Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета
Автор: Глинкина Екатерина Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 55 комбинированного вида" Населённый пункт: г. Орёл Наименование материала: статья Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета Раздел: дошкольное образование
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
через восприятие цвета.
В каждом возрасте надо обращать внимание на те стороны развития
ребенка,
к
которым
данный
возраст
наиболее
чувствителен,
наиболее
восприимчив.
В два года ребенок начинает активно познавать окружающий мир.
Источником
познания
дошкольника
является
чувственный
опыт.
Сенсорный опыт служит источником познания мира.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е.
малыша
окружает
природа
со
всеми
ее
сенсорными
признаками
–
многоцветьем,
запахами,
шумами.
Он
знакомится
и
с
произведениями
искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок и других
свойств предмета, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И
конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так
или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно,
без
разумного
педагогического
руководства
взрослых,
оно
нередко
оказывается
поверхностным,
неполноценным.
Здесь-то
и
приходит
на
помощь
сенсорное
воспитание
–
последовательное
планомерное
ознакомление
ребенка
с
сенсорной
культурой
человечества.
Одно
из
направлений сенсорного воспитания – это восприятие цвета у ребенка.
Ознакомление
с
этим
свойством
составляет
основное
содержание
сенсорного
воспитания,
наряду
с
формой
и
величиной.
Формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах
цвета,
опирается
только
на
зрительные ощущения и восприятие. В связи с этим усвоение сенсорных
эталонов цвета происходит медленнее и сложнее.
Необходимым условием для ознакомления детей с цветом является в
первую
очередь
организация
сенсорного
уголка
в
группе,
а
также
оформление окружения ребенка в эстетическом цветовом решении.
Сенсорный уголок включает в себя различные дидактические игры
по цвету, вкладыши, картинки, картотеки игр, цветные предметы, мешочки
и т.д. В работе с детьми необходимо широко использовать
наглядные методы – наблюдения в природе и окружающем
мире, рассматривание картин и игрушек и др.;
практические
методы
–
исследовательская
деятельность,
использование дидактических игр;
словесные
методы
–
рассказ
воспитателя,
бе с еды,
художественное слово и др.
Более
полно
раскрыть
цветоощущение
детям
помогают
дидактические игры. Дидактические игры и занятия дают положительные
результаты при условии планомерности их проведения. Темпы овладения
этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними
дети начинают быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах
выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах и движениях, они
показывают предмет, приносят его по просьбе взрослого. Следовательно,
от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к
детям: необходимо уже правильно называть предметы и вещи, действовать
с ними в соответствии с их качествами. Постепенно у детей развиваются
восприятие, речь, накапливаются знания об окружающем.
Цель таких игр: научить ребенка различать предметы по цвету путем
сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого можно
использовать такие практические действия как прикладывание предметов
друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
После освоения практических действий у детей формируются эталоны –
образцы основных цветов, с которыми они сопоставляют окружающие
предметы.
На
основе
практических
действий
по
различению
цвета
и
системы цветовых эталонов ребенок учится определять цвет предмета «в
уме»,
т.е.
мысленно,
не
прибегая
к
практическим
действиям
–
тогда
происходит мгновенное различение цвета. Использование дидактических
игр важно еще и потому, что организация сенсорного опыта детей на
занятиях является хотя и существенной, но лишь одной из многих задач.
Игры необходимо проводить в
последовательности, соответствующей
возрастным особенностям малышей.
Работу необходимо строить поэтапно.
На первом этапе это игры на ознакомление ребенка с одним, двумя
основными цветами.
Второй этап: соотнесение и выбор по образцу.
Третий этап работы: группировка по основным признакам.
И заключительный этап: называние цвета ребенком.
Работа по ознакомлению ребенка с цветом проводится на специально
организованных
занятиях.
Это
познавательные
занятия,
занятия
по
изобразительной деятельности, развитию речи, конструированию, лепке,
аппликации.
Также
эта
работа
проводится
и
вне
занятий,
как
индивидуальная или самостоятельная деятельность детей. В повседневной
жизни
необходимо
обращать
внимание
детей
на
цвет
одежды,
цвет
в
групповых помещениях, цвет на прогулке. Особая роль в формировании
представлений
детей
о
цвете
принадлежит
наблюдениям
в
природе.
Природа
является
важным
помощником
в
развитии
у
детей
цветового
восприятия. Ее многоцветие радует нас во все времена года. На прогулках
организуются
наблюдения
за
небом,
солнцем,
радугой,
растениями,
животными и т.д., отмечается с детьми цвет объектов.
Осенью проводятся наблюдения за удивительной игрой красок на
уже начинающих меняться деревьях. Зимой – рисование гуашью на снегу.
Весной
наблюдение
за
травой
и
листьями.
Летом
–
за
цветущими
растениями и т.д. Любые прогулки с детьми на природе имеют не только
познавательное значение, но и способствуют эстетическому восприятию.
Систематическая
и
планомерная
работа
по
данной
проблеме
эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие
речи
и
сенсорных
эталонов.
У
детей
появляется
интерес
к
цветовой
стороне
окружающей
жизни,
начинает
проявляться
предпочтение
к
определенному цвету, расширяется кругозор.
Таким
образом,
системная
работа
по
данному
направлению
дает
определенные результаты в области познания детьми цвета, что в свою
очередь,
положительно
влияет
на
всестороннее
развитие
детей
и
упорядочивает
хаотичные
представления,
полученные
ими
при
взаимодействии с внешним миром.