Автор: Костенок Оксана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №19 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: статья Тема: Патриотизм в ДОУ Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 19 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
МАДОУ «ДС №19 г.Челябинска»
454021, г. Челябинск, ул. Скульптора Головницкого, 6, тел.: (351) 724-30-42
«В день безоблачный и ясный
Над тобой и надо мной
Реет бело-сине-красный
Флаг страны моей родной.»
Ю. Поляков
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
Выполнил воспитатель
Костенок Оксана Сергеевна
Челябинск, 2016
АКТУАЛЬНОСТЬ
Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе
России,
патриотизм
занимает
доминирующие
положение,
а
беззаветная
любовь
граждан
к
своей
Родине,
государству,
народу,
его
историческим
достижениям
лежит
в
основе
политических
и
экономических
успехов
общества.
Для России патриотизм в современных условиях имеет особое значение.
Однако его воспитание, носящее всегда конкретно-исторический характер,
осложняется сегодня многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что,
значительная
часть
общества,
в
том
числе
молодежь,
стала
негативно
относиться
к
понятиям
гражданского
долга,
ответственности
за
судьбу
Отечества.
Основой
новой
Концепции
образования
является
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования,
среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей», а
также создание условий для становления основ патриотического сознания
детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
соответствующих
дошкольному
возрасту
видов
деятельности.
В
обращении
председателя
правительства
Российской
Федерации
России
Дмитрия
Анатольевича
Медведева
Федеральному
Собранию
говорится «…При
самом
трезвом,
критическом
взгляде
на
отечественную
историю
и
на
наше
далеко
не
идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию,
глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы
наши
ценности,
таковы
устои
нашего
общества,
наши
нравственные
ориентиры. А говоря проще – таковы очевидные, всем понятные вещи, общее
представление
о
которых
и
делает
нас
единым
народом,
Россией».
Наибольшую
остроту
проблема
приобщения
населения
Российской
Федерации к истокам русской национальной культуры приобретает, когда
речь идёт о содержании представлений, в первую очередь, детей о том, что,
значит, быть представителем определённой национальности, в какой мере
доступно дошкольникам освоение культуры и понимание её самобытности, а
также каковы пути и средства приобщения детей к национальной культуре
своего народа.
Реализация
Существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы
по патриотическому воспитанию детей, а именно:
-
н ед о с т аточ н о е
п р о г р а м м н о - м е тод и ч е с ко е
о б е с п е ч е н и е
образовательного процесса;
-
недостаточное
оснащение
сохранившейся
материально-технической
базы образовательных учреждений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического
воспитания детей и другое.
В
методической
литературе
зачастую
освещаются
лишь
отдельные
стороны
патриотического
воспитания
детей
в
конкретных
видах
деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного
вопроса.
В
настоящее
время
в
период
нестабильности
в
обществе,
возникла
необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым
корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим
начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие
нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное
значение имеет патриотизм.
Понятие
патриотизм
многогранно.
Это
и
чувство
любви
к
Родине.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат,
природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть
патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это
сложное
чувство
возникает
еще
в
детстве,
когда
закладываются
основы
ценностного отношения к окружающему миру.
Но
подобно
любому
другому
чувству,
патриотизм
обретается
самостоятельно
и
переживается
индивидуально.
ОН
напрямую
связан
с
духовностью
человека,
её
глубиной.
Поэтому,
не
будучи
патриотом
сам,
педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание
осуществляется по направлениям:
- духовно-нравственное,
- социальное,
- эстетическое,
- краеведческое,
- трудовое,
- интеллектуальное,
- работа с семьей и др.
Для
реализации
этих
направлений
необходима
системная
работа
в
рамках программы патриотического воспитания. Исходя их этого данная
работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому
саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему
живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные
задачи
решаются
во
всех
видах
детской
деятельности:
на
занятиях, в играх, в труде, в быту.
В
моей
группе
проводится
большая
работа
по
ознакомлению
дошкольников
с
героическим
прошлым
Родины.
Ежегодно
проводится
месячник
военно-патриотического
воспитания,
во
время
которого
организуется:
- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам
российского
солдата,
проявившего
бессмертное
мужество
в
суровое
для
страны время;
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- занятия, беседы;
- утренник «День Победы»;
- экскурсии с возложением цветов на «вечный огонь».
Особую
значимость
при
решении
задач
патриотического
воспитания
имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую
помощь,
активно
участвуют
в
жизни
детского
сада,
проявляя
выдумку,
фантазию. С их участием проводятся:
-
выставки
рисунков,
поделок,
фотографии:
«У
моей
мамы
руки
золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.
Помощь
родителей
или
совместная
деятельность
вызывает
у
детей
чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной
восприимчивости.
Патриотическое воспитание в нашей группе осуществляется во всех
направлениях
работы
с
детьми:
в
ознакомлении
с
окружающим
и
с
художественной
литературой,
развитие
речи,
музыке,
изобразительном
искусстве. Так же в нашей группе совместно с родителями оформляется
патриотический уголок «Моя малая Родина».
Постепенно,
благодаря
систематической,
целенаправленной
работе
дошкольники
приобщаются
к
тому,
что
поможет
им
стать
людьми
ответственными,
с
активной
жизненной
позицией,
чувствующими
причастность
к
родному
краю,
его
истории,
традициям,
уважающими
Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к
выполнению своих гражданских обязанностей.
Используемая литература
1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском
саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
2.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез,
2005.
3.
Система
работы
по
воспитанию
чувства
патриотизма.
Старшая
группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
4.
Система
работы
по
воспитанию
чувства
патриотизма.
Подготовительная
группа.
/
Сост.
Т.В.Иванова.
-
Волгоград:
ИТД
«Корифей», 2008.
5. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое
пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. -
М.: АРКТИ, 2005
6. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина, Я и моя семья
Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.