Технологическая карта урока русского языка в 10 классе
Автор: Кожуренко Марина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: Хабаровский край, район имени Лазо, р.п.Хор Наименование материала: методическая разработка Тема: Технологическая карта урока русского языка в 10 классе Раздел: среднее образование
План-конспект урока
Предмет: Русский язык 10 класс
Урок: Повторение и обобщение знаний
Тема: Деепричастие как часть речи
Цели:
1.
Создать условия для повторения темы.
2.
Способствовать развитию умений осуществлять поиск и систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,
аргументировать собственную позицию.
3.
Подготовить учащихся к осознанному освоению содержания при повторении данной темы на уроках русского языка.
Задачи:
1.
Продолжать формировать понятие «деепричастия», «деепричастного оборота»;
2.
Формировать умения излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
3.
Формирование умения учащимся использовать различные источники информации для поиска ответов на поставленные вопросы;
Оборудование:
1.
Учебник «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных школ. / под ред. Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина – М.: Дрофа,
2008г.
2.
Раздаточный материал (карточки-задания)
3.
Компьютер, презентация.
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС (урок открытия новых знаний)
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
действия
I.Организационный момент
(мотивация к учебной
деятельности)
Цель этапа: включение
учащихся в деятельность на
личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! Начнём урок с
решения лингвистической загадки.
Прослушав, вы должны определить, о чём
пойдёт речь на уроке.
Учащийся делает сообщение, избегая
употребления термина. Деепричастия
имеют сложную историю. В прошлом они
были краткими формами причастий,
изменялись по падежам, в предложении
выступали как определения. Постепенно
эти свойства утратились, а с ними исчезла
и способность к изменению; деепричастия
стали походить на наречия, оказавшись в
полной зависимости от сказуемого. Слово
деепричастие произошло от двух слов: дее
(от деяти в значении «делать») + причастие
(ср. причастность). Термин был введён в
грамматику М. Смотрицким в начале XVII
в. (по этой грамматике обучался ещё М. В.
Ломоносов). Сам этот термин указывает,
что деепричастие имеет отношение к
действию. В современном языке оно
обозначает добавочное действие и имеет
признаки глагола и наречия.
Самоопределение,
смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного
сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Ц ел ь
э т а п а :
повторение
и з у ч е н н о г о
м а т е р и а л а ,
выявление
затруднений
в
индивидуальной
деятельности
каждого учащегося
1.Откройте учебник на странице 191 &
53. Составьте опорный конспект.
2.Какие трудности возникают при
изучении деепричастия? (Итак, вы
определи задачи урока)
Сформулируйте цели.
3. Какие задания КИМов требуют знаний
по теме «Деепричастие»
1 ученик у доски составляет и
комментирует. Класс самостоятельно.
Дают ответ (употребление в речи и
обособление)
Дают ответ (А4, А21, В5)
Анализ объектов с целью
выделения признаков;
подведение под понятие;
целеполагание (П)
Выполнение пробного
учебного действия;
фиксирование
индивидуального
затруднения;
саморегуляция в ситуации
затруднения (Р)
III. Повторение и обобщение
знаний
Цель этапа: обеспечение
восприятия, осмысления и
закрепления учащимися, что
такое деепричастие в устной и
письменной речи
1. Выполните синтаксический разбор
предложений.
А)Трудную задачу он решил шутя.
Б)Парень смотрел разиня рот и не
говорил ни слова.
В)Старик прилёг к земле и, ещё
задыхаясь от страха, стал шептать
какие-то слова.
2.Какое
правило
мы
должны
помнить,
р а с с т а в л я я
з н а к и
п р е п и н а н и я
в
предложениях.
3.Выполнение работы. Задание А 21.
4.Употребление деепричастий в речи.
Для
того
чтобы
избежать
ошибки
в
употреблении
деепричастного
оборота,
что мы должны помнить?
5.Отредактируйте предложения.
6. Задание А4.
3 учащихся у доски.
А) шутя=легко (наречие)
Б) разиня рот (отвлёкшись)
фразеологический оборот.
В) ещё задыхаясь от страха-деепричастный
оборот).
Индивидуальная работа.
Ответ учащихся. Деепричастие относится
к сказуемому (глаголу) и обозначает
добавочное действие. Глагол и
деепричастие обозначают действие одного
предмета. Деепричастный оборот =
придаточному предложению
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа.
Выражение своих мыслей;
аргументация своего
мнения.
Аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации
Поиск и выделение
информации.
Самопроверка.
Самопроверка.
Самостоятельное создание
способа решения проблемы
поискового характера (П)
IV. Закрепление
Цель этапа:выявление
умений в определении роли
деепричастий в речи;
пробелов в осмыслении
изученного материала,
неверные представления уч-
ся; проведение коррекции
знаний
1.Употребление деепричастий в речи.
Прочитаем
стихотворение –
«Лодорский водопад». Оно написано
английским поэтом Робертом Саути.
Какую роль играют в этом тексте
деепричастия?
Выразительное чтение текста.
Определение роли деепричастий в
стихотворении.
Графические средства
выразительности: стихотворение записано
в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть
сходство с потоком воды. Картина
водопада становится зримой, образной,
озвученной. Деепричастия дают
разнообразные характеристики действию.
Действия характеризуются с разных
Выражение своих мыслей с
полнотой и точностью;
формулирование и
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений (К)
2. Какие ещё примеры вы можете
привести из художественных
произведений.
сторон: по цвету, звуку, движению
Примеры из творчества С.Есенина,
И.Северянина, Н.В.Гоголя.
Выводы формулируются класса и в
сжатой форме записываются.
1
.
Деепричастие при создании
художественного текста часто является
выразительным средством. Оно
дорисовывает движение.
2. Деепричастие помогает описать более
сложные действия, которые мыслятся как
неразрывные, осуществляемые
одновременно.
3. Деепричастный оборот позволяет сжать
громоздкую фразу, сосредоточивая
внимание на действии
.
V.Итог урока (рефлексия
деятельности)
Цель этапа: осознание уч-
ся своей учебной
деятельности, самооценка
результатов деятельности
своей и всего класса
Итоги урока
Примерная оценка
Что нужно повторить.
Домашнее задание (по выбору):
1) Упражнение 302;
2) Составить текст-описание
известной картины В. М. Васнецова
«Богатыри»
с помощью следующих
деепричастных оборотов:
- всматриваясь в картину
- символизируя смелость и отвагу
- напряжённо вглядываясь
-высоко поднимая сорокапудовую палицу
- готовясь вступить в смертельную
схватку
- внушая страх противнику
- спокойно наклонив голову
- почуяв врага
- лукаво улыбаясь
- поражая находчивостью
- держа в правой руке гусли
- не боясь вражеских полчищ
- как будто возвышаясь над землёй
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и
условий действия; контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное
понимания причин успеха
или неуспеха в УД;
следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей
полно и точно;
формулирование и
аргументация своего мнения,
учёт разных мнений (К)
- мужественно защищая своё Отечество
3). Выписать из художественной
литературы 7-8 предложений с
обособленными обстоятельствами,
выраженными деепричастными
оборотами и одиночными
деепричастиями, наречиями и
фразеологическими оборотами,
произвести синтаксический разбор.