашка, штаны, кафтан, ичиги). Далее воспитатель предлагает поиграть в игру
«Одень правильно».
В этой ходе игры дети закрепляют название предметов татарской одежды. Девочки собирают костюм для папы, а мальчики для мамы (можно с помощью компьютера или карточек по принципу “одень куклу”). По окончании игры герои проверяют правильность собранных костюмов ( можно использовать элемент, не относящийся к татарскому костюму, например бейсболку или шляпу). Для начала игры можно использовать счет (бер, ике, өч, дүрт, биш).
В качестве физкультминутки дети играют в татарскую национальную игру
«Тимербай».
Выбирается водящий (Тимербай). Он становится в центр круга. - Пять детей у Тимербая, - Дружно, весело играют (дети идут по кругу) - В лес под вечер прибежали (останавливаются и размыкают руки) - Друг на друга посмотрели (повороты вправо, влево) - Сделали вот так (водящий показывает любое движение, а дети повторяют за ним) Водящий выбирает того, кто лучше всех повторил движение и тот становится новым водящим. В заключении НОД детям предлагается самостоятельно украсить калфак и тюбитейку национальным орнаментом.


В раздел образования