роль педагога в создании условий для самовыражения детей средствами искусства
Автор: Гудкова Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа 2065 дошкольное отделение д\с № 9 Населённый пункт: г. Москва г. Московский Наименование материала: статья Тема: роль педагога в создании условий для самовыражения детей средствами искусства Раздел: дошкольное образование
«Роль педагога в создании условий для самовыражения
детей средствами искусства.»
Подготовила воспитатель Гудкова Ольга Викторовна 1кв.категория г. Москва
г. Московский ГБОУ школа 2065 дошк.отд. Д/С 9
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного,
нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в
творческой деятельности.
С 01.09.2013 года, с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании»,
дошкольное образование становится первой обязательной ступенью общего образования.
В соответствии с требованием закона разработан проект Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с
01.01.2014г и определяет целевые ориентиры развития интегративных качеств
дошкольника, а именно:
1. ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
к другим, обладает чувством собственного достоинства и активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми;
3. ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством, которое
реализуется в разных видах деятельности;
4. ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать,
способен к принятию собственных решений.
В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью
повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта
каждого ребенка, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
Музыкальное развитие.
. Музыка, как ни какой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает
его к самовыражению.
Цель.Развитие творческих способностей детей средствами музыки
. Задачи:
1. Развивать творческие способности детей к самовыражению и самореализации.
2. Побуждать у детей интерес к музыке.
3. Условия для положительного влияния творческой деятельности.
Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления,
Необходимо знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит
во время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и
приобщаться к искусству, что важно для становления личности.
Пение.
Ребенок активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять
содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
Задачи:.
- развитие способностей самовыражения через исполнение песен;
. Игра на музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах - один из самых любимых детьми видов
музыкальной деятельности. Дать свободу их творческой энергии, полнее реализовать их
творческий потенциал.
. Музыкально – ритмических движениях.
Основная цель: создать условия, обеспечивающие развитие способностей к творческому
самовыражению дошкольников посредством музыкального движения.
Музыкально-ритмические упражнения - дети учатся владеть своим телом, готовятся к
выполнению более сложных творческо-двигательных заданий. Это главное условие
развития способности к творческому самовыражению дошкольников.
Театральная деятельность
Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную,
танцевальную, игровую, импровизацию на музыкальных инструментах, драматизацию.
первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения,
дальнейшие творческие способности дошкольников.
Пантомима простая на вид и интересная игра для развития ребенка. Ребенок, который
умеет корректно выражать свои чувства, понимает язык тела и жестов, умеет ею
пользоваться всегда сможет найти общий язык со сверстниками и иметь много друзей
Свободная творческая деятельность
Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей
обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы
создавать
каждому
ребенку
условия,
в
которых
личность
могла
бы
максимально
реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее
благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые
силы и совершенствует свои способности. Педагог должен быть готов к тому, чтобы
помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему
стать Личностью. Педагог играет большую роль в достижении этой цели.
Роль педагога заключается в том, что он предоставляет детям необходимые условия для
развития творчества:
Вооружает детей определенными знаниями, умениями и навыками, способами
деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Речь идет о
целенаправленном знакомстве детей с разнообразными изобразительными техниками и
обучении способам создания детского продукта.
В
своей
работе
мы
используем
бумажные
салфетки,
различные
крупы,
нестандартные кисти, строительный прижимной валик. различных штампов. При этом у
дошкольников начинает развиваться фантазия, воображение. Если у ребенка имеется этот
багаж умений, навыков, то ему не составит трудности нарисовать н-р свой дом, который
будет
отличаться
от
других.
Тем
самым
ребенок
будет
сам
экспериментировать
и
придумывать, где он нарисует и как, здесь и начинается творческое развитие.
Следующим
условием
для
педагога
в
развития
детского
творчества
является
создание
правильной
предметно-развивающей
среды,
опережающей
развитие
детей.
Как
вы
видите
на
слайде
наша
предметно-пространственная
среда
сменяемая,
вариативная, организована так, что материалы и оборудование необходимые детям для
осуществления продуктивной деятельности, находятся в поле зрения ребенка, доступны,
он
может
их
взять,
не
обращаясь
за
помощью
к
взрослому.
Для
полноценной
самостоятельной
деятельности
детей
рекомендуется
применение
самых
различных
художественных
материалов
и
инструментов
(орудий)
изобразительной
деятельности.
Дети рисуют не только цветными
карандашами, кистями или мелками (восковыми,
пастельными, меловыми), но и любыми другими предметами (прутиками, деревянными
палочками, зубными щетками, ватными палочками, тряпочками, ватными тампонами).
Хорошо
оборудованная
зона
художественно-продуктивной
деятельности,
где
ребенок
имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует
созданию творческого настроения.
Чем насыщеннее предметно-пространственная среда, тем богаче и выразительнее
будет мир ребенка.
Следующим
условием
для
педагога
является
организация
интересной
содержательной
жизни
детей
в
ДОУ.
Он
обогащает
их
яркими
впечатлениями
и
эмоционально
–
интеллектуальным
опытом,
неуклонно
заботиться
об
эстетических
впечатлениях,
которые
потом
отразятся
в
самостоятельном
рисовании,
лепке,
художественном труде. Это могут быть искусствоведческие беседы и рассказы, посещение
театра,
заводов,
прогулки
и
познавательные
экскурсии,
мастер-классы,
проведение
тематических утренников, народных праздников, просмотр книг, картин, иллюстраций
видеофильмов
и
мультфильмов
познавательного
направления.
От
того
насколько
эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, как глубоко осознают
идею произведения зависит богатство их замысла, интерес к заданиям и поиску их
решений.
Одним из направлений реализации программы по требованию ФГОС ДОУ является
развитие
инициативы
и
творческих
способностей
детей
на
основе
сотрудничества
с
взрослыми и сверстниками. Для успешной реализации воспитателю необходимо вести
работу по трем направлениям:
- знание и владение современными техниками образовательными технологиями;
-создание развивающей предметно-пространственной среды;
-
обогащение воспитанников
яркими
впечатлениями
и
эмоционально
–
интеллектуальным опытом.