Автор: Антонова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУЗ Дом ребенка специализированный города Уфы Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: Консультация Тема: почему ребенок не может заговорить? Раздел: дошкольное образование
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЗАГОВОРИТЬ? СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой
патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых
развивается без серьёзных отклонений от нормы.
Если ваш ребенок долго не может заговорить, нужно помочь ему справиться с
непосильной задачей. Вот несколько советов:
Используйте в общении с ребенком не только полные слова, но и более
легкие для произношения звукоподражательные (гуси — га-га, машина — би-
би, сандалики — топ-топ, упал — бах и т.п.), междометия (Ах! Ох! Ой!), звуки
(о-о-о, у–у-у).
Общайтесь с ребенком настолько эмоционально, чтобы у ребенка возникло
желание подражать вам. Например, когда играете с ребенком, озвучивайте
действия: «Паровозик поехал – ТУ-ТУ!» «Мишка спрятался – КУ-КУ!» «Ух ты,
какой рисунок!». На эмоциональном фоне ребенок начинает повторять за
вами сначала междометия: ой, ай, ух, ох (может произноситься ребенком как
«о», «а», «у» — не поправляйте его, а только радуйтесь вместе с ним), а
потом и слова.
Никогда не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не
стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Для начала нужно самим
понять, что у всех детей разные стартовые возможности – если одного
малыша поставить на ножки, то он и потопает сразу и без поддержки, а другой
будет долго «осторожничать», ходить по стенке.
Больше говорите с ребенком, комментируйте все свои действия («Мы
одеваем носочки на ножки, шапочку – на голову», «Мы кушаем вкусную кашу –
ням-ням» и т.п.) Повторяйте много раз уже усвоенное, проговаривайте слова
несколько замедленно, четко.
Давайте ребенку задания, используя простые инструкции: «Дай мне кубик.
Дай ручку. Где носик? Где ножка? Возьми куклу». Просите ребенка
производить разные действия с игрушками, предметами: «Вытри полотенцем
лицо кукле», «Положи на полку карандаши», «Поставь машину в гараж».
Такие задания не требуют от ребенка речевой активности, но в то же время
способствуют развитию памяти, внимания, понимания речи. Понимание речи –
залог будущего активного словаря ребенка.
Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит, начинайте учить ребенка
различать предметы по форме, цвету, размеру, то есть мыслить
самостоятельно. С этой целью учите ребенка рассматривать предмет:
«Посмотри внимательно. Посмотри глазками». Не стоит на данном этапе
требовать от ребенка запоминания названия цвета или формы (слова
«зеленый», «синий», «квадратный» и т.п. будут усваиваться ребенком после
овладения им фразовой речью). Главное сосредоточить внимание ребенка на
схожести предметов: «Дай мне такой же кубик», «Найди и покажи мне такой
же, похожий шарик (матрешку, пуговицу, ложку, мячик и т.д.).
Не читайте ребенку сложных длинных сказок. Лучше пересказать текст
сказки своими словами, доступными для понимания ребенка и обязательно
очень эмоционально. Не перегружайте ребенка информацией из телевизора.
Делайте массаж ладошек и пальчиков, пассивный и активный (некоторые
пальчиковые упражнения размещены на нашем сайте). Двигательные и
речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому
проведение пальчикового массажа, гимнастики оказывает положительное
влияние на развитие речи. Поиграйте с малышом в игру «Делай как я».
Ребенок учится вслед за взрослым выполнять движения кистями рук: пальцы
сжаты в кулаки, пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу, ладони вверх и
т.д. Далее более сложное задание — повторить за вами сразу 2 положения
ваших рук: ладони вниз — ладони вверх, ладони на ребро — ладони вниз и
т.д.
Читая знакомые стишки, потешки, перед последним словом делайте паузу,
чтобы вместе с ребенком закончить фразу.
На любые звукоречевые проявления ребенка реагируйте радостно,
эмоционально, с одобрением.
Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно
задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития
отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам.
Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи
речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи
выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать
упущенное в полной мере уже не удается.