Напоминание

Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета


Автор: Глинкина Екатерина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 55 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета. В каждом возрасте надо обращать внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В два года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Сенсорный опыт служит источником познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок и других свойств предмета, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Одно из направлений сенсорного воспитания – это восприятие цвета у ребенка. Ознакомление с этим свойством составляет основное содержание сенсорного воспитания, наряду с формой и величиной. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, опирается только на зрительные ощущения и восприятие. В связи с этим усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее. Необходимым условием для ознакомления детей с цветом является в первую очередь организация сенсорного уголка в группе, а также оформление окружения ребенка в эстетическом цветовом решении.
Сенсорный уголок включает в себя различные дидактические игры по цвету, вкладыши, картинки, картотеки игр, цветные предметы, мешочки и т.д. В работе с детьми необходимо широко использовать  наглядные методы – наблюдения в природе и окружающем мире, рассматривание картин и игрушек и др.;  практические методы – исследовательская деятельность, использование дидактических игр;  словесные методы – рассказ воспитателя, бе с еды, художественное слово и др. Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети начинают быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах и движениях, они показывают предмет, приносят его по просьбе взрослого. Следовательно, от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям: необходимо уже правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Постепенно у детей развиваются восприятие, речь, накапливаются знания об окружающем. Цель таких игр: научить ребенка различать предметы по цвету путем сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого можно использовать такие практические действия как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми они сопоставляют окружающие предметы. На основе практических действий по различению цвета и системы цветовых эталонов ребенок учится определять цвет предмета «в уме», т.е. мысленно, не прибегая к практическим действиям – тогда происходит мгновенное различение цвета. Использование дидактических игр важно еще и потому, что организация сенсорного опыта детей на
занятиях является хотя и существенной, но лишь одной из многих задач. Игры необходимо проводить в последовательности, соответствующей возрастным особенностям малышей. Работу необходимо строить поэтапно. На первом этапе это игры на ознакомление ребенка с одним, двумя основными цветами. Второй этап: соотнесение и выбор по образцу. Третий этап работы: группировка по основным признакам. И заключительный этап: называние цвета ребенком. Работа по ознакомлению ребенка с цветом проводится на специально организованных занятиях. Это познавательные занятия, занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, конструированию, лепке, аппликации. Также эта работа проводится и вне занятий, как индивидуальная или самостоятельная деятельность детей. В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на цвет одежды, цвет в групповых помещениях, цвет на прогулке. Особая роль в формировании представлений детей о цвете принадлежит наблюдениям в природе. Природа является важным помощником в развитии у детей цветового восприятия. Ее многоцветие радует нас во все времена года. На прогулках организуются наблюдения за небом, солнцем, радугой, растениями, животными и т.д., отмечается с детьми цвет объектов. Осенью проводятся наблюдения за удивительной игрой красок на уже начинающих меняться деревьях. Зимой – рисование гуашью на снегу. Весной наблюдение за травой и листьями. Летом – за цветущими растениями и т.д. Любые прогулки с детьми на природе имеют не только познавательное значение, но и способствуют эстетическому восприятию. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. У детей появляется интерес к цветовой
стороне окружающей жизни, начинает проявляться предпочтение к определенному цвету, расширяется кругозор. Таким образом, системная работа по данному направлению дает определенные результаты в области познания детьми цвета, что в свою очередь, положительно влияет на всестороннее развитие детей и упорядочивает хаотичные представления, полученные ими при взаимодействии с внешним миром.


В раздел образования