Напоминание

роль педагога в создании условий для самовыражения детей средствами искусства


Автор: Гудкова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 2065 дошкольное отделение д\с № 9
Населённый пункт: г. Москва г. Московский
Наименование материала: статья
Тема: роль педагога в создании условий для самовыражения детей средствами искусства
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья

На тему:

«Роль педагога в создании условий для самовыражения

детей средствами искусства.»
Подготовила воспитатель Гудкова Ольга Викторовна 1кв.категория г. Москва г. Московский ГБОУ школа 2065 дошк.отд. Д/С 9 Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности. С 01.09.2013 года, с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании», дошкольное образование становится первой обязательной ступенью общего образования. В соответствии с требованием закона разработан проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 01.01.2014г и определяет целевые ориентиры развития интегративных качеств дошкольника, а именно: 1. ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; 2. ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; 3. ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством, которое реализуется в разных видах деятельности; 4. ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Музыкальное развитие. . Музыка, как ни какой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению. Цель.Развитие творческих способностей детей средствами музыки . Задачи:
1. Развивать творческие способности детей к самовыражению и самореализации. 2. Побуждать у детей интерес к музыке. 3. Условия для положительного влияния творческой деятельности. Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, Необходимо знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит во время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и приобщаться к искусству, что важно для становления личности. Пение. Ребенок активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Задачи:. - развитие способностей самовыражения через исполнение песен; . Игра на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Дать свободу их творческой энергии, полнее реализовать их творческий потенциал. . Музыкально – ритмических движениях. Основная цель: создать условия, обеспечивающие развитие способностей к творческому самовыражению дошкольников посредством музыкального движения. Музыкально-ритмические упражнения - дети учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных творческо-двигательных заданий. Это главное условие развития способности к творческому самовыражению дошкольников. Театральная деятельность Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, импровизацию на музыкальных инструментах, драматизацию. первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие способности дошкольников. Пантомима простая на вид и интересная игра для развития ребенка. Ребенок, который умеет корректно выражать свои чувства, понимает язык тела и жестов, умеет ею пользоваться всегда сможет найти общий язык со сверстниками и иметь много друзей Свободная творческая деятельность Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы
создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагог должен быть готов к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. Педагог играет большую роль в достижении этой цели. Роль педагога заключается в том, что он предоставляет детям необходимые условия для развития творчества: Вооружает детей определенными знаниями, умениями и навыками, способами деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Речь идет о целенаправленном знакомстве детей с разнообразными изобразительными техниками и обучении способам создания детского продукта. В своей работе мы используем бумажные салфетки, различные крупы, нестандартные кисти, строительный прижимной валик. различных штампов. При этом у дошкольников начинает развиваться фантазия, воображение. Если у ребенка имеется этот багаж умений, навыков, то ему не составит трудности нарисовать н-р свой дом, который будет отличаться от других. Тем самым ребенок будет сам экспериментировать и придумывать, где он нарисует и как, здесь и начинается творческое развитие. Следующим условием для педагога в развития детского творчества является создание правильной предметно-развивающей среды, опережающей развитие детей. Как вы видите на слайде наша предметно-пространственная среда сменяемая, вариативная, организована так, что материалы и оборудование необходимые детям для осуществления продуктивной деятельности, находятся в поле зрения ребенка, доступны, он может их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Для полноценной самостоятельной деятельности детей рекомендуется применение самых различных художественных материалов и инструментов (орудий) изобразительной деятельности. Дети рисуют не только цветными карандашами, кистями или мелками (восковыми, пастельными, меловыми), но и любыми другими предметами (прутиками, деревянными палочками, зубными щетками, ватными палочками, тряпочками, ватными тампонами). Хорошо оборудованная зона художественно-продуктивной деятельности, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Чем насыщеннее предметно-пространственная среда, тем богаче и выразительнее будет мир ребенка.
Следующим условием для педагога является организация интересной содержательной жизни детей в ДОУ. Он обогащает их яркими впечатлениями и эмоционально – интеллектуальным опытом, неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, художественном труде. Это могут быть искусствоведческие беседы и рассказы, посещение театра, заводов, прогулки и познавательные экскурсии, мастер-классы, проведение тематических утренников, народных праздников, просмотр книг, картин, иллюстраций видеофильмов и мультфильмов познавательного направления. От того насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения зависит богатство их замысла, интерес к заданиям и поиску их решений. Одним из направлений реализации программы по требованию ФГОС ДОУ является развитие инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Для успешной реализации воспитателю необходимо вести работу по трем направлениям: - знание и владение современными техниками образовательными технологиями; -создание развивающей предметно-пространственной среды; - обогащение воспитанников яркими впечатлениями и эмоционально – интеллектуальным опытом.


В раздел образования